Политика США в отношении Грузии в Южной Осетии после «Пятидневной войны»

Аналитика
Доклад старшего научного сотрудника отдела Евро-атлантических исследований Михайлова С.А.на прошедешем 19 мая 2009 года в РИСИ круглого стола на тему «Перспективы развития Южной Осетии после признания ее независимости»

 

Михайлов С.А.,
старший научный сотрудник
отдела евро-атлантических исследований 

После прихода к власти в Вашингтоне нового руководства в СМИ и экспертных кругах высказывалось мнение, что американо-грузинские отношения могут претерпеть существенные изменения. Это связывалось с тем, что приход к власти в Тбилиси режима Саакашвили, вполне очевидно, был в чистом виде одним из внешнеполитических проектов администрации Буша. Кроме того, наблюдатели обращали внимание, что в ходе агрессии Грузии против ЮО в августе 2008г. Б. Обама бывший на тот момент еще кандидатом в президенты демонстрировал более взвешенный подход к развивавшейся ситуации, чем республиканская администрация и кандидат от республиканцев Дж. Маккейн.


Критика демократического кандидата в адрес России была существенно более сдержанной, по сравнению с республиканцами. Но другие демократы, например, будущий вице-президент Дж. Байден, призывали к осуществлению целого ряда шагов, представлявших угрозу российским интересам. Среди них были блокирование соглашения о сотрудничестве в сфере ядерной энергии и других договоренностей, дальнейшее сохранение поправки Джексона – Вэника угроза срыва олимпиады в Сочи, а также планам по превращению Москвы в международный финансовый центр и даже придание гласности западными финансовыми институтами сведений о коррупции в официальных российских кругах. По своей сути, а особенно по духу, эта реакция мало отличалась от подхода республиканцев.


Важным программным заявлением нового американского руководства, касавшимся намерений администрации Б. Обамы в области отношений с Россией, было получившее широкий резонанс выступление вице-президента Дж. Байдена на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности 7 февраля 2009г. Дж. Байден сделал ставшее весьма известным заявление о том, что «настало время нажать кнопку перезагрузки». Но при этом вице-президент США счел необходимым сделать акцент на конфронтационных моментах в российско-американских отношениях. В частности, он заявил, что Вашингтон не признает независимость Абхазии и Ю. Осетии, равно как и право «какой-либо нации на свою сферу влияния».


В принципе, данный факт не представлял бы собой ничего особо примечательного, если бы не то обстоятельство, что это заявление было сделано в рамках речи, целью которой было подчеркнуть готовность американской администрации к более позитивному подходу в отношениях с Россией и другими международными субъектами. Ни в Москве, ни на Кавказе никто и не ожидал от нового американского руководства готовности признать новые республики, и уж тем более никто не задавал Байдену подобного вопроса. Тем не менее, он счел необходимым специально подчеркнуть, что вопрос о признании Ю. Осетии и Абхазии является одним из символических пунктов разногласий между Россией и США.


Таким же образом, символическое или психологическое значение ситуации вокруг Ю. Осетии и Абхазии в общем контексте отношений России и США подчеркивают проходящие в настоящее время в Грузии учения НАТО: с одной стороны они не имеют практического военного значения, с другой они важны как сигнал Вашингтона в адрес и Тбилиси, и Москвы, и, что не менее важно, других столиц на постсоветском пространстве. Продолжение линии начатой администрацией Дж. Буша в виде Хартии о партнерстве США и Грузии.


Одно из отличий администрации Б. Обамы от предыдущей заключается в том, что основное внимание нового высшего американского руководства во внешней политике еще больше сместилось в сторону «Большого Ближнего Востока» и Афганистана. Это означает, что Закавказьем, судя по всему, в основном будут заниматься чиновники сравнительно невысокого ранга.


Одной из таких фигур является Ф. Гордон, утвержденный 15 мая 2009г. на должности заместителя помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии. Ф. Гордон является специалистом по Франции и Турции. Тем не менее, еще в 2005г. он выступил с однозначной поддержкой режима Саакашвили. А. в марте 2008г. на слушаниях в сенате США по вопросу о принятии Грузии в НАТО он высказался в поддержку этого шага и заявил, что «Москва не может иметь права вето на решения соседних стран. Неприятие Россией вступления Грузии и Украины в НАТО, следовательно, само по себе является еще одной причиной для подключения их к МАР в Бухаресте, в противовес дальнейшему ожиданию».


Подобные рассуждения ясно демонстрируют приверженность к манере ведения политики в отношении России, известной под названием «игра с нулевой суммой».


Однако после «пятидневной войны» США все же пришлось отложить на будущее вопрос о принятии Грузии и Украины в НАТО. Об этом прямо заявил заместитель госсекретаря по политическим вопросам У. Бернс. По его словам, «сегодня Украина и Грузия не готовы к членству в НАТО», так как «членство - это очень сложный и долговременный процесс. Поэтому он заслуживает того, чтобы к нему относились аккуратно, с осторожностью. В то же время, США твердо привержены тесным отношениям НАТО с этими двумя странами по линии двусторонних комиссий, которые недавно были созданы».


В целом США стремятся сохранять тбилисский режим и ситуацию вокруг ЮО и Абхазию в качестве точки давления на Россию. Это необходимо Вашингтону с политико-психологической точки зрения, как демонстрация ближайшим американским союзникам по периметру российских границ, что США не пойдут на уступки России и готовы всячески препятствовать российскому стремлению консолидировать постсоветское пространство в рамках структур, которые не являются проамериканскими или прозападными.