«Стратегия голубого океана»

Аналитика
Несмотря на декларируемую правительством России на протяжении длительного времени необходимость диверсификации и модернизации российской экономики, в ее основе по-прежнему лежат добывающие отрасли промышленности. После вступления в ВТО за страной может закрепиться второстепенная роль в международном разделении труда – роль поставщика сырьевых товаров.

Мировая экономика все еще не может преодолеть последствия финансового кризиса. ООН предупреждает, что серьезная и долгосрочная депрессия, которую переживают главные развитые экономические субъекты, может оказать огромное влияние на развитие экономики Азиатского региона. По прогнозам экспертов Азиатского банка развития, экономический рост в Азии в 2012 г. замедлится до 6,9% против 7,2% - в 2011 г. и 9,1% - в 2010 г.

В этих условиях Малайзия, перед которой еще Мохатхиром Мохамадом1 была поставлена задача стать в разряд развитых стран к 2020 г., в настоящее время, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, пытается добиться этой цели, взяв на вооружение ставшую очень популярной в последнее время новую стратегию менеджмента – «Стратегию голубого океана» (СГО)2. При этом Малайзия является единственной страной, которая приняла СГО (являющуюся в принципе стратегией развития бизнеса) в качестве национальной стратегии развития, т.е. на государственном уровне в масштабе всей страны.

Для реализации этой стратегии, которую курирует премьер-министр Наджиб Тун Разак, были открыты центры СГО по подготовке специалистов при Национальном институте государственного управления и Малазийском институте обороны и безопасности. В настоящее время курсы по СГО уже прослушали 300 тыс. работников бюджетной сферы, и в ближайшие несколько лет их количество должно возрасти до 1,3 млн чел. Новое мышление, основанное на концепции СГО, подразумевает применение творческих и инновационных методов в практической деятельности при минимальных затратах и, по замыслу малазийского руководства, должно найти широкое применение в органах государственной власти, будучи использовано для более эффективного достижения целей национального развития.

Был также создан Региональный центр СГО при Университете UCSI (Куала-Лумпур), который призван посредством консультационных услуг знакомить страны региона с данной стратегией и способствовать появлению лидеров в различных областях. Этот Региональный центр проводит исследования, тренинги, семинары и консультации по «Стратегии голубого океана» для предпринимателей Малайзии, Австралии, Канады, Китая, Индии, Индонезии, Филиппин, Сингапура, Тайваня и Таиланда, где имеются его местные отделения.

Одним из примеров успешного применения СГО в сфере бизнеса является создание нового рынка халяль3 индустрии, в которой Малайзия не была первопроходцем, но многое сделала для пропаганды идеи и роста мировой индустрии халяльных продуктов питания. В настоящее время продовольственный рынок халяль Малайзии достигает 12,2 млрд дол., что составляет 6,3% ВВП страны. В результате она стала активно экспортировать свою продукцию в страны Персидского залива, чего ранее не имела возможность делать из-за сильной конкуренции с европейскими и другими компаниями. В дальнейшем правительство Малайзии намерено диверсифицировать развитие халяльной индустрии, в частности, за счет открытия для себя хорошей ниши в двух отраслях – халяльный туризм и халяльная логистика.

Реализуемая в настоящее время в Малайзии Национальная программа «Стратегии голубого океана» охватывает также не свойственные данной бизнес-концепции сферы деятельности, в частности, предполагает снижение уровня преступности, реабилитацию заключенных в военных лагерях, оказание бытовой помощи, обеспечение водоснабжения в сельской местности и использование свободных земель, находящихся в ведении вооруженных сил, для сельскохозяйственных целей. 

Согласно официальным опубликованным данным, в рамках этой программы были достигнуты серьезные успехи, в частности, впервые

за последние четыре года был снижен уровень уличной преступности на 35%, а индекс преступности – на 15%. В результате сотрудничества вооруженных сил с полицией для подготовки полицейских-новобранцев использовалась инфраструктура военных объектов. Применение этой практики в течение следующих пяти лет позволит правительству сэкономить 220 млн дол., не сооружая новые центры подготовки полицейских. Достигнуто также соглашение между вооруженными силами и полицией о совместном патрулировании улиц, особенно в «горячих точках».

Успешно выполняется исправительная реабилитационная программа, основанная на сотрудничестве Вооруженных сил (ВС) и Департамента тюрем. Согласно этой программе, 1200 мелких преступников будут размещены в пяти армейских лагерях по всей стране, что позволит правительству сэкономить значительные суммы, поскольку строительство новой тюрьмы обходится в 17-20 млн дол. каждая, а реабилитационного лагеря - всего в 1,5 млн дол. В штате Саравак удалось снизить стоимость строительства сельской дороги: ВС Малайзии выполнили его за 17 млн дол., в то время как Департамент общественных работ запрашивал 85 млн дол. В этом же штате завершился первый в рамках СГО проект по строительству жилья в сотрудничестве с ВС. Сразу в нескольких штатах стали выращиваться сельскохозяйственные культуры на землях, принадлежащим ВС Малайзии. Поскольку разработанная на основе СГО Правительственная программа трансформации приносит реальные плоды, то постепенно она охватывает все новые и новые социально-экономические сферы.

Строго говоря, СГО – это прорывная методика формирования рыночных зон, свободных от конкуренции, содержащая практические инструменты и механизмы для порождения новых рынков, нового спроса и нового развития. Вероятно, поэтому к ней постоянно растет интерес со стороны корпораций, ассоциаций, правительств и академических институтов всего мира. К настоящему времени уже образовалась глобальная сеть институтов «Стратегии голубого океана», основная задача которой состоит в распространении концепции СГО, ее инструментов и механизмов. Правда, в отличие от Малайзии, они создаются в основном при частных бизнес-школах и предлагают свои услуги компаниям и индивидуальным предпринимателям.

В 2007 г. центр СГО был создан в европейской бизнес-школе INSEAD, признанной одной из лучших инновационных и влиятельных мировых бизнес-школ. В 2008 г. аналогичный институт открыла крупная компания-производитель потребительских товаров Kimberly Clark (Сан-Паулу, Бразилия) с целью стимулирования открытия нового бизнеса и регенерации уже существующих предприятий в Латинской Америке. В 2009 г. был сформирован институт при Американской ассоциации производителей и предпринимателей (шт. Пенсильвания), в которую входит более 4 000 организаций-членов, составляющих основу промышленности США. В 2010 г. центр СГО открылся в Индии при частной бизнес-школе в Манипале (шт. Карнатака), более известной как TAPMI.

Представляется, что «Стратегия голубого океана» может быть полезна и для России. Ведь согласно прошлогоднему отчету Всемирного банка (ВБ) об экономике России: «на долю нефти и газа приходится до двух третей от совокупного экспорта; еще 15% экспорта – на другие виды ископаемого сырья, и лишь 9% экспорта – на продукцию высоких технологий, главным образом, в сфере оборонной промышленности».

Несмотря на декларируемую правительством России на протяжении длительного времени необходимость диверсификации и модернизации российской экономики, в ее основе по-прежнему лежат добывающие отрасли промышленности. После вступления в ВТО за страной может закрепиться второстепенная роль в международном разделении труда – роль поставщика сырьевых товаров.

Главная причина подобной ситуации заключается в том, что российские производители проигрывают как по цене, так и по качеству выпускаемой продукции, и на фоне зарубежных производителей менее конкурентоспособны. Им не только трудно выйти и удержаться на мировых рынках, они неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке. В целом России не удалось за последние 10 лет проявить себя в качестве инвестиционно привлекательной экономики.

Проблемы возникают и относительно научного потенциала страны. В условиях, когда инвестиции в НИОКР явно невелики (по данным ВБ, они составляют около 141 дол. на душу населения по сравнению с 1,1 тыс. дол. в США), надеяться на широкое внедрение инноваций не приходится.

Исходя из указанных обстоятельств, а также наблюдающегося в последние годы осложнения ситуации на мировых финансовых и других рынках, представляется актуальным проведение в нашей стране тщательных исследований и практическое применение новых экономических стратегий, а также изучение опыта зарубежных стран, которым удается находить собственный инновационный путь развития. При этом, конечно, следует учитывать, что «Стратегия голубого океана» является лишь одним из примеров разрабатываемых и внедряемых в настоящее время в мире новых стратегий.


1Премьер-министр Малайзии в 1981-2003 гг. При нём Малайзия превратилась из страны со слаборазвитой аграрной экономикой в одного из «азиатских тигров».

2СГО подразумевает, что быстрый рост и высокая прибыльность компаний могут быть обеспечены посредством генерации продуктивных бизнес-идей и создания спроса на новых сегмента рынка, где практически отсутствуют конкуренты. Иными словами, мир бизнеса условно разделяется на два пространства: «красный океан», представляющий известное рыночное пространство, уже поделенное между мировыми компаниями, и «голубой океан»  – свободное от конкуренции рыночное пространство вновь создаваемых отраслей индустрии. Краеугольным камнем СГО является не борьба за отвоевание спроса у конкурентов, а логика реконструкции рыночного пространства с помощью инновации ценности предложения, которая находит скрытый неудовлетворенный спрос среди различных категорий потребителей и объединяет его в отдельную никем не занятую рыночную нишу. Подробнее см.: Чан Ким, Рене Моборн «Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков», Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2012 г.

3Слово «халяль» («халал») (от арабского al-halal  – разрешенное) давно стало синонимом того, что можно есть мусульманину, хотя оно имеет более глубокий смысл. Для мусульман «халяль» - это марка, подтверждающая то, что продукты выработаны в соответствии с мусульманскими традициями, не содержат компонентов, которые нельзя употреблять в пищу мусульманину (например, свинину, мертвечину, кровь) и являются чистыми продуктами «духовного происхождения». В настоящее время производству халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень перспективным.