Вступление в ВТО: проблемы и перспективы

Аналитика
Доклад начальника сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ В.М. Холодкова на круглом столе в Екатеринбурге, посвящённом присоединению России к  ВТО и последствиям этого шага для Среднего Урала.

Доклад на круглом столе в Екатеринбурге, посвящённом присоединению России к ВТО и последствиям этого шага для Среднего Урала.

Прозвучавшая здесь постановка вопроса о том, кто «за»  и кто «против» вступления в ВТО, на мой взгляд, некорректна. 18 лет тому назад руководством страны было принято политическое решение о вступлении в ВТО. Велись длительные переговоры, которые завершились подписанием протокола о присоединении к ВТО. Документ поступил на ратификацию в Госдуму и, очевидно, будет одобрен нашим законодательным органом. Сейчас нужно воспринимать вопрос о членстве в ВТО как данность и подумать о том, как минимизировать возможные негативные последствия и максимально эффективно использовать преимущества от присоединения к этой организации.

Анализ показывает, что вступление в ВТО не нанесет  ущерба экономике России В ЦЕЛОМ. Снижение уровня тарифной защиты, о котором так много говорят и которого все так боятся,  на самом деле окажет чрезвычайно слабое влияние на отечественную экономику.  Расчеты  показывают, что мировые цены на нефть и курс рубля влияют на условия работы  отечественных производителей на 2 порядка сильнее, чем уровни тарифной защиты. Серьезное снижение тарифов предусматривается только в тех секторах, где отечественное производство отсутствует и в обозримой перспективе не будет налажено, например, в строительстве широкофюзеляжных самолетов. С учетом реальной демографической ситуации снижение пошлин предусматривается также в тех секторах, где производится трудоемкая продукция, требующая привлечения  рабочей силы в  массовом порядке. В тех отраслях, где есть реальные перспективы  развития и повышения конкурентоспособности, тарифная защита будет максимальной.

Снижение пошлин будет постепенным и нацелено не на наращивание прямого товарного импорта, а на поощрение иностранных прямых производственных инвестиций, создающих новые рабочие места в России. Успех такой тактики хорошо виден на примере развития автомобильной промышленности в России: практически все крупные мировые производители автомобильной техники создали дочерние предприятия в нашей стране. Уровень локализации производства, в соответствии с инвестиционными соглашениями, постоянно растет, и отверточная сборка, которая вначале практиковалась на этих предприятиях, постепенно замещается полноценным производственным циклом.

Негативные последствия от присоединения к ВТО будут носить локальный характер как по географии, так и в отраслевом разрезе и затронут отдельные предприятия – нежизнеспособные и бесперспективные. Этот локальный ущерб будет многократно компенсирован тем выигрышем, который страна получит как член ВТО (режим наибольшего торгового благоприятствования, большая защищенность отечественных предприятий за рубежом, например урегулирование по правилам ВТО торговых споров, включая антидемпинговые процедуры, участие в выработке правил международной торговли и т.д.).

Но главное состоит в том, что за 21 год рыночных реформ цивилизованный рынок возник  далеко не везде и не во всех секторах экономики. В некоторых секторах отсутствует конкуренция – главный двигатель и стимул  развития, - царствуют монополии и картельные сговоры. Пример: цены на жилье плохого качества в Москве превышают цены на жилье отличного качества в Польше, Чехии, Болгарии, Испании и других европейских странах. Причина:монополизм. То есть нынешняя ситуация выгодна недобросовестным предпринимателям и  коррумпированным чиновникам, а страдает от нее массовый потребитель и государство в целом. Вступление в ВТО создаст настоящую конкурентную среду и выиграет подавляющее большинство населения.

И еще один чрезвычайно позитивный итог предварительной работы по присоединению к ВТО. В ходе подготовки переговорной позиции был проведен детальный комплексный  анализ социально-экономического положения  в стране.  Стало ясно, что  в нынешней ситуации, в том числе демографической,  Россия уже не способна иметь и развивать весь комплекс отраслей, от производства иголки до строительства ракеты.  Да и сама нужда в подобной экономической автаркии, которая была естественной для периода холодной войны,  в новых геополитических условиях отпала.  Следовательно,  при подготовке переговорной позиции по согласованию  со всеми заинтересованными ведомствами решался вопрос о том, какие отрасли бесперспективны, а какие  имеют хорошие шансы на  развитие и какая поддержка должна быть оказана им со стороны государства. Другими словами,  подготовительная работа к вступлению в ВТО, переговоры с торговыми партнерами и закрепленные в ходе этих переговоров  обязательства России, позволили определить стратегию развития каждого сектора, то есть промышленную политику,  и в значительной мере - стратегию экономического развития государства,     которой до начала переговоров о вступлении в ВТО просто не существовало.

Даже у слабых предприятий есть хорошие шансы на выживание. Соглашением предусмотрен переходной период (от 5 до 7 лет, в зависимости от отрасли), в течение которого отечественные производители будут иметь существенные преференции перед иностранными и смогут осуществить необходимые организационные меры для ого, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Кроме того, соглашение с ВТО не означает, что правительство РФ будет связано по рукам и ногам. В действительности, как показывает опыт других стран, оно  сможет в необходимых случаях принимать любые, даже самые жесткие меры по защите отечественных  производителей, например, вводить заградительные пошлины (правда в этом случае, есть опасность нарваться на ответные меры со стороны торгового партнера). Наконец, у правительства остается право распределения  госзаказа – мощный источник подпитки отечественных предприятий.

Главной структурой, которая координировала выработку переговорной позиции и вела переговоры с партнерами по ВТО, было Минэкономразвития. Это министерство стремится  помогать отечественным предпринимателям и местным органам власти подготовиться к работе в новых условиях.  После подписания протокола о вступлении в ВТО в МЭР была проведена серия круглых столов на тему об эффективном использовании переходного периода к вступлению в ВТО. Было проведено также много выездных круглых столов и семинаров  на местах. Только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 6 мероприятий.  Осуществлялся опрос участников этих форумов относительно тех мер, которые государство  должно принять в переходный период для того, чтобы обеспечить благоприятные условия отечественным предприятиям для подготовки к работе в условиях  новой конкурентной среды. Формулировался перечень соответствующих пожеланий к правительству. К сожалению, из приглашаемых представителей регионов и отраслей участие приняли  от 25 до 35%, а из них только 20% имели достаточную  подготовку для того, чтобы обсуждать проблемы на профессиональном уровне. И это при том, что все подписанные с ВТО документы размещены на сайте МЭР.

Связь с предприятиями, представителями бизнес-сообщества, органами власти субъектов Федерации и местными органами власти остается наиболее «узким местом» в деятельности МЭР по разъяснению условий соглашения с ВТО и подготовке хозяйствующих субъектов к работе в новой конкурентной среде.    Система такой связи, в том числе обратной, пока не создана, хотя меры по ее созданию принимаются. Сейчас прорабатывается идея формирования на сайте МЭР  «Клуба ВТО». Каждая компания, заинтересованная общественная организация,  федеральный или местный орган власти  после регистрации на сайте получает весь необходимый пакет документов, а также регулярные бюллетени с комментариями и рекомендациями. Кроме того, участники клуба будут иметь возможность высказывать свои пожелания и соображения, которые будут учитываться аппаратом МЭР при подготовке предложений в Правительство. В министерстве  разрабатывается документ «Стратегия участия России в ВТО», который будет содержать перечень задач вступления в эту организацию  и описывать механизм выполнения этих задач. Практически готово соглашение о сотрудничестве МЭР с предпринимательскими организациями – РСПП, Опора и Деловая Россия, - в котором предусматривается и взаимодействие в организации совместной работы в переходный период с целью минимизировать возможные негативные последствия от вступления России в ВТО. Проводится работа по определению объема адресной поддержки отечественным производителям.