К саммиту АТЭС – курсом на Вьетнам

Мы в СМИ
С 5 по 11 ноября во вьетнамском городе Дананг состоится очередной саммит лидеров стран форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В преддверии встречи на высшем уровне в Москве, на площадке информационного агентства REGNUM, состоялся круглый стол «АТЭС-2017. Курс на Вьетнам». Ведущие российские эксперты-специалисты по региону и их вьетнамские коллеги обсудили вопросы усиления экономической интеграции в формате АТЭС, поделились мнениями и ожиданиями от форума, рассмотрели перспективы российско-вьетнамского взаимодействия на уровне всеобъемлющего стратегического партнерства.

Повестка дня круглого стола, организатором которого выступили Фонд поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» и информационное агентство REGNUM, также оказалась «всеобъемлющей». В ходе дискуссии была дана предметная оценка деятельности форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), роли и значения диалоговой площадки в процессе региональной интеграции и в контексте глобализации. Также были рассмотрены факторы укрепления политического и экономического статуса Вьетнама как одного из наиболее динамично развивающихся государств Юго-Восточной Азии, перспективные направления расширения сотрудничества с этой страной.

Открывая круглый стол, председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук подчеркнул, что Вьетнам играет все более важную роль не только в региональных, но и в геополитических процессах. И проведение форума АТЭС-2017 – это не только демонстрация успехов Вьетнама всему миру, но и практическая возможность за счет общих усилий обеспечить стабильность и рост экономики на фоне комплекса современных угроз.

- Именно Азия сегодня является точкой мирового финансового и экономического роста. В этом смысле России нет особого смысла ждать снятия западных санкций, а следует заняться теми возможностями, которые открываются на восточном направлении, в частности в сотрудничестве с Вьетнамом. И здесь может сработать не только формат АТЭС, но и тот факт, что Вьетнам вошел в зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом. Эти форматы нужно активно развивать, - отметил Г.Трофимчук.

Актуальность интенсивного наполнения всеобъемлющего стратегического партнерства России и Вьетнама реальным экономическим содержанием подтверждается задачей, поставленной президентами двух государств: к 2020 году объем товарооборота между странами должен достичь уровня 10 млрд. долларов в год. Для сравнения, сейчас этот показатель составляет около 4 млрд. То есть цель амбициозная, но вполне реальная, считают эксперты, принимая во внимание рекордные показатели экономического роста в регионе.

Сегодня на долю государств-участников АТЭС приходится 64% мирового ВВП, а их доля в мировом товарообороте составляет 48%. Столь впечатляющие показатели обуславливают и значение форума АТЭС. И, несмотря на то, что его решения имеют рекомендательный статус, на этой площадке апробируются лучшие практики норм регулирования, которые в дальнейшем переносятся на иные площадки, в том числе на площадку Всемирной торговой организации, где принимаемые решения обретают уже обязательный характер.

Россия участвует в работе форума с 1998 года. Примечательно, что пик активности деятельности АТЭС пришелся на 2012 год, когда РФ председательствовала в форуме.

Сегодня одним из ключевых направлений сотрудничества России с АТЭС является региональная интеграция, а именно – продвижение интересов Евразийского экономического союза, подчеркнула директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС, член рабочей группы по формированию цифрового пространства ЕАЭС Татьяна Флегонтова.

- Геополитическая ситуация в мире меняется стремительно. В последний год мы говорим о ряде геополитических шоков. И в этих условиях важно иметь в виду: АТЭС – ключевая площадка в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которую, с учетом российской стратегии разворота на Восток, нужно активно использовать для того, чтобы представить нашу позицию и консолидированную позицию ЕАЭС партнерам по АТР, - считает Т.Флегонтова.

По ее словам, еще одно приоритетное направление деятельности ЕАЭС – цифровая экономика – удачно вписывается в повестку АТЭС-1017. В рамках форума планируется сформировать Дорожную карту по развитию этого направления. Россия, имея серьезные интересы в перспективном сегменте, является одним из основных участников переговорного процесса.

Нынешний саммит АТЭС обретает особое значение в современных политических реалиях, считает ведущий научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН Григорий Локшин. Констатируя новые тенденции в международной обстановке, он отметил отход нынешней администрации США от «трека глобализации» с усилением протекционистского подхода в реализации собственных интересов. Свидетельство тому – выход Соединенных Штатов из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которое еще не успело толком заработать. Это открыло дорогу Китаю, который с 2006 года продвигает идею создания Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли с включением в нее экономик 21 государств региона. Одновременно идет формирование еще одной региональной группировки – Всестороннего регионального экономического партнерства, охватывающего 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).

- На этом фоне значение предстоящего саммита АТЭС особенно возрастает, поскольку на нем будут решаться вопросы конфигурации будущего всего региона.

Саммиту будет предшествовать большой региональный вояж Дональда Трампа, в ходе которого администрация США скорректирует свои планы в регионе. А председатель КНР Си Цзиньпин прибудет на форум после 19 съезда КПК, также «зарядившись» политикой партии в регионе. В связи с этим Вьетнам, без преувеличения, попадает в фокус внимания всего человечества. Для СРВ это имеет огромное значение, поднимает престиж страны, ее авторитет и влияние в регионе АСЕАН, где она уже вышла на передовые позиции. Это также прекрасная возможность для Вьетнама решить некоторые проблемы и с Соединенными Штатами, и с Китаем, и с Россией. Считаю, нам необходимо продвигать на площадке АТЭС идею сотрудничества ЕАЭС, ШОС и АСЕАН, делать это сотрудничество привлекательным, - сказал Г.Локшин.

Важность увязки приоритетов таких структур, как ЕАЭС, ШОС и АСЕАН обосновал также профессор департамента международных отношений НИУ ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН Евгений Канаев.

Обратившись к недалекой исторической ретроспективе, он напомнил, что в 2014 году произошло «крушение» проекта «Малая Евразия» в связи с выходом из него Украины. В тот же год Китай заявил об амбициозном проекте «Один пояс – один путь», и стало ясно: Россия, так или иначе, должна будет участвовать в нем. Это понимание нашло отражение в декларированном «развороте на Восток». Однако вскоре стало понятно: разворот не столь впечатляющий, как это виделось изначально. По сути, это в большей степени разворот на Китай. Тогда Россией была предложена концепция масштабного интеграционного проекта, получившего название «Большая Евразия».

- В 2016 году на саммите «Россия – АСЕАН» в Сочи было принято соглашение о формировании стратегического партнерства с АСЕАН, которое должно базироваться на связке АСЕАН – ШОС – ЕАЭС. Зачем это нужно государствам АСЕАН? Прежде всего потому, что благодаря такой связке их интересы позиционируется в новом институциональном формате, охватывающем все евразийское пространство. Также государства АСЕАН понимают, что их проект Экономическое сообщество АСЕАН требует больших вливаний в инфраструктуру, а для этого необходимо увязать интересы партнеров АСЕАН в Юго-Восточной Азии с приоритетами других партнеров.

России такая связка позволяет выправить «перекос» в сторону Китая.

Какое отношение это имеет к всеобъемлющему стратегическому партнерству России и Вьетнама? Самое непосредственное. Не будем забывать, что Вьетнам – единственная страна с которой у ЕАЭС есть соглашение о свободной торговле. Не будем забывать и о том, что Вьетнам – одна из немногих стран Юго-Восточной Азии, которая проявляет интерес к Арктическим проектам, в том числе к Северному морскому пути. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что морской Шелковый путь XXI века имеет два судоходных коридора, которые проходят через Юго-Восточную Азию. Но Вьетнаму нужно диверсифицироваться, чтобы ослабить влияние Китая, сбалансировать его присутствием другого крупного игрока.

Кроме того, поскольку Вьетнам стремится интегрироваться в глобальные диалоговые структуры, он будет приветствовать связку АСЕАН – ШОС – ЕАЭС. При этом опыт и наработки АТЭС могут послужить хорошим подспорьем, чтобы развивать экономическую повестку в этой связке, где и Россия, и Вьетнам будут играть значительную роль, - констатировал Е.Канаев.

В контексте формирования повестки всеобъемлющего стратегического партнерства РФ и СРВ эксперт Российского совета по международным делам Илья Кравченко акцентировал внимание на стратегически важном потенциале «мозговых центров». По мнению эксперта, официальный уровень нынешнего взаимодействия России и Вьетнама «обременен бюрократическими моментами». Это обуславливает целесообразность учиться «лоббистской деятельности» с использованием потенциала негосударственных аналитических структур.

В этом смысле показателен опыт США.

- Интерес США к Вьетнаму, который возник примерно 10 лет назад – во многом результат деятельности различных «мозговых центров», которые все больше влияют не только на принятие внутренних решений, но и на партнеров за рубежом.

И в России, и во Вьетнаме такие «мозговые центы» тоже есть. Но их отличие от американских структур в том, что там действует так называемая «система вращающихся дверей», когда люди, которые занимаются экспертно-аналитической деятельностью, потом приходят в государственные структуры, а проработав там, набравшись опыта и связей, вновь возвращаются в «мозговые центры» и лоббируют свое направление на уровне дипломатии второго трека. К сожалению, у нас такой практики пока нет.

Полагаю целесообразным создать во Вьетнаме мощный «мозговой центр», ориентированный на евразийское пространство, который имел бы тесные контакты с политическими кругами страны. До тех пор, пока политические круги и экспертное сообщество не будут активно взаимодействовать, ожидать успешной интеграции не приходится, - считает эксперт.

Приветствуя идею продвижения потенциала Евразийского экономического союза в рамках АТЭС, научный сотрудник центра Российской стратегии в Азии Института экономики РАН Нгуен Куок Хунг озвучил позитивный эффект соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.

- На недавней конференции в Ханое посол России во Вьетнаме Константин Внуков заявил, что за семь месяцев этого года товарооборот между государствами ЕАЭС и Вьетнамом увеличился на 28%. Это говорит о том, что соглашение о зоне свободной торговли имеет положительный эффект, - заключил вьетнамский эксперт.

Резюмируя тему экономического взаимодействия и перспектив такового, сотрудник Российского института стратегических исследований Мария ЗЕЛЕНКОВА обратила внимание на то, что сотрудничество с Россией отвечает и более глобальным задачам Вьетнама, таким, как обеспечение энергетической, продовольственной и даже национальной безопасности.

- Мы являемся традиционным партнером номер один для Вьетнама во многих приоритетных направлениях, таких как военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в сфере энергетики, в том числе атомной. Здесь мы занимаем передовые позиции благодаря тому, что сотрудничество налажено на уровне госкорпораций.

Да, пока есть отставание на более низком уровне, на уровне среднего бизнеса. В этом смысле соглашение о зоне свободной торговли не является панацеей для скорого выправления ситуации, но, безусловно, создает благоприятные условия для развития такого сотрудничества.

В целом, думаю, оценка нашего взаимодействия с Вьетнамом в сравнении с другими странами, не совсем то, что нам нужно. Не нужно пытаться «втиснуться» в какие-то сферы сотрудничества Вьетнама с Китаем, США и как-то противопоставить себя в этих векторах. Нужно просто двигаться в уже заданном направлении, развивать свои ниши и оценивать такое сотрудничество только на основе наших результатов, - считает М.Зеленкова.

По итогам круглого стола участники приняли рекомендации, направленные на максимальное использование экономического и политического потенциала, связанного с проведением форума АТЭС-2017 во Вьетнаме.

Ольга Казанцева

Зеленкова форум АТЭС-1017 ЕАЭС Вьетнам