Снижение ставки Европейским центробанком – ответ на политику ФРС США?

Аналитика
Подобное поведение провоцирует аналогичные действия со стороны центробанков других стран

Принятое 7 ноября 2013 года решение Европейского центрального банка о снижении базовой процентной ставки с 0,5 до 0,25% оказалось неожиданностью для большинства экономистов.

Из 70 экспертов, опрошенных накануне агентством Bloomberg, лишь трое смогли предсказать данный шаг. На самом деле, данная мера является абсолютно закономерной и оправданной, если рассматривать ее в контексте действий других ведущих центробанков – США, Японии и Великобритании. Все они в последнее время осуществляли «количественное смягчение», в то время как ЕЦБ придерживался более жесткой и консервативной денежно-кредитной политики (ДКП). На фоне продолжающихся фискальных и экономических проблем Европы, подобное упорство стало казаться, мягко говоря, странным.

В последнее время центробанки других ведущих экономических держав – США, Японии и Великобритании – осуществляли активное смягчение монетарной политики. Они давно уже держат свои учетные ставки на близком к нулю уровне и осуществляют масштабные программы по скупке активов, широко известные общественности как «количественное смягчение» (Quantitative Easing – QE).

Так, ФРС США еще в декабре 2008 года снизила учетную ставку до нулевого уровня – 0-0,25%, и с тех пор она не изменилась. Было предпринято три широкомасштабные программы покупки активов (QE-1, 2 и 3), причем последняя из них продолжается до сих пор. Американский центробанк ежемесячно покупает активы  – гособлигации и ипотечные бумаги – на сумму в 85 млрд долларов, и, несмотря на объявленную в середине этого года возможность постепенного сворачивания данной программы, так до сих пор и не сделал этого. В результате общий баланс ФРС только с начала текущего года увеличился с 2,9 до 3,9 трлн долларов (см. Рис.1)   

 

Банк Японии в апреле 2013 года объявил о начале реализации «новой фазы монетарного смягчения» и пообещал удвоить денежную базу в течение двух лет, в основном посредством масштабных покупок государственных облигаций Японии. Тем самым центробанк надеется побороть дефляцию и стимулировать рост японской экономики. При этом базовая процентная ставка в Японии находится на уровне 0,1% с 1999 года.

Европейский центробанк на фоне других центробанков выглядел в последнее время оплотом жесткой монетарной политики. Он в течение долгого времени отказывался от снижения учетной ставки и за последний год не осуществил ни одной новой программы расширения активов. Даже официально объявленная в сентябре 2012 года программа покупки гособлигаций проблемных стран еврозоны – OMT (Outright Monetary Transactions), на практике оказалась не более чем словесной интервенцией. Реальное количество гособлигаций, находящееся на балансе ЕЦБ (оно отражено в разделе Securities held for monetary policy purposes) только снизилось за прошедший период – с 279 до 242 млрд евро. 

Более того, наблюдалась устойчивая тенденция к сокращению общего объема активов, находящихся на балансе Европейского центробанка – на фоне резкого роста баланса других ведущих центробанков. В марте 2012 года, после осуществления интервенций в рамках программы LTRO, баланс ЕЦБ составлял 3 трлн евро. Согласно последним данным за ноябрь 2013 года, баланс сократился до 2,3 трлн евро[1].

Напомним, что в конце 2011 – начале 2012 гг. центробанк провел два крупных аукциона LTRO, в рамках которых коммерческим банкам еврозоны было предоставлено кредитов на 1 трлн евро на трехлетний срок и под очень низкую ставку – 1% годовых. Это способствовало резкому росту баланса ЕЦБ. Вливание в европейскую финансовую систему большого объема новых денег улучшило ситуацию с ликвидностью и облегчило положение европейских коммерческих банков, пострадавших от т.н. кредитного сжатия. Но с тех пор ЕЦБ не проводил подобных аукционов, возможно, считая, что финансовая ситуация в еврозоне достаточно стабилизировалась со времен острой фазы европейского долгового кризиса и не нуждается в дополнительном монетарном стимулировании.

 

За последний год банки досрочно выплатили часть полученных ранее в рамках LTRO кредитов, а новых крупных аукционов по предоставлению долгосрочных кредитов не проводилось. ЕЦБ осуществлял лишь небольшие аукционы LTRO сроком на 3 месяца – как это было до кризиса.  

Между тем, ситуация в экономике еврозоны весьма далека от благополучной. В 2012 году ВВП еврозоны сократился на 0,7%. По итогам 2013-м года, несмотря на формально объявленное завершение рецессии, Еврокомиссия прогнозирует спад на 0,4%. Безработица выросла до рекордных для данного интеграционного объединения 12,2%.

Однако главным официальным аргументом для снижения процентной ставки для ЕЦБ стало снижение инфляции. По данным Евростата, потребительские цены в октябре 2013 г. выросли на 0,7% в годовом исчислении, что значительно ниже того уровня, который ЕЦБ считает оптимальным для экономики (около 2%). В предыдущем месяце инфляция также была ниже целевых показателей – 1,1%.

Глава Европейского центробанка Марио Драги заявил, что ожидает длительного периода пониженной инфляции, ввиду чего и потребовалось задействовать инструменты по смягчению ДКП. Первым из них стало снижение базовой процентной ставки, произошедшее 7 ноября. Руководство центробанка дало понять, что готово прибегнуть и к другим  инструментам.

Большинство из опрошенных агентством Reuters экспертов полагают, что в ближайшие полгода центробанк предложит коммерческим банкам еврозоны новые кредиты под низкие проценты. Возможно, уже в первом квартале 2014 года ЕЦБ вернется к практике предоставления банкам долгосрочных кредитов в рамках программы LTRO.

Проблемные периферийные страны еврозоны (Испания, Италия, Греция, Португалия и др.) всегда требовали от ЕЦБ осуществлять более мягкую политику и предоставлять больше кредитов национальных банкам. Однако Германия и другие здоровые с финансовой точки зрения страны северной Европы сопротивлялись подобным призывам, опасаясь возможного роста инфляции. В последнее время показатели инфляции в еврозоне находились на достаточно низком уровне, что дало руководству ЕЦБ во главе с итальянцем Марио Драги весомый аргумент в пользу снижения ставки.

Низкая инфляция особенно невыгодна тем европейским государствам, которые ведут борьбу за сокращение своего чрезмерно раздутого государственного долга (Италия, Испания, Греция, Португалия и др.). Они заинтересованы в более высокой инфляции, которая бы способствовала постепенному обесценению их финансовых обязательств и тем самым облегчила им бремя расплаты. По прогнозу Еврокомиссии, по итогам 2013 года средний госдолг стран еврозоны вырастет до 95,5% ВВП по сравнению с 92,6% ВВП по итогам предыдущего года.

В ходе заседания Совета директоров ЕЦБ 7 ноября представители Германии и других северных стран Европы оказались в меньшинстве. Не случайно именно Южная Европа – в особенности Италия, а также Франция с наибольшим энтузиазмом восприняли решение центробанка о снижении ставки. 

Данный шаг ЕЦБ призван помочь европейским производителям и экспортерам конкурировать с США, Японией и Великобританией, которые имели преимущество благодаря смягчению ДКП со стороны своих центральных банков. Как известно, смягчение ДКП ведет к росту предложения национальной валюты и, соответственно, ослаблению ее курса относительно валют других стран. Это создает конкурентное преимущество для национальных производителей, которые получают возможность снизить издержки в национальной валюте и, соответственно, цену своего товара на внешних рынках. Тем самым, ослабление национальной валюты способствует оживлению всей экономики в целом. 

Однако подобное поведение провоцирует аналогичные действия со стороны центробанков других стран, которые стремятся не допустить чрезмерного укрепления своих валют и соответственно утраты экономической конкурентоспособности. Таким образом, осуществляется конкуренция валютных девальваций, известная как «валютная война». Действия ЕЦБ следует рассматривать также и в этом ключе – как стремление не допустить чрезмерного укрепления евро относительно доллара США, которое приняло в октябре-ноябре угрожающие масштабы.



[1] ECB. Consolidated financial statement of the Eurosystem as at 1 November 2013. 5 November 2013. URL: http://www.ecb.europa.eu/press/pr/wfs/2013/html/fs131105.en.html