Будущее автономного вождения в Израиле

Мы в СМИ

Израиль давно ведет разработки в области транспортных инноваций, включая создание национальной сети питания электромобилей, которая во многом опередила свое время. Эпидемиологические ограничения, связанные с Covid-19, привели к новому буму, на этот раз охватившему сферу автономного вождения, спрос на которое есть как среди частных лиц, так и городских перевозчиков. Впрочем, достаточно и скептиков, полагающих, что технологии, частично упрощающие жизнь, особенно в пробках, постепенно возвращающихся в обыденную жизнь после череды локдаунов, несут в себе и серьезные риски, в том числе ранее не свойственные данной сфере.

Транспортные эксперименты

Пожалуй, первый знаковый эксперимент с автономными транспортными средствами на территории Израиля стартовал в Ашдоде. В 2018 г. муниципальные власти и сингапурская ST Engineering договорились об испытании беспилотных автобусов, произведенных компанией на дорогах города с тем, чтобы в перспективе выйти на этап массовой регулярной перевозки пассажиров. При этом важно, что этот шаг был сделан в условиях не сформированной в стране соответствующей законодательной базы для данного нововведения, а потому Ашдод превратился в своего рода испытательный полигон, при учете опыта которого планировалось принять общегосударственное решение о будущем автономизации вождения в общественном транспорте. Отсутствие правого регулирования привело еще и к тому, что автобусы ST Engineering все же должны были контролироваться водителем, что позволило сторонам согласовать перевозку небольших групп пассажиров на микроавтобусах уже на начальной стадии эксперимента. Муниципалитет таким образом поставил перед собой цель добиться и общего улучшения в сфере предоставления транспортных услуг населению, поскольку технологичные решения сингапурских разработчиков также позволяют выполнять сопутствующие задачи в виде мониторинга загруженности линий в определенные часы или дорожного трафика. Интерес Израиля привел к появлению у ST Engineering планов по открытию в ближневосточном государстве своего центра НИР, поскольку рынок был оценен как весьма перспективный.

Заметный поворот в сторону популяризации в Израиле технологий автономного вождения был связан с именем министра транспорта и безопасности дорожного движения М. Регев, которая занималась продвижением инициатив в данной сфере и закреплением их правового статуса. Согласно планам политика, соответствующий законопроект, выдвинутый в 2020 г., был призван поддержать инновационные разработки Израиля в области автономного транспорта, для которых требовалось тестовое использование без водителя, а также поощрять их последующую коммерческую эксплуатацию. Этот шаг предполагал и расширение полномочий профильного министра в сфере одобрения подобных испытаний. Однако конечной целью законодательной инициативы было стимулирование израильского автопрома с акцентом на высокотехнологичную составляющую. С лета 2020 г. было согласовано внедрение вспомогательных систем, но полностью административные барьеры на пути выхода на дороги Израиля транспортных средств без водителя пока сняты не были. Впрочем, новый министр транспорта М. Михаэли, ожидается, будет продолжать развитие данной отрасли в сфере пассажирских перевозок, пусть и несколько более сдержанными темпами, чем ее предшественница.

Вместе с тем наличие препятствий не снижает интереса израильтян к беспилотным автомобилям. Особое внимание к израильскому рынку проявила американская компания Tesla, которая предлагает стране электрокары Model 3, Model X и Model S, оснащенные системой помощи водителю Tesla Autopilot. Последний в целом соответствует израильским требованиям, поскольку, несмотря на большой функционал, все же предполагает активный контроль со стороны водителя.

В поставках Tesla в Израиль есть несколько важных аспектов. Первый из них — цена, оказавшаяся ниже ожидаемой. Так, базовая комплектация Tesla Model 3, которая, по прогнозам, будет там самой популярной, оценивается в 180 тыс. шекелей, а Model S — в 446 тыс. Люксовая версия, позволяющая в том числе расширить «самостоятельность» транспортного средства, прибавит к стоимости еще порядка 20–30%. Подобные показатели в целом сравнимы с мировыми и европейскими, однако в Израиле сегмент подобных автомобилей довольно узок, что потенциально повышает интерес к Tesla, рассчитывающей завоевать до 80% рынка электрокаров в государстве. Подобный напор может быть вызван стремлением как можно быстрее закрепить за собой лидерство, поскольку вскоре серьезную конкуренцию американцам могут составить южнокорейские компании. Указанные опасения предположительно коренятся в недавно заключенном соглашении о свободной торговле между Израилем и Южной Кореей, которое, как ожидается, серьезно затронет именно автомобильный рынок ближневосточного государства.

Кроме того, компания, выбравшая для своей штаб-квартиры Петах-Тикву, рассматривает привлечение израильских подрядчиков для развития сети обслуживания и подзарядки. На первом этапе Tesla объявила о продажах через сайт, на котором было собрано несколько тысяч заявок из Израиля, большинство из которых пришлось на частных клиентов. Однако наблюдается и повышенный интерес со стороны институциональных заказчиков, для которых американская сторона планирует создать отдельное направление работы в Израиле. Любопытно и то, что для самой Tesla оказалось сложно удовлетворить израильские запросы, полагаясь только на производство в США, а потому если первая партия для ближневосточных потребителей была собрана в Калифорнии, следующие поставки будут включать и электрокары из Шанхая. Отличаются они от тех, что созданы в США, типом аккумулятора, который более экономичен в производстве, но менее эффективен в холодную погоду.

Шеф, трогай!

Израильская Mobileye — дочерняя компания Intel, специализирующаяся на электронных технологиях помощи водителям на основе специального чипа, обеспечивающего визуальное отслеживание и предупреждение потенциальных опасностей, — объявила о планах запустить в 2022 г. сеть беспилотных такси в Тель-Авиве. Согласно данной инициативе, по городу будут курсировать машины 4-го уровня автономности, то есть способные осуществлять движение без постоянного контроля водителя, включая возможность для последнего покинуть транспортное средство. Однако ездить они могут исключительно по фиксированным маршрутам на основании датчиков и хорошо детализированных трехмерных карт, позволяющих с точностью определять местоположение.

Проект Mobileye, будучи озвученным несколько лет назад, получил продвижение в начале летнего сезона, после того как были согласованы поставки китайских автомобилей NIO ES8. Они представляют собой 5-дверный внедорожник, питающийся от литий-ионной батареи и рассчитанный на перевозку до 7 пассажиров в зависимости от выбранного типа сидений. Как утверждают разработчики, кузов NIO ES8 на 94,6% состоит из алюминия, что является самым высоким показателем среди массового сегмента автомобилей, а также позволяет сделать движение более безопасным в силу реакции этого металла на столкновения. Помимо того, уже в стандартной комплектации предлагается 25 опций помощи водителю, заложенных в систему NIO Pilot, варьирующихся от мониторинга слепых зон до HD-камеры с обзором 360 градусов. Стандартная модель обеспечивала дальность поездки без подзарядки до 355 км, новая комплектация обещает уже до 580 км при емкости аккумулятора 100 кВт/ч.

Впрочем, изначально Mobileye рассчитывал на поставку из Германии Volkswagen ID BUZZ. Этот электрический минивэн входит в линейку коммерческих автомобилей концерна и считается современным переосмыслением легендарного для автопрома страны Bulli, выпуск которого стартовал в середине прошлого века. Помимо традиционной немецкой практичности, BUZZ предлагает улучшенные показатели коэффициента аэродинамического сопротивления, которым в целом увлекаются сейчас автопроизводители из ФРГ, поскольку это увеличивает запас хода, снижает уровень шума, а также, в случае с BUZZ, в силу конструктивных особенностей передней части автомобиля повышает его вместимость. Представитель семейства Volkswagen может перевозить до 8 пассажиров, а дальность хода варьируется от 330 до 550 км в зависимости от мощности батареи. Уступает автомобиль из Германии китайскому ES8, пожалуй, высотой дорожного просвета, однако производитель компенсирует это специальными технологическими решениями, облегчающими эксплуатацию в городе, в списке которых колесная база, уменьшающая радиус поворота.

Главным недостатком BUZZ для израильских партнеров стали, кажется, прежде всего увеличенные сроки его поставки. Впрочем, Mobileye от первоначальных планов не отказывается, планируя в будущем закупить и минивэны Volkswagen. Более того, учитывая, что технологические решения помощи водителям, разработанные израильской компанией, в настоящий момент свободно интегрируются в более чем 20 моделей, Mobileye в будущем имеет шанс серьезно разнообразить свой автопарк.

Кроме того, возможность изменить транспортные средства заложена уже в самом контракте на поставки NIO ES8, которые осуществляются по временной лицензии, что предполагает возврат производителю после окончания испытаний. По сути, это позволяет Израилю начать внедрение проекта, при этом не связывая себя длительными обязательствами с КНР, которые могут спровоцировать недовольство американских партнеров ближневосточной страны. Китай в свою очередь получает выход на новые для себя рынки. Последнее особенно актуально для Пекина, поскольку, несмотря на соответствие европейским стандартам, соглашение о поставках NIO смог заключить лишь с Норвегией. В пользу будущего расширения сотрудничества с Германией в области автономного вождения говорит повышенный спрос на такого рода проекты в самой ФРГ, где не так давно был принят законопроект, упрощающий эксплуатацию беспилотных транспортных средств. Как ожидается, это простимулирует развитие автомобильной промышленности в данной отрасли, а также, не исключено, повысит спрос на израильские вспомогательные решения в сфере безопасности и искусственного интеллекта.

Реализация самого проекта Mobileye по созданию беспилотного такси в Тель-Авиве рассчитана на несколько этапов. В ходе первого транспортные средства будут проезжать не более 15 км в центре города сначала без пассажиров, на второй стадии — 33 км с тестовыми пассажирами. Для коммерческого использования планируется задействовать уже маршруты протяженностью более 100 км, однако предположительно этого удастся добиться не ранее 2023 г.

Страховые риски

Основными скептиками внедрения автономных транспортных средств в Израиле считаются страховые компании. Их главные опасения связаны с тем, как рассчитывать стоимость полиса и сумму выплат в случае управления полностью или частично с использованием автопилота. Как известно, заметную роль при расчете цены страховки играют стаж и возраст водителя. В случае с автономным управлением значение данной категории существенно снижается. В перспективе, полагают израильские эксперты индустрии, не исключен учет аналогичных характеристик, но уже компании и автомобиля. Другими словами: к данным о человеке, управляющем машиной, добавятся сведения о надежности автопилота, основанные на статистике неполадок, выявленных при эксплуатации в реальных условиях и показателях заводского тестирования.

Впрочем, здесь есть определенные сложности. Связаны они с тем, может ли ответственность за наступление страхового случая распространиться на производителя, если авария произошла по вине автоматики. Аналогичный вопрос возникает и с пешеходами в случае происшествия с их участием. Дополнительными рисками страхования подобных автомобилей в Израиле также называют уязвимость электронных систем, хранящих в себе большой объем данных. Таким образом, можно проследить определенную аналогию с другими высокотехнологичными решениями, которые стали пользоваться повышенным спросом в период пандемии, обладая способностью обеспечить снижение т.н. социальных контактов. Однако здесь не исключен и высокотехнологичный ответ инноваторов на этот вызов, что в будущем может составить основу для кооперации израильских стартапов, специализирующихся на решениях для безопасности, с мировыми автоконцернами.

Таким образом, перспектива, которую озвучивают израильские страховые компании, говоря об автомобилях, оснащенных системами автономного управления, проста и кроется в ожидании первых прецедентов, по аналогии с которыми в дальнейшем будут урегулироваться убытки различных по типам аварий. Частично подобную статистику даст мировой опыт, однако что-то явно придется дополнять с учетом израильских особенностей. Впрочем, для страны такая практика не нова, поскольку частично ее правовая система выстроена на англо-саксонском прецедентном праве.

Автор: Елизавета Якимова — эксперт РИСИ

Елизавета Якимова Израиль транспортные инновации