Украино–российское трансграничное сотрудничество: современное состояние и актуальные проблемы

Аналитика
Доклад  Е.В. Долотиной, Институт экономико–правовых исследований НАН Украины, Луганский филиал (г. Луганск, Украина)

На сегодняшний день трансграничное сотрудничество является достаточно важным и актуальным для Украины, ведь с его помощью решаются задания в нескольких направлениях: во – первых, трансграничное сотрудничество является эффективным инструментом развития украинских регионов, которое позволяет уровнять уровни жизни населения как между регионами внутри одного государства, так и между пограничными регионами соседних государств. Весомого значения приобретает углубление сотрудничества с Российской Федерацией, с которым Украина имеет не только общие границы, но и общий исторический корень, а это требует более серьезного отношения к трансграничному сотрудничеству на северо – восточной границе Украины.

В Законе Украины «О трансграничном сотрудничестве» трансграничное сотрудничество определяется как совместные действия, направленные на установление и углубление экономических, социальных, научно-технических, экологических, культурных и других отношений между территориальными образованиями, их представительскими органами, органами местной исполнительной власти Украины и территориальными образованиями и соответствующими органами власти других государств в пределах компетенции, определенной их национальным законодательством [1].

Таким образом, трансграничным сотрудничеством может быть названо сотрудничество в рамках определенных территорий соседних государств, то есть определяющим фактором является наличие границы между сотрудничающими территориями. Украина имеет значительное количество таких приграничных территорий: сухопутные границы с 7 странами. Их общая протяженность более 5,6 тыс. км., в том числе с Россией – 1955 км, Молдовой – 1202 км., Беларусью – 1084 км., Румынией – 608 км., Польшей – 542 км., Венгрией – 135 км., Словакией – 98 км.

Приграничные территории имеют такие специфические качества как барьерность и контактность, благодаря чему они обеспечивают их взаимную адаптацию. Под воздействием интеграционных процессов барьерные функции границ переносятся на внешние пределы интеграционных образований [2].

Одним из приоритетных направлений сотрудничества Украины и России был и остается общее развитие регионов. Несмотря на то, что главным приоритетом внешней политики Украина означила интеграцию в Европейский Союз, не менее важным остается сотрудничество в главным восточным соседом -  Российской Федерацией. Рациональное сочетание проевропейского и пророссийского направлений во внешней политике выходит в настоящее время на первый план.

Среди проблем, которые мешают развитию трансграничного сотрудничества на украинско – российской границе, следует отметить следующие: отсутствие целостной концепции политики относительно регионального развития государств; не разработаны институциональные основы регионального развития на национальном уровне; низкий уровень привлечения к развитию трансграничного сотрудничества представителей бизнеса и общественного сектора; отсутствие соответствующей законодательной базы; местные органы власти воспринимают трансграничное сотрудничество как внешнеэкономическую деятельность; местные органы власти не готовы способствовать развитию трансграничного сотрудничества как сферы, которая требует от них координирующей функции; разница в налоговой и таможенной политике [3].

Функционирование трансграничного сотрудничества регулируют основные нормативно - правовые документы украинского законодательства. Законодательство о трансграничном сотрудничестве должно стимулировать: модернизацию и развитие действующей трансграничной транспортной сети с целью увеличения ее пропускной способности, развитие пунктов пропуска через государственную границу; развитие производственной и социальной инфраструктуры регионов, направленной на стимулирование их экономического развития; повышение эффективности взаимодействия между субъектами и участниками трансграничного сотрудничества в предпринимательской деятельности, туристической отрасли; создание общей системы охраны окружающей естественной среды; активизацию трансграничного сотрудничества в сфере культуры, образования, науки и социальной сфере; углубление институционального сотрудничества; активизацию обмена информацией; повышение эффективности взаимодействия между территориальными общинами [4].

Особенностью развития трансграничного сотрудничества на восточных границах Украины является значительный уровень институализации. В апреле в 2003 году создан еврорегион "Днепр", который охватывает Черниговскую область Украины, Брянскую область России и Гомельскую область Беларуси. В ноябре в 2003 году между Харьковской областью Украины и Белгородской областью России подписано Соглашение о создании еврорегиона «Слобожанина». В апреле 2007 года подписано Соглашение о создании еврорегиона «Ярославна» на территории российской Курской и украинской Сумской областей. В рамках проекта предусмотрено развитие информационного поля приграничья, разработку концепции обращения с отходами на региональном уровне, изучения тенденций развития социально - демографических процессов.

Создание еврорегиона «Донбасс» в 2010 году между Луганской и Ростовской областями поможет решению многих социально-экономических вопросов, актуальных для этих трансграничных регионов. Основой еврорегиона «Донбасс» должен стать логистический комплекс. Расчеты специалистов свидетельствуют, что реализация проекта еврорегиона «Донбасс» позволит не только значительно увеличить приток инвестиций в экономику Луганской области, но и создать могучий транспортный коридор с соответствующей инфраструктурой. В перспективе это сделает возможным создание многопрофильных комплексов и обслуживающей инфраструктуры. Перспективным является использование речной, железнодорожной и автомагистральной инфраструктуры отмеченного региона в транзитном грузообороте [4].

Сегодня важным аспектом трансграничного сотрудничества являются еврорегионы на востоке нашей страны, созданные сообща с Российской Федерацией. Украина и РФ имеют близкий уровень развития рыночных превращений, тесную кооперацию и сотрудничество в рамках единственного народнохозяйственного комплекса в прошлом, а также отдельные направления, которые сравнительно легко возобновить, относительно идентичную нормативно-правовую базу, близкий уровень развития пограничной инфраструктуры и тому подобное.

Литература

  1. Закон України «Про транскордонне співробітництво» від 24 червня 2004 року № 1861-IV // ВВР України. – 2004. - № 45. – Ст. 499.
  2. Петренко З. Приграничные регионы как новая форма международной интеграции // Экономика Украины. – 1999. – №12.
  3. Рябінін Є.В. Транскордонне  співробітництво  в  системі  процесів  регіональної інтеграції України (політологічний аналіз). – Маріуполь, 2011. - 157 с.
  4. Ковальський Григорій Євгенович. Україно – російське транскордонне співробітництво: проблеми та перспективи // Стратегічні пріоритети. – 2009. – № 3(12).