В Чувашии стали появляться эмиссары религиозно-экстремистских организаций

Мы в СМИ
Москва. 2 августа. ИНТЕРФАКС - В ряде сельских населённых пунктах Чувашии, преимущественно с татарским населением, стали появляться пропагандисты религиозно-экстремистских организаций «Джамаат таблиг» и «Хизб ут-Тахрир», - сообщил корреспонденту «Интерфакс-Религия» исламовед Раис Сулейманов, регулярно осуществляющий мониторинг деятельности радикал-исламистов на территории Поволжья.

«Несколько раз на заседании Общественного совета татарского села Шыгырдан в Батыревском районе Чувашии обсуждалась проблема появление эмиссаров пакистанской секты «Джамаат таблиг» на территории деревни, где в одной из мечетей они начали вести пропагандистскую работу среди молодежи», - заявил Р.Сулейманов, возглавляющий Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.

По его словам, уже установлено, что таблигиты приехали из Ульяновска.

Как пояснил Р.Сулейманов, членов «Джамаат таблиг» легко вычислить: они просят пустить их ночевать в мечети, ходят в пакистанской одежде, при этом активно агитируют молодёжь. 

Вызывает обеспокоенность и ситуация в деревне Урмаево, что отмечают и другие наблюдатели, а в городе Канаш появилось такое явление, как «дагват на такси», когда уже «хизб-ут-тахрировцы» работают «таксистами-бомбилами», где начинают вести агитацию среди пассажиров, рассказал исламовед.

«Сначала такие водители начинают спрашивать у клиента: «Кто ты по вероисповеданию?», «А ты знаешь, что самая лучшая религия - это ислам?», а потом в зависимости от того, кто перед ними сидит, исламисты начинают углублять свою пропаганду: если пассажир оказывается мусульманином, то с ним уже говорят о халифате и приглашают на свои собрания, если немусульманином, то предлагают для начала почитать брошюры», - рассказывает Р.Сулейманов о методике миссионерской работы членов «Хизб ут-Тахрир». 

Сам эксперт отмечает, что ситуация пока некритическая, татары Чувашии в массе своей относятся настороженно к подобным агитаторам, проявляют бдительность. Но сам факт попыток проникновения и закрепления фундаменталистов должен настораживать.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов в татарские села Чувашии уже пытались проникнуть фундаменталисты из Татарстана в бытность правления во главе мусульманской общины этого региона ваххабитского муфтия Гусмана Исхакова (1998-2011), рассказывает собеседник агентства. Однако шыгырданцы подобные наезды отражали, а непрошеных гостей, начинавших разговоры о «чистом исламе», либо сдавали в милицию, либо вывозили на границу с Татарстаном и там высаживали, требуя, чтобы они больше не приезжали в Чувашию. 

«Сплочённость, умение распознать залётных «гастролеров» радикальных экстремистских течений, чёткое следование традиционному для Поволжья исламу ханафитского мазхаба, уважительное отношение к православному окружению, законопослушность и сотрудничество с государственными органами позволяли татарам Чувашии всегда избегать влияния фундаменталистов на себя, и радикал-исламисты в течение двадцати постсоветских лет не могли проникнуть в этот регион Поволжья. Однако в этому году вылазки эмиссаров экстремистских движений участились», - описывает ситуацию Р.Сулейманов.

По его оценке, на фоне ситуации в Пензенской области и Мордовии, где «в крупных татарских деревнях духовная власть находится в руках радикал-исламистов», Чувашия выглядит островком стабильного развития и укрепления традиционного ислама.

В заключение исламовед отметил, что татарская община Чувашии считается самой небольшой по численности (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года - 34 214 татар) по сравнению с другими регионами Поволжья. Однако именно ей удается, благодаря сплочению, противостоять влиянию исламских фундаменталистов.