Новый формат развития приграничных отношений между РФ и ЕС.

Аналитика
Приграничные отношения между регионами РФ и ЕС перешли на более высокий уровень развития, что стало возможным после подписания в конце 2009 г. финансовых программ приграничного сотрудничества между ЕС и российским правительством. Прогресс в приграничных отношениях ЕС и России выглядит весьма своевременным в условиях интеграции и глобализации, однако внутренние нерешенные проблемы, главным образом законодательные, пока не позволяют в полной мере использовать все преимущества общей границы с Евросоюзом.

 

А.В. Шкуренко

научный сотрудник отдел международных экономических исследований



 


До 2007 г. приграничные отношения регионов Северо-запада России и регионов ЕС строились на различных программах сотрудничества таких, как «Тасис» - программа технического содействия странам СНГ, «Интеррег» - программа развития приграничных районов. Эти программы показали свою значимость для развития многих регионов РФ, в частности приграничных, в ряде областей: подготовка и реализации инвестиционных проектов, поддержка малых и средних предприятий, организация службы социальной адаптации и трудоустройства безработных, программы по охране окружающей среды, реконструкция объектов инфраструктуры – транспортные сети и таможенные переходы.


Однако из-за множественных недочетов в этих программах (разрозненное финансирование и разные процедуры выполнения, слабый мониторинг, высокая централизация в принятии решений и ограниченное участие российской стороны, не объективность в выборе проектов) эти программы были упразднены. При этом Россия получала главным образом техническую, а не инвестиционную помощь.


В 2007 г. на смену «Тасис» и «Интеррег» пришла новая программа приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента партнерства и соседства. – финансовый механизм для реализации Европейской политики соседства. Он устанавливает общие принципы, условия и формы помощи для соседних стран с ЕС. В частности, в нем определены такие задачи, как содействие социально-экономическому и региональному развитию, защите окружающей среды, становлению гражданского общества и неправительственных организаций, сотрудничеству в энергетике, транспорте и телекоммуникациях, и проч.


Для Евросоюза интерес к приграничному сотрудничеству с Россией связан как с возможностью открытия новых рынков и повышения экономического сближения, так и с интересами европейской безопасности и политической стабильности.


В рамках Европейской политики соседства, на настоящем этапе, особое внимание обращено на приграничное сотрудничество, цель которого улучшение регионального развития. Которое базируется на принципе, что приграничные регионы расположены вокруг границы, а не разделены границей.


Всего в рамках Европейского инструмента партнерства и соседства определено 15 программ приграничного сотрудничества вдоль восточных и южных границ ЕС с общим объемом финансирования 1,1 млрд. евро на 2007-2013 гг.


В конце 2009 г. правительством РФ и ЕС было подписано ряд соглашений о финансировании и реализации программ приграничного сотрудничества в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства, уже на принципах софинансирования. Впервые средства федерального бюджета РФ были направлены на софинансирование приграничных отношений с ЕС, а выработка государственной политики в сфере осуществления межрегионального и приграничного сотрудничества стала проводиться Минрегионом России.


Финансовые соглашения между ЕС и РФ охватывают пять программ приграничного сотрудничества, общий бюджет которых составляет 437 млн. евро до 2013 г.:


Коларктик-Россия (Швеция, Финляндия, Норвегия, Россия) – 70.48 млн. евро;


Карелия-Россия (Финляндия, Россия) – 46.40 млн. евро;


Юго-Восток Финляндии-Россия (Финляндия, Россия) – 72.36 млн. евро;


Эстония-Латвия-Россия – 73.08 млн. евро;


Литва-Польша-Россия (Калининградская программа) – 176.13 млн. евро


Большая часть средств выделена со стороны Еврокомиссии – 267 млн. евро, 103 млн. евро от России и 67 млн. евро приходится на страны ЕС


Финансовое сотрудничество, согласно Европейскому инструменту соседства и партнерства, будет, как и прежде, заключаться в финансировании проектов. Однако переход на новый формат приграничных отношений внес определенные изменения в характер сотрудничества.


Важной и новой чертой приграничных отношений является принцип совместного сотрудничества, когда партнеры РФ, и страны-члены ЕС будут применять общие правила управления программами приграничного сотрудничества, распределять единый бюджет и принимать совместные решения в рамках общего управления.


Измененный формат приграничных отношений отражается не только в увеличенном финансировании совместных проектов, но и в самом характере этих отношений. Так если программы «Тасис» и «Интеррег» концентрировались на оказании консультационно-технического содействия властям, организациям и предпринимателям, позже - на поощрении разработки стратегий пространственного развития и обеспечения доступа к рыночной информации, но всегда в гораздо меньшей степени на инвестиционном сотрудничестве. То, целями политики приграничного сотрудничества «нового формата», являются:


- поощрение экономического и социального развития в регионах по обе стороны от общих границ;


- решение общих задач в таких областях, как окружающая среда, общественное здоровье, профилактика организованной преступности и борьба с ней;


- обеспечение эффективности и безопасности границ;


- поощрение приграничных действий на местах, то есть мероприятия в социальной, образовательной сферах и СМИ, а так же расширение приграничных контактов между группами гражданского общества и неправительственными организациями, которые способны внести свой вклад в поощрение местного управления и демократии.


Например, в рамках программы Юго-Восточная Финляндия - Россия, выделены такие приоритетные направления деятельности приграничного сотрудничества, как:


- развитие сотрудничества в сфере энергетики, поддержка научных исследований, использование новых методов и обучение в вопросах возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, использование биотоплива и передача технологий и ноу-хау;


- поддержка создания научных (промышленных, бизнес, технологических) парков и инновационных центров путем создания предпосылок для последующих крупных инвестиций в производство;


- развитие предпринимательства и создание новых видов бизнеса в совместно определенных приоритетных отраслях, в т.ч. в наукоемких секторах, и обмен между региональными структурами по поддержке малого и среднего бизнеса.


Общей целью всех новых программ сотрудничества ЕС и РФ является снижение периферийности приграничных регионов стран и связанных с этим проблем, а также содействие развитию многостороннего приграничного сотрудничества.


От реализации этих программ вполне резонно ожидать, что приграничное сотрудничество позволит укрепить устойчивое экономическое и социальное развитие территорий по обе стороны границы, усилить административные механизмы управления проектами, а также решать социальные и вопросы общественного здоровья.


В этих условиях приграничные отношения с ЕС в новом формате могут стать импульсом к активизации предпринимательской деятельности в целях экономической и инвестиционной интеграции приграничных областей России с регионами ЕС.


Участие в новых программах приграничного сотрудничества могло бы активизировать трансграничную кооперацию с участием муниципальных образований или целых российских районов с приграничными регионами соседних стран, что позволит заметно улучшить процесс экономической интеграции и ускорить их социально-экономическое развитие.


Однако существует ряд нерешенных проблем, из-за которых развитие приграничного сотрудничества сильно тормозится.


Одной из них является отсутствие полноценного федерального законодательства в сфере приграничного сотрудничества. Работы по подготовке и принятию закона «О приграничном сотрудничестве» идут медленно. Сейчас недостаточность полномочий у органов местной власти не позволяет им полноправно организовывать и развивать приграничные отношения, что замораживает решение многих социально-экономических проблем периферийных (приграничных) регионов России. В итоге, несмотря на успешный опыт приграничного сотрудничества в ряде регионов Северо-запада России, особенно в Карелии, уровень приграничных отношений как в качественном, так и количественном масштабе в нашей стране остается еще очень низким по сравнению с Евросоюзом.


Эта проблема во многом обусловлена и низкой активностью государства в развитии таких отношений, недостаточным финансированием и слабой подготовленностью на местном уровне.


Недостаточно четко разграничены полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, отсутствует механизм финансирования приграничных программ сотрудничества.


В то же время потенциал развития у регионов северо-запада России для выстраивания взаимовыгодных и долгосрочных отношений с европейскими соседями весьма велик. Следует отметить, что экономическая интеграция с ЕС должна осуществляться не только в традиционных отраслях промышленности, но и интенсифицироваться в условиях нарастающей мировой конкуренции, то есть активно переходить на инновационные платформы сотрудничества.


Совместная заинтересованность и готовность всех уровней власти и общества в России расширять и улучшать приграничные отношения с регионами Евросоюза позволит качественно изменить вектор социально-экономического развития приграничных российских территорий.


Важно не упустить время и наработанный опыт для выстраивания эффективной государственной политики приграничного сотрудничества, особенно с регионами ЕС.