Саммит G20 в Санкт-Петербурге: найден ли рецепт экономического роста?

Аналитика
Лидеры G20 так и не смогли прийти к единому мнению по решению ситуации в Сирии

5-6 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча глав государств и правительств стран «Группы двадцати». Саммит стал кульминацией председательства Российской Федерации и ознаменовал собой пятилетие G20 на уровне лидеров. Впервые саммит проходил в России и под её председательством.

Кроме глав государств и правительств стран «Группы двадцати», в работе форума приняли участие пять приглашённых стран - Бруней, Испания, Казахстан, Сенегал, Сингапур и Эфиопия. К ним присоединились руководители ООН, Всемирного банка, ВТО, Международной организации труда, МВФ.

В год председательства РФ вынесла на повестку G20 вопросы создания новых рабочих мест, спроса на труд. Причём создание рабочих мест  рассматривается как источник экономического роста, а не только как его следствие. Вопросы занятости обсуждались и в течение четырёх предыдущих лет на саммите, но, с точки зрения предложения труда: как помочь безработным, как повысить эффективность служб занятости.

Российская сторона предложила правительствам стран G20 сосредоточить усилия на формировании условий, которые способствовали бы обеспечению занятости населения. Речь здесь, прежде всего, идёт о поддержке долгосрочных инвестиций: инвестиций в производительный сектор экономики, в инфраструктурные проекты. В последние 20-30 лет произошло раздувание спекулятивного сектора, где быстрее и легче зарабатываются деньги. Вернуть интерес инвесторов к реальным проектам – задача стратегической важности.

Важной темой для обсуждения на саммите стала борьба с офшорами и необходимость унификации налоговых режимов. Уход компаний от налогообложения особенно в условиях дефицита бюджета является серьёзной проблемой для экономик многих стран. В рамках саммита стороны приняли решение совместно разработать новый, многосторонний стандарт обмена информацией в налоговых целях.

Фактически, необходимость закрытия офшоров – это вопрос решенный. Здесь возникает проблема, как обеспечить странам, отказавшимся от офшорных зон, в особенности небольшим странам, другие источники дохода бюджета.

На встрече лидеров было констатировано, что в целом ситуация в мировой экономике даёт положительные сигналы. Экономика развитых стран показывает позитивную динамику. Однако проблемы государственного долга, бюджетных дефицитов по-прежнему на повестке дня. Практически все страны приняли решение о необходимости снижении долгов, дефицитов, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Лидеры G20 пришли к мнению, что фискальная консолидация вовсе не мешает стимулированию экономического роста, как считалось ранее. Реализация ответственной долговой и бюджетной политики способствует созданию благоприятной инвестиционной среды, а инвестиции – залог экономического роста. Однако для большинства экспертов данный вопрос остаётся спорным: снижение государственных расходов приводит к сокращению совокупного спроса, что ведёт к падению производства, доходов и занятости.

В ходе саммита страны G20 разработали план работы в сфере развития рынка облигационных займов в местной валюте. Облигации в местной валюте — значимый источник финансирования долгосрочных внутренних инвестиций, прежде всего, в инфраструктуру. Эти меры также должны способствовать снижению экономической зависимости от США, ограничить возможности США безгранично печатать доллары и эмитировать ценные бумаги и их производные.

Кроме того, внимание G20 привлекла ситуация с развивающимися странами, где темпы роста замедлились, наметилась тенденция вывода капитала из этих стран.

По мнению большинства экспертов, это связано с завершением политики количественного смягчения, т.е. политики «дешёвых денег». Политика «дешёвых денег» проводилась ФРС США и ЦБ большинства европейских стран для смягчения последствий мирового финансового кризиса. Как известно, мягкая монетарная политика создаёт пузыри. Дешевые деньги, которые вливаются в экономику банками (в дополнение к валютной политике центральных банков), чаще всего, как это происходит в настоящее время, направляются на биржевые спекуляции - вкладываются в акции, облигации, ипотечные кредиты и сырьё, приводя к ценовым пузырям в этих секторах. Поэтому отказ от этой политики был всего лишь делом времени. В ходе саммита центральные банки стран G20 дали обязательство, что будущие изменения ориентиров монетарной политики будут четко выверенными и постепенными.

Ещё одно направление совместной работы в «Группе двадцати» - реформирование МВФ. Принято решение, что процесс перераспределения голосов, квот в фонде в пользу развивающихся стран должен быть завершён в самое ближайшее время. Квоты должны соответствовать реальному положению дел в мировой экономике и роли в ней развивающихся стран. Кроме того, перед Фондом остро стоит проблема нехватки средств для выполнения стоящих перед ним задач. Средства развивающихся стран жизненно необходимы Фонду.

В ходе встречи лидеров стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) были рассмотрены вопросы создания Банка развития БРИКС. На сегодняшний день определён состав учредителей банка - это «пятёрка» БРИКС. Утверждён размер первоначального, распределяемого среди них капитала - 50 млрд. долл. Учреждение Банка развития должно способствовать инициированию новых инвестиционных проектов в регионе.

Также были обсуждены вопросы учреждения пула валютных резервов. Монетарными властями государств-участников достигнута предварительная договоренность о распределении квот. Россия намерена участвовать в деятельности пула вкладом в размере 18 млрд. долл., а его общий согласованный объем составит 100 млрд. долл. Эти меры должны укрепить устойчивость глобальной финансовой системы, которая в настоящее время зависит от состояния всего нескольких резервных валют.

Несмотря на то, что вопрос о возможности включения политической темы Сирии в итоговую экономическую декларацию G20 даже не обсуждался, ситуация в Дамаске поднималась в ходе саммита в течение двух дней. Однако страны G20 так и не смогли прийти к единому мнению по поводу решения опасной ситуации. Как подчеркнул президент РФ Путин В.В., в такое тяжёлое в целом для мировой экономики время дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке контрпродуктивно. Глава российского государства также обратил внимание на тенденцию, отмеченную в ходе обсуждения сирийской проблемы лидерами стран «большой двадцатки»: в современном мире малые государства становятся всё более незащищёнными.