Восток и Запад: общие интересы и проблемы сближения

Новости
Сегодня  одна из актуальных тем современной международной политики связана со сложными  процессами, происходящими в  крупных регионах  мира,   анализом их развития и взаимодействия   в интересах  поиска эффективных решений при том понимании, что  эти решения должны  способствовать  в первую очередь предотвращению и урегулированию войн, конфликтов и споров, а также успешному всестороннему соразвитию стран и регионов, включая  обеспечение их безопасности.

На данном этапе острота  многих вызовов глобальной и региональной  стабильности  в немалой степени определяется  последствиями мирового финансового кризиса (2008 г.),  неутихающими конфликтами в отдельных горячих точках нашей планеты,  обострением так называемых нетрадиционных угроз и другими факторами, прямо или косвенно влияющими  на устойчивость экономического развития и политических режимов в ряде государств.

Об этих проблемах, в частности, шла речь на прошедшей 15 ноября с.г. IX  Пражской  конференции по безопасности «Европейский Союз – Китай – Россия: поиск общих интересов» (“European Union – China – Russia: looking for common interests”), организованной  Центром политики безопасности Пражского университета при поддержке Фонда Фридриха Эберта и представительства Европейской комиссии в Чешской Республике.

В работе конференции приняли участие руководители  министерства иностранных дел Чехии,  представители Еврокомиссии, штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, депутаты парламента и члены правительства  Чешской Республики, главы ряда дипломатических миссий в Праге, а также  эксперты  Чехии, России, Китая, Германии, США, Польши и Литвы.

Столь широкое  представительство и выступления участников свидетельствуют  о значительном внимании политиков, представителей научного сообщества и деловых кругов к проблемам поиска в новых условиях общих  интересов Евросоюза, России и Китая, реализации  на этой основе более тесного экономического сотрудничества между ними,  а также выявления  путей и способов  противодействия угрозам безопасности, которые сегодня одинаково волнуют  ЕС, РФ и КНР.

Выступивший на конференции министр иностранных дел Чехии Ян Кохут (Jan Kohut) подчеркнул исключительную важность  поддержания  конструктивных отношений в названном «треугольнике», где две страны – Россия и Китай -  являются постоянными членами СБ ООН. Это придает особый вес их усилиям по сохранению  региональной и глобальной стабильности, развитию крупных международных проектов, сотрудничеству в области новых и высоких технологий, имеющих не только локальное, но и общемировое значение.

Высокие темпы развития азиатских экономик и стремление европейских стран  к ускоренному  восстановлению темпов своего экономического роста, с одной стороны,  и ограниченные возможности  действующих морских и иных транспортных коммуникаций - с другой, побуждают страны Евросоюза и Азии  к поиску новых дополнительных  маршрутов для обмена  товарами и услугами. Поэтому в складывающейся ситуации вполне естественным выглядит повышенный интерес международного бизнеса  к возможностям транссибирской железнодорожной  магистрали и Северного морского пути, что в свою очередь существенно повышает роль России в трехстороннем сотрудничестве. По словам министра, все это в совокупности ставит на повестку дня важный вопрос -  создание регулярно функционирующего трехстороннего механизма консультаций и взаимодействия.

Посол КНР в Чешской Республике Юй Цинтай, разделяя это мнение, высоко оценил нынешнее состояние российско-китайских отношений, обратил внимание на устойчивый рост товарооборота между двумя странами (88 млрд дол. в 2012 году) и  благоприятные перспективы российско-китайского стратегического партнерства в свете достигнутых в марте (Москва)  и октябре (Пекин) с.г соглашений и договоренностей. При этом член китайской делегации Ху Юйминь (Китайский институт международных стратегических исследований) посчитал необходимым подчеркнуть, что Китай в отношениях  с Россией, как и с другими  странами, «не является союзником, а выступает только в качестве партнера».

В выступлениях  участников конференции затрагивался  широкий спектр тем и проблем: от фундаментальных  основ и принципов  развития трехсторонних отношений  до  детальной характеристики состояния  и направлений взаимодействия по конкретным международно-политическим и экономическим вопросам. При этом во многих выступлениях упор опять-таки делался на  формирование и развитие диалогового механизма в треугольнике и  последовательное наращивание сотрудничества, опираясь на уже принятые и действующие  нормативные документы и накопленный опыт двусторонних связей.

Подчеркивалась роль Китая как «главного механизма роста» в сотрудничестве с Россией и европейскими государствами.  Для стран-членов Евросоюза  Китайская Народная Республика  выступает  в качестве второго  по объему экспортного рынка: в 2012 году их экспорт   в КНР составил  143,9 млрд евро (+8,5%), около 60% которого  пришлось на продукцию машиностроения. Общий же товарооборот достиг 433,8 млрд евро  (+12,5%) (для сравнения: с США – 497,7 млрд евро, с Россией 336,5 млрд евро). В кризисный период  в немалой степени  именно благодаря  торговле с КНР в евпропейских странах имели работу три миллиона человек, а более 150 тыс. европейцев  трудились в Китае. В британском  МИДе, например,  убеждены в том, что «в предстоящие десять лет  Китай предоставит  английским предприятиям  гораздо больше возможностей, чем какая-либо другая  страна».

Что касается российско-европейских торгово-экономических связей, то они, по мнению участников конференции,  развиваются вполне успешно. Так, двусторонняя торговля  в 2012 году выросла на 9,7%, зафиксировав рекордный  показатель – 410,3 млрд долл.  Почти половина  импортируемого  Евросоюзом  газа имеет российское  происхождение. Это является свидетельством того, что стороны имеют прямую заинтересованность в дальнейшем развитии экономических  отношений, несмотря  все же на  трудности по ряду тем, касающихся реализации экономических проектов.

Важную роль  в развитии российско-европейского  сотрудничества должно сыграть готовящееся новое  базовое соглашение между Россией и ЕС. Генеральный секретарь  Германского общества по внешней политике Пауль Мальтцан (Paul Freiherr von Maltzahn) подтвердил, что ведущиеся между сторонами напряженные переговоры по этому вопросу должны все-таки завершиться к обоюдной пользе ЕС и России. В то же время он признал, что германское правительство, например,  после  прошедших  парламентских выборов (сентябрь  2013 г.) до настоящего времени пока еще не определилось окончательно со своим курсом на российском направлении.

Рассуждая далее на тему российско-европейских отношений, г-н Мальтцан признал, что у России имеются  некоторые основания сомневаться в искренности Запада в части, касающейся   безопасности. И это, по его мнению, видно по той «неуступчивой позиции», которую Москва занимает  по вопросу сирийского урегулирования. Одна из причин этого, видимо, кроется в том, что  русских   уже один раз «подставили», когда решалась так называемая ливийская проблема. Высказанные  германским представителем соображения на этот счет явились своего рода ответом на «озабоченность» относительно недостатка между сторонами взаимопонимания и взаимного доверия, которую выразил в своем выступлении посол Литвы в Праге Ауримас Таурантас (Aurimas Taurantas).

Касаясь темы безопасности,  генерал Маркус Бентлер (Markus Bentler), представитель  ФРГ в НАТО и  военном комитете Евросоюза, обратил внимание на то, что проблемы, стоящие  в рамках  данной темы,  могут и должны решаться только коллективно, поскольку сегодня уже ни одна страна в мире не способна  делать это самостоятельно.  Альянс, например,  весьма беспокоит ситуация в Афганистане после 2014 года, где  для сохранения стабильности, по всей вероятности, придется вновь прибегнуть к коллективным усилиям. По крайней мере, как это можно было судить по словам генерала, Германия не исключает дальнейшего пребывания своих военных в том или ином качестве  на территории Афганистана и после официального вывода войск коалиции в 2014 году. Говоря о «коллективных усилиях», М.Бентлер заметил, что НАТО «держит двери открытыми  перед Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)  для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес».

В целом можно сказать, что Пражская конференция позволила обсудить несколько важных приоритетов в нынешней политике стран-членов ЕС, Китая и России, среди которых - поиск Евросоюзом новых возможностей  своего позиционирования на рынках России, Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также  проблемы сохранения стабильной и безопасной внешней среды, как главного  условия успешного развития стран и сотрудничества между ними.

От РИСИ на конференции в Праге присутствовал и выступил с докладом «Отношения между ЕС, Россией и Китаем: состояние и перспективы развития» (“The EU, China and Russia’s relations: The current situation and development prospects”) первый заместитель директора Кокарев К.А.