Председательство Литвы в ОБСЕ и «затяжные конфликты»

Аналитика
6-7 декабря 2011 г. в Вильнюсе (Литва) прошла 18-я сессия Совета министров ОБСЕ (56 государств-участников), которая подвела итоги председательства Литовской Республики в ОБСЕ в 2011 г.

 

И.А.  Баторшина

научный сотрудник балтийского регионального информационно-аналитического центра РИСИ




6-7 декабря 2011 г. в Вильнюсе (Литва) прошла 18-я сессия Совета министров ОБСЕ (56 государств-участников), которая подвела итоги председательства Литовской Республики в ОБСЕ в 2011 г. В феврале 2011 г., принимая его от Казахстана, министр иностранных дел Литвы А. Ажубалис, заявил, что революционных перемен в реализации Астанинской декларации, принятой по результатам итогового саммита в декабре 2010 года, в политике Вильнюса не ожидается. В качестве основных приоритетов были названы «достижение прогресса в деле урегулирования «затяжных конфликтов», обеспечение лучшего выполнения обязательств в сфере свободы СМИ, усиление борьбы в рамках Организации с транснациональными угрозами и вызовами, в том числе исходящими с территории Афганистана, укрепление роли ОБСЕ в диалоге в области энергетической безопасности, воспитание толерантности через просвещение на всем пространстве ОБСЕ» [1].

В вопросе урегулирования «затяжных конфликтов» был принят так называемый принцип «золотых миллиметров», и именно в этой области были сосредоточены основные усилия внешнеполитического ведомства Вильнюса в 2011 году.

Урегулирование проблемы Нагорного Карабаха было отмечено еще в приоритетах казахстанского председательства в ОБСЕ 2010 года, однако существенных успехов достигнуто на этом пути не было. В итоговой декларации декабрьского саммита 2010 г. указано на необходимость приложения дальнейших усилий по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. В рамках своего председательства в ОБСЕ министр иностранных дел А.Ажубалис, а также президент республики Даля Грибаускайте совершили весной 2011 г. ряд официальных визитов в Армению и Азербайджан.

Учитывая принципиально противоположные интересы основных игроков на кавказской платформе, Литва в ОБСЕ пыталась придерживаться протокола, отмечая необходимость ненасильственного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном по вопросу статуса Нагорного Карабаха. Между тем, в реальности Вильнюс пошел на политические уступки Азербайджану в вопросе Нагорного Карабаха как председатель ОБСЕ в обмен на нефть и газ Азербайджана. Так, несмотря на высказывания президента Литвы Д.Грибаускайте в декабре 2010 г. о том, что Литва будет содействовать установлению тесных связей между сторонами конфликта, уже в марте 2011 г. премьер-министр А.Кубилюс во время своего визита в Ереван призывает Армению в одностороннем порядке отозвать свои войска (снайперов) с границы. Арменией это было воспринято как оскорбление и подрыв международного престижа Литвы как члена и главы ОБСЕ. «Армения не пойдет на односторонние уступки, и отвод снайперов должен произойти в двухстороннем порядке и одновременно», - заявил на пресс-конференции 18 марта пресс-секретарь правящей Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов, комментируя предложение действующего председателя ОБСЕ Аудронюса Ажубалиса об одностороннем отводе снайперов с линии соприкосновения армянской стороной.

Более того, Литва внесла коррективы в текст проекта резолюции «О мирном урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе» в интересах азербайджанской стороны, что было воспринято армянской стороной как отрытое нарушение принципов работы Минской группы ОБСЕ, разработавшей этот документ.

Таким образом, что Вильнюс в своих попытках продвижения вопроса по Нагорному Карабаху по факту занял проазербайджанскую позицию.

Определенные надежды на разрешение конфликта и выхода на принципы урегулирования карабахского конфликта были связаны с трехсторонней встречей президентов России, Армении и Азербайджана в Казани в июне 2011 г. Однако план подписания соответствующего договора был провален вследствие предъявления Азербайджаном 10 новых требований к армянской стороне.

Всё, что оставалось в этой ситуации сделать А.Ажубалису, как представителю ОБСЕ, так это выразить надежду на то, что работа продолжится, и призвать лидеров двух стран «выполнять обязательства, принятые на себя в октябре 2010 г. в Астрахани и в марте 2011 года в Сочи (в том числе по пресечению инцидентов на линии соприкосновения), и воздержаться от применения силы» [2].

Особые усилия Литвой были предприняты на указанном саммите ОБСЕ в декабре с.г. Как известно, по результатам переговоров было подписано заявление по Нагорному Карабаху, котором отмечается, что согласно уже принятым ранее документам, руководители пяти делегаций «согласились с необходимостью продолжения переговорного процесса в формате Минской группы ОБСЕ». Отмечена необходимость улучшения климата для обеспечения прогресса в мирном урегулировании. Кроме того, в заявлении содержится призыв к Армении и Азербайджану завершить работу над базовыми принципами мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Отношение к грузинскому вопросу во многом демонстрирует корректировки внешнеполитического курса Литвы. Если в первые годы своего президентства Даля Грибаускайте уклонялась от перспективы укрепления литовско-грузинских отношений, то в 2011 г. тон в отношении Грузии и режима Саакашвили заметно изменился. Во время своего визита в Тбилиси в мае 2011 г. Президент Литвы заявила о том, что Южная Осетия и Абхазия являются неотъемлемыми территориями Грузии, тем самым дав негативную оценку роли России в конфликте августа 2008 г. «Литва поддерживает территориальную целостность Грузии в предусмотренных международными договорами пределах, а также ее евро-атлантическую интеграцию» [3]. Вместе с тем, Грибаускайте высказалась за обеспечение дипломатической поддержки Тбилиси в вопросе улучшения климата в российско-грузинских отношениях.

Считается, что в вопросе урегулирования приднестровского конфликта Литва добилась наибольших успехов в период своего председательства.

В 2011 году при посредничестве России в ОБСЕ был актуализирован вопрос о возобновлении переговоров в формате «5+2». Как известно, решение об этом было принято в Москве 22 сентября 2011 года.

Без сомнения, Вильнюс в качестве своей основной заслуги как председателя в ОБСЕ видит возобновление прерванных переговоров. 30 ноября 2011 года в Вильнюсе была проведена встреча «5+2», в рамках которой принято решение о возобновлении официальных многосторонних переговоров по Приднестровью. По словам действующего председателя ОБСЕ, главы МИД Литвы Аудронюса Ажубалиса, это событие – «один из золотых миллиметров», которые удалось пройти в ходе председательства Литвы в этой международной организации [4].

Однако на деле все не так просто: ни молдавская сторона, ни руководство Приднестровья не готовы к принятию решений по статусу ПМР. Так, в одном из своих интервью вице-премьер правительства республики Молдова Евген Карпов, называя основные принципы молдавской стороны в переговорном процессе, отметил: «Решить проблему необходимо только при соблюдении суверенитета и территориальной целостности Молдовы, в рамках границ, признанных международным сообществом 1 января 1990 года, с приданием Приднестровскому региону определенного правового статуса в составе республики Молдова. Статус региона может быть основан на очень широкой автономии, и мы готовы его обсуждать» [5].

Однако Тирасполь не готов пойти на столь ощутимые потери своего политического влияния. Руководство Приднестровской Молдавской республики (ПМР) добивается международного признания своей независимости от Молдавии.

Поэтому в рамках итогового саммита ОБСЕ (декабрь 2011 г.) А.Ажубалис ограничился лишь высказываниями о некоем «прогрессе» в вопросе урегулирования затяжных конфликтов, который на деле можно рассматривать весьма и весьма относительным.



 

1. Report on progress made during Lithuania’s Chairmanship of the OSCE, 2011. P.3.

2. Ишкаускас Ч. Почему буксуют переговоры по Нагорному Карабаху? http://inosmi.ru/caucasus/20110719/172188795.html [Электронный ресурс, дата обращения: 08.12.2011]

3. Президент Литвы: Абхазия и Южная Осетия - это Грузия // www.regnum.ru/news/1401245.html [Электронный ресурс, дата обращения: 08.12.2011]

4. Амелюшкин К. В Литве возобновлены многосторонние переговоры по Приднестровью // http://ru.delfi.lt/news/politics/v-litve-vozobnovleny-mnogostoronnie-peregovory-po-pridnestrovyu.d?id=52370643 [Электронный ресурс, дата обращения: 10.12.2011]

5. Амелюшкин К. Евген Карпов: значение встречи по Приднестровью велико http://ru.delfi.lt/news/politics/evgen-karpov-znachenie-vstrechi-po-pridnestrovyu-veliko.d?id=52417801 [Электронный ресурс, дата обращения: 10.12.2011]