Бразилия накануне второго тура президентских выборов

Аналитика
Идеологическая подоплека не является основным фактором, определяющим предпочтения избирателей

Анализ итогов первого тура президентских выборов в Бразилии, прошедшего 5 октября 2014 года, свидетельствует о том, что тенденция противостояния двух ключевых политических сил, представленных Партией Трудящихся (ПТ) с одной стороны и Бразильской социал-демократической партией (БСДП) с другой, сохраняется.

Исходя из названий партий, можно сделать вывод, что они представляют только левые силы. Однако в реальности лишь ПТ можно считать партией левого центра. Социал-демократы никоим образом не оправдывают своего названия и являются партией правого центра, не связанной с профсоюзами и представляющей интересы крупного капитала.

По результатам первого тура лидирует нынешний президент – Дилма Руссефф, представляющая ПТ, с 41,59%  голосов (43,267 млн. избирателей), за ней следует кандидат от БСДП Аэсиу Невес с 33,55% (34,897 млн. избирателей) и Марина Силва от Социалистической партии с 21,32% (22,176 млн. избирателей).

Ретроспектива президентских выборов в Бразилии за последние полтора десятилетия показывает, что основное противостояние в ходе электоральных процессов за главный пост в государстве разворачивается именно между ПТ и БСДП. Так, на предыдущих выборах в 2010 году сложилась похожая ситуация, однако тогда разрыв между претендентами на президентский пост в первом туре составил 14,3%, во втором – 12,1%. По подобному сценарию проходили выборы в 2002 и 2006 годах.

Сохранилась на этих выборах и так называемая региональная тенденция, когда кандидаты набрали в традиционно поддерживающих их штатах прогнозируемое количество голосов. Так, северные и северо-восточные штаты, всегда голосующие за ПТ, и на этот раз подтвердили свою партийную приверженность. Центр и юго-восток страны, регионы которые традиционно выступают за социал-демократов, проголосовали за А.Невеса. Так, промышленно развитый штат Сан-Пауло дал Д.Руссеф чуть более 25% голосов, а А.Невесу – более 44%. Исключение составил штат Минас Жирайс (основной горно-рудный район Бразилии), где уверенную победу одержали сторонники нынешнего президента.

Такое положение дел объясняется следующими факторами.

Во-первых, идеологическая подоплека не является основным фактором, определяющим предпочтения избирателей. Первоочередным моментом считается сфера интересов. Именно поэтому промышленно развитый Юг, дающий более 75% ВВП страны, заинтересован в продвижении интересов социал-демократов, представляющих интересы крупного и среднего бизнеса. Напротив, менее развитый в экономическом плане Север активно поддерживает ПТ и её федеральные социально ориентированные программы.

Во-вторых, традиционно в Бразилии, как впрочем, и в ряде других странах Латинской Америки, важное значение имеют сами социальные программы. Во многом это обусловлено наличием значительной прослойки населения, находящейся за чертой бедности и остро нуждающейся в поддержке со стороны государства. Промышленный Юг генерирует достаточное количество рабочих мест, и местные бюджеты не испытывают острого дефицита для обеспечения хотя бы минимальных соцпрограмм, что гарантирует им фактическую фискальную независимость от центра. Кроме того, сказывается повышенная инвестиционная привлекательность региона, что также способствует снижению уровня бедности и росту занятости населения. Поэтому уровень проникновения ключевой программы нынешнего правительства – «Больса де Фамилия» («Семейный кошелек») на Юге страны сравнительно невелик, составляя не более 16-20%.  

Северные и северо-восточные штаты, напротив, в большинстве случаев зависят от федерального бюджета, имеют традиционно более высокий уровень безработицы и сталкиваются с социальными проблемами. Именно поэтому уровень востребованности программы «Семейный кошелек» превышает 60%.

Важно отметить, что ключевая соцпрограмма ПТ – «Больса де фамилия», была запущена еще при президенте Л.Луле в 2003 году и была с успехом продолжена Д. Руссефф. Программа ориентирована на искоренение бедности и ее бенефициарами являются более 44 млн. человек, т.е. практически четверть населения страны. Предвыборная стратегия нынешнего президента Бразилии была также выстроена на этой «беспроигрышной» социальной основе, что, собственно, и продемонстрировали итоги первого тура выборов. Фактически существует прямая зависимость голосования за ПТ в регионах, где большинство населения пользуется благами программы «Больса де фамилия».

Еще одним фактором, который учитывается аналитиками при составлении прогнозов на предстоящий 26 октября с.г. второй тур президентских выборов в Бразилии, являются особенности электоральной истории латиноамериканского региона. Так, «за последние 24 года действующие президенты лишь один раз проиграли выборы»[i]. Это обусловлено характером действующих законов о выборах и возможностью полноценного использования так называемого административного ресурса.

В качестве немаловажного фактора, который способен повлиять на исход голосования, следует учитывать позицию основных финансово-промышленных групп (ФПГ) Бразилии («Андраде Гутьеррес», «Одебрехт», «Камарго Корреа», «Вале» и др.). На основе анализа финансирования со стороны ФПГ предвыборных кампаний кандидатов, можно сделать вывод, что крупный бизнес занял в целом нейтральную позицию, финансируя кампании практически всех кандидатов.

Участие в выборах третьего перспективного кандидата М. Силвы от Социалистической партии лишь незначительно добавило интриги в избирательный процесс. Нужно иметь в виду, что в ряде случаев ПТ тесно сотрудничала с социалистами: в частности, такая предвыборная стратегия была обкатана на губернаторских выборах в штате Пернамбуко в 2010 году, когда большинство голосов кандидата от ПТ перешли к социалисту Э.Кампосу (потенциальному кандидату на нынешних президентских выборах, выбывшему из гонки в результате гибели в авиакатастрофе в августе с.г.). Несмотря на то, что М. Силва официально заявила о поддержке социал-демократов, это не означает автоматического перехода голосов всех ее избирателей к БСДП. С учетом невысокой партийной дисциплины и относительно низкой популярности самой М. Силвы (в сравнении с двумя основными кандидатами), вряд ли стоит ожидать «автоматического» перевода голосов социалистов в пользу социал-демократов.

С учетом вышеизложенного бразильские аналитики, а также представители конкурирующих партий сходятся в том, что голоса проигравшей первый тур М. Силвы распределятся примерно следующим образом – 60% за социал-демократов, 20% - в пользу ПТ. При таком положении дел исход голосования во втором туре будет в пользу ПТ с небольшим разрывом (до 5%).  Вероятность победы на нынешних выборах социал-демократов рассматривается как достаточно невысокая.

Что касается влияния итогов выборов на развитие российско-бразильских отношений и взаимоотношений Бразилии с БРИКС, то, по словам высокопоставленных функционеров нынешней оппозиции, даже в случае прихода к власти А. Невеса, внешнеполитический курс продолжит оставаться прагматично ориентированным. Это означает, что Невес будет рассматривать отношения с РФ через призму партнёрства в аграрном секторе (Россия – крупнейший импортер бразильского мяса), а отношения с БРИКС – через призму отношений с Китаем, ставшим в последние годы основным торговым партнером Бразилии, главным потребителем сталелитейной промышленности страны и перспективным инвестором. Важным фактором, влияющим на внешнюю политику Бразилии станут негативно сказывающиеся инфраструктурные проблемы, напрямую оказывающие влияние на конкурентоспособность бразильского экспорта. Важно понимать, что эти проблемы практически невозможно решить без внешнего финансирования, в частности, без Банка развития БРИКС.

Определенную новизну во внешнюю политику Бразилии может внести вектор Невеса, ориентированный на разблокирование и развитие отношений с США. Однако стоит заметить, что «североамериканский» фактор, в любом случае, окажет влияние и на внешнеполитический курс ПТ, поскольку внешнеторговый оборот между двумя странами составляет 60,7 млрд. долл. и существенным образом влияет на торговый баланс страны. Однако, по мнению аналитиков, он будет иметь ограниченное влияние на отношения в треугольнике Бразилия-РФ-БРИКС и проявится, в основном, в появлении правозащитной риторики в ходе межправительственных контактов.


[i] http://www.buenosairesherald.com/article/170460/a-new-election-season-in-latin-america