Потеряют ли США высший кредитный рейтинг ААА?

Аналитика
В начале февраля агентство Moody's предупредило, что Америка может лишиться своего нынешнего наивысшего рейтинга, если продолжит финансировать свой огромный бюджетный дефицит за счет ускоренного наращивания госдолга.

П. В. Захаров,

к.и.н., старший научный сотрудник отдела международных экономических исследований

Рейтинговые агентства покусились на святое – суверенный кредитный рейтинг США. В начале февраля агентство Moody's предупредило, что Америка может лишиться своего нынешнего наивысшего рейтинга (Ааа), если продолжит финансировать свой огромный бюджетный дефицит за счет ускоренного наращивания госдолга. «Если тенденция к увеличению госдолга и стоимости его обслуживания продолжится, а меры по стабилизации не будут приняты, рейтинг подвергнется давлению в сторону понижения», - сообщает Moody's.


Аналогичное предупреждение получила и Великобритания, также имеющая высший рейтинг. Вместе с тем, агентство Standard&Poor's уже понизило прогноз по этой стране со стабильного на негативный.


Третье рейтинговое агентство «большой тройки» – Fitch – в начале февраля выступило с предостережением в отношении Великобритании, Франции и Испании (все имеют ААА), что они рискуют потерять высший рейтинг, если не проведут ужесточение своей финансово-бюджетной политики. По поводу США Fitch собирается посмотреть, как власти будут сокращать дефицит бюджета в течение ближайших 3-5 лет.


Между тем, американские власти весьма эмоционально отреагировали на предостережение Moody's. Министр финансов США Тимоти Гейтнер, выступая 8 февраля на телеканале ABC подчеркнул, что нет «абсолютно никакой» угрозы понижения рейтинга США. «Такого никогда не случится с этой страной», - заверил Гейтнер. При этом он напомнил, что инвесторы по всему миру обращаются к государственным облигациям США и номинированным в долларах активам всякий раз, когда ощущают тревогу по поводу стабильности мировой экономики.


Действительно, все обязательства США номинированы в национальной валюте – долларах, поэтому они не подвержены риску перепада курсов и ситуации нехватки иностранной валюты, с которой нередко сталкиваются страны при необходимости оплаты внешних долгов. Как отмечает агентство S&P, контроль правительства над национальной денежно-кредитной и финансовой системой, «дает ему практически неограниченный доступ к ресурсам в национальной валюте».


Поэтому в известном смысле Гейтнер прав – действительно в рамках нынешней мировой финансовой архитектуры сложно представить более платежеспособного заемщика, чем США. Но по мере того, как американский суверенный долг пересечет планку в 100% от ВВП и далее устремится вверх, убеждать в этом международных инвесторов придется все чаще, а проблемы для американских финансов будут нарастать.


Долговое бремя Америки


По данным на 9 февраля 2010 г. долг федеральных властей США составил 12,3 трлн долларов (примерно 86% ВВП). Согласно прогнозным данным, которые публикует U.S. Government Printing Office (GPO) госдолг США превысит 100% ВВП в 2012 году (см. Рис.1).


Однако нехитрый подсчет на базе опубликованных показателей бюджетов на 2010 и 2011 финансовый годы дает несколько иную картину. В 2009-м финансовом году (завершился в США 31 сентября) дефицит бюджета равнялся $1,4 трлн. Общий федеральный долг официально вырос до $11,8 трлн, что составляло 83,4% ВВП. В текущем финансовом году, по прогнозу администрации, дефицит вырастет почти до $1,6 трлн (10,6% ВВП). В следующем, 2011 году, согласно проекту бюджета, внесенному Бараком Обамой, дефицит должен сократится до $1,27 трлн (8,3% ВВП). Таким образом получается, что госдолг США должен превысить планку в 100% ВВП уже в конце 2011 финансового года (т.е. примерно в августе-сентябре 2011 г.).


При этом в своих прогнозах власти США исходят из довольно оптимистичной оценки, что экономика начнет активный период роста в 2010 году. По мнению администрации, он должен составить в ближайшие годы примерно по 5-7% в номинальных цифрах. В этом случае размеры долга относительно ВВП будут расти относительно медленно. Если же подобный рост сохранится и после 2015 года, то это соотношение начнет даже сокращаться.


Однако на практике никто не может гарантировать, что после сворачивания мер государственного стимулирования рост будет мощным и устойчивым (в свою очередь, продолжение стимулирования потребует еще больше наращивать долг). При пессимистичном сценарии госдолг будет расти более быстрыми темпами, превысив 100% ВВП уже к середине 2011 финансового года (т.е. весной-летом 2011 г.), а в 2013-м году Америка окажется в том же положении, что сейчас Греция. 


Психологическая угроза


Ситуация, когда госдолг превышает 100% ВВП несет в себе значительную уязвимость для любой страны, даже для такой сверхдержавы как США. Подобная ситуация наблюдалась там всего однажды – в годы Второй мировой войны. В 1945 году госдолг достиг 117,5% ВВП, а в 1946 – максимального значения в 121,7%. В последующем эта цифра неуклонно сокращалась, пока не достигла минимального значения в 32,5% в 1981 году.


В 1980-1990-х годах американцы имели вполне приличное соотношение госдолг/ВВП. Заметно ухудшаться оно начало только при Джордже Буше-младшем, развязавшем две войны на фоне постоянного роста потребления внутри США.


Как же Америке удалось выбраться из долговой ямы 1940-х годов? Это стало возможным благодаря довольно высоким ежегодным приростам ВВП, которые в номинальных цифрах составляли по 5-6% в год. Правда, согласно расчетам аналитиков банка Morgan Stanley, в реальных цифрах больший эффект давал не столько рост ВВП, сколько рост инфляции. В период с 1946 по 2003-й годы реальный экономический рост позволял уменьшать соотношение долг/ВВП в среднем на 1,3% ежегодно, в то время как инфляция «съедала» целых 1,6%.


На это же намекал и нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц, когда говорил, что и США, и Великобритания заслуживают сохранения рейтинга Ааа. «Перспектива дефолта очень мала, в особенности в США, поскольку все что мы делаем – это печатаем деньги, чтобы возвращать долги», - философски заметил экономист, выступая в начале февраля в Лондоне.


Тем не менее, пока Белый дом рассматривает инфляцию как крайне нежелательный вариант. Дело в том, что это приведет к ослаблению доллара и падению доверия инвесторов к американским активам, в то время как сейчас власти предпринимают титанические усилия, чтобы восстановить это доверие. Вашингтону уже неоднократно приходилось заверять китайцев в безопасности вложений в доллар.


Да и стоимость обслуживания госдолга выглядит пока посильной для бюджета США: на 31 января 2010 г. средняя ставка процентных выплат по госбумагам составляла 3,3%.


Гораздо большую угрозу, как это не парадоксально, несет психологическая неуверенность в перспективах американских финансов. Во многом от психологических факторов зависит, в частности, спрос на американские казначейские облигации: чем стабильнее мировая экономика, тем ниже спрос на госбумаги, а значит, выше потенциальные процентные выплаты. И это станет на ближайшие годы одним из важнейших факторов для американского бюджета, как впрочем и для бюджетов других развитых стран. Напомним, в этом году американцы должны покрыть дефицит бюджета в размере $1,6 трлн. А европейские страны, по данным Fitch, должны будут занять на рынке 2,2 трлн евро.


К таким же психологическим факторам относится и понижение суверенного рейтинга со стороны рейтинговых агентств. Это событие как правило влечет за собой как удорожание кредитов для заемщика, а также  рост стоимости страховки против дефолта (credit default swaps – CDS).


Поэтому заявления Moody's сами по себе представляют реальную угрозу для американских финансов – в частности, для стоимости обслуживания государственного долга. Этим и объясняется столь эмоциональная реакция со стороны Тимоти Гейтнера.


Пойти на снижение рейтинга означает бросить открытый вызов властям США, и в Moody's это прекрасно осознают. Там не намерены идти столь далеко, их задача – своего рода восстановление профессиональной репутации. В ходе кризиса «большая тройка» стала объектом резкой критики за неадекватную и запоздалую реакцию на текущую экономическую ситуацию. Рейтинговые оценки вводили в заблуждение инвесторов, привыкших ориентироваться на авторитет «большой тройки», и приводили к большим убыткам. Доверие к агентствам оказалось подорвано. Поэтому теперь Moody's стремится продемонстрировать принципиальность и смелость перед лицом «высших авторитетов».


В долговой яме


Следует признать, что предостережения рейтинговых агентств в адрес США вполне обоснованы. В настоящее время очень немногие страны в мире имеют соотношение долга к ВВП более 100%. Это Япония (218% ВВП), Исландия (более 140%), Италия (115%) и Греция (не менее 113%). Скорее всего, к ним уже присоединилась и Бельгия (прогноз ЕС на 2010-й год - немногим более 100% ВВП). Почти все они, за исключением Японии оказались в  нынешнем положении в результате кризиса. И заметим, что ни одна из этих стран не имеет высшего рейтинга ААА.


«Государственные финансы являются важнейшей составляющей проводимого Fitch анализа суверенного риска, – пишет одно из агентств. – Значительное бремя государственного долга (уровень долга и расходы на обслуживание долга) будет, при прочих равных условиях, соответствовать более низким суверенным рейтингам».


Впрочем, четкие критерии, при которых рост соотношения госдолга к ВВП влечет за собой понижение рейтинга, в методологиях агентств не прописаны. Там содержится оговорка, что многое зависит от степени развитости экономики, наличия доступных источников капитала и кредитной истории той или иной страны.


Как отмечают аналитики Reuters, «если бы Соединенные Штаты были любой другой страной, их столь притягательный высший рейтинг мог быть отобран уже сейчас». Но пока угрозу возможного дефолта Америки они рассматривают как «ничтожную». «Соединенные Штаты выпускают облигации в своей собственной валюте и всегда могут напечатать больше долларов – хотя и ценой более высокой инфляции. Поэтому у них не должно возникнуть проблем с осуществлением платежей», в отличие от той же Японии. Более вероятными угрозами эксперты считают риск инфляции и повышения стоимости обслуживания долга.


Последствия


В ближайшие годы американским финансам предстоят трудные времена. По мере того, как размеры долга, как США, так и других развитых стран будут расти, они будут вынуждены выбрасывать все больше новых облигаций на рынок. По оценке Белого дома, процентные выплаты по госдолгу возрастут в 3 раза в течение десятилетия с 2009 по 2019-й год – с 1,2 до 3,4% ВВП. И это еще весьма оптимистичный прогноз.


В дальнейшем властям придется все чаще прибегать к словесным интервенциям, чтобы убедить мировых и внутренних инвесторов в том, что экономика страны является «сильной», а государственные финансы «постепенно выздоравливают». Вашингтон будет вынужден постоянно убеждать инвесторов вкладываться в госбумаги. При этом вероятны периодические волны негатива, чреватые падением доллара и оттоком части иностранного капитала.


В итоге к 2012 году возникнет ситуация беспрецедентной уязвимости как США, так и других развитых стран, оказавшихся в сходном положении (Япония, Греция, Италия). С финансовой точки зрения, состояние их бюджетов и долговых обязательств будет равнозначно последствиям от участия в большой и тяжелой войне. Дефолты могут стать обычным явлением. Как отмечалось в ходе проходившего в январе 2010 года форума в Давосе, это может привести к новому кризису – «кризису государственных долгов».


С другой стороны, лидеры развивающегося мира – члены БРИК, нефтяные экспортеры, азиатские «тигры» и другие государства-кредиторы Запада, проводившие более адекватную экономическую политику, окажутся в положении выигравших. Соотношение сил в мировых финансах серьезно сместится в пользу новых игроков. В их числе может оказаться и Россия, разумеется, если сумеет к тому времени сохранить свои финансы здоровыми и проявит разумную осторожность в наращивании собственных расходов и государственных долгов.