Российско-украинское приграничное сотрудничество: социально-экономический и гуманитарный аспект

Аналитика
Доклад руководителя Черноморско-Каспийского информационно-аналитического центра РИСИ, д.п.н., профессора А.А. Озерова

Социально-экономические и гуманитарные аспекты российско-украинского приграничного сотрудничества, особенно сегодня, находятся в поле зрения не только политиков, но и представителей научного сообщества. Этим и другим проблемам сотрудничества был посвящен международный круглый стол прошедший 13 сентября 2013 г. в г. Ростове-на-Дону.

Организаторами круглого стола стали Российский институт стратегических исследований и Черноморско-Каспийский информационно-аналитический Центр РИСИ совместно с Южным федеральным университетом и его структурными подразделениями: Институтом мировой экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ, Северо-Кавказским НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ, Высшей школой бизнеса ЮФУ и Северо-Кавказским научным центром высшей школы ЮФУ.

Круглый стол проходил в форме видеоконференции, в которой приняли участие РИСИ (Москва) и региональный центр ЧКИАЦ РИСИ, Южный федеральный университет, Институт экономики промышленности НАН Украины (Донецк), Луганский национальный университет (Украина),Луганский филиал Института экономико-правовых исследований НАН Украины, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и ТПП Ростовской области.

На круглом столе были обсуждены следующие проблемы российско-украинского приграничного сотрудничества: системные ресурсы приграничного межстранового сотрудничества; Еврорегион Донбасс: опыт и проблемы функционирования; инфраструктурное обеспечение активизации трансграничного сотрудничества Украины: региональный аспект; приграничное сотрудничество России и Украины: индикаторы результатов; российско-украинское приграничное сотрудничество как форма межгосударственной интеграции; сравнительная характеристика экономических и институциональных структур российско-украинских Еврорегионов; роль молодежных организаций в развитии российско-украинского приграничного сотрудничества; развитие гуманитарной сферы еврорегиона "Донбасс": проблемы и перспективы; место Православной Церкви в развитии российско-украинского приграничного сотрудничества; роль общественных движений России и Украины в процессе интеграции двух стран и другие.

По итогам круглого стола участники приняли следующие рекомендации:

В целях совершенствования механизмов и углубления  российско-украинского приграничного сотрудничества целесообразно:

  1. инициировать принятия законодательных актов на государственном уровне России и Украины, регламентирующих полномочия субъектов в рамках приграничного сотрудничества;
  2. для активизации сотрудничества предоставлять большую экономическую инициативу приграничным районам РФ и Украины, в том числе, в рамках Еврорегиона Донбасс, что позволило бы снизить бюрократические барьеры на местном уровне;
  3. для укрепления потенциала евразийской интеграции и повышения эффективности внешнеэкономических связей приграничных территорий со странами СНГ и дальнего зарубежья, считаем необходимым разработку Евразийской экономической комиссией Концепции, Стратегии и Дорожных карт развития трансграничных связей стран Таможенного союза РФ, Беларуси и Казахстана, отвечающих национальным интересам участвующих сторон, России и стран Таможенного союза (например, Дорожные карты по информационно- образовательному, промышленно-инновационному, культурно-гумманитарному пространствам российско-украинских приграничных территорий);
  4. для стимулирования экономической составляющей и обеспечения возможностей внутриотраслевой кооперации в российско-украинском приграничном сотрудничестве, создать комплекс российско-украинских промышленных кластеров с учётом конкурентных преимуществ каждой из сторон  в сфере промышленности, технологий, инноваций, квалифицированных кадров (например, по глубокой переработке угля, химико-технологический);
  5. для повышения конкурентоспособности и инновационной составляющей национальных экономик РФ и Украины в  промышленно-инновационной сфере, а также реализации высокого научного потенциала приграничных территорий, Еврорегиона Донбасс необходимо инициировать и направлять сотрудничество в формате межгосударственных технопарков или технополисов;
  6. рекомендовать правительству РФ и Украины включить проекты межгосударственных технопарков в государственные Стратегии развития с выделением бюджетного финансирования;
  7. для повышения качества жизни и благосостояния населения в приграничных территориях акцентировать внимание на таких экономических направлениях сотрудничества как взаимная торговля и инвестиции,  туризм (включая религиозный, экологический, военно-патриотический, деловой и др.);
  8. обеспечить льготный режим для реализации возможностей осуществления инвестиционных проектов с участием российского, украинского, европейского капитала и капитала стран Таможенного союза в промышленном секторе и в развитии инфраструктуры на приграничных территориях;
  9. модернизировать и инициировать создание необходимой инфраструктуры, в том числе в рамках совместных российско-украинских экономических проектов (например, строительство автомобильной дороги через Украину с запада на восток, через Ростовскую область с выходом в Казахстан, модернизация морских портов Ростовской и Донецкой областей);
  10. для реализации транзитного потенциала российско-украинских приграничных территорий разработать схемы транспортно-логистических коридоров и проект «Южного хаба», локализующегося в рамках  Еврорегиона Донбасс, позволяющих увеличивать пассажиро- и грузопотоки направляемые в Украину и РФ, создать дополнительные рабочие места, сеть придорожной инфраструктуры;
  11. для укрепления сотрудничества в гуманитарной сфере необходимо усилия Вузов, СМИ, религиозных учреждений приграничных территорий направить на формирование единого информационного поля, акцентирующего внимание на вопросах  идентичности, общности культуры, религии;
  12.  считать необходимым межгосударственным органам СНГ и Евразийской экономической комиссии заключить Соглашения о взаимном коммерческом обмене студентами между РФ и Украиной;
  13.  в целях повышения роли муниципальных образований считать целесообразным включение представителей муниципальных образований приграничных районов в управленческие структуры Еврорегиона «Донбасс»;
  14.  инициировать регулярные мероприятия с участием представителей приграничных регионов, в том числе в рамках Еврорегиона, общественных структур, научного экспертного сообщества, предпринимателей, СМИ, органов государственной власти с целью обмена опытом работы, внедрения современных форм кооперации и социально-культурного сотрудничества в контексте российско-украинского приграничного сотрудничества;
  15.  интенсифицировать кооперационные связи с научно-образовательными учреждениями Ростовской, Воронежской (РФ) и Луганской, Донецкой (Украина) областей, включая обмен студентами на некоммерческой и коммерческой основе (бакалавриат, магистратура, производственные практики, встроенное семестровое обучение) в рамках мобильности в соответствии с требованиями Болонского процесса в целях обеспечения отраслей приграничных территорий необходимыми кадрами;
  16.  для формирования общего образовательного пространства рекомендовать ВАК РФ и Украины привлекать для оппонирования диссертаций специалистов из приграничных вузов, учитывать публикации в совместных научных изданиях;
  17.  инициировать разработку и внедрение специальных курсов и направлений обучения по ключевым аспектам российско-украинских отношений, подготовку научных работников, что позволило бы повысить компетентность специалистов, которые могли бы быть востребованы в сфере российско-украинского сотрудничества.
  18.  В целях формирования общего социально-гумманитарного пространства Еврорегиона Донбасс рекомендовать  операторам сотовой связи РФ и Украины изменить тарифную политику в приграничных территориях, не рассматривать звонки внутри Еврорегиона как международный роуминг.
  19.  Разработать и утвердить набор социально-экономических индикаторов, позволяющих вести  единообразный статистический учет и количественно измерять социально-экономические, демографические процессы для мониторинга и своевременного выявления негативных тенденций в развитии российско-украинских приграничных территорий и Еврорегиона Донбасс. Обеспечить широкий доступ к данной статистической информации экспертному сообществу для  аналитической деятельности; 
  20.  рекомендовать правительству РФ и Украины для выделения  специфики  Еврорегионов, учреждаемых РФ, Украиной и странами СНГ переименовать их в трансграничные, евразийские межгосударственные регионы.