Геополитические интересы государств в Арктике

Аналитика
Арктика играет всё большую роль в глобальной политике и экономике, становится объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств.

В.П. Коваль
Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса,
Член-корреспондент РАЕН, кандидат юридических наук
Консультант Центра экономических исследований РИСИ

Д.Н. Лыжин
Начальник сектора биоэкономики и устойчивого развития Центра экономических исследований РИСИ

Доклад на Международной конференции по географии и картографированию океана «Морская геополитика в контексте ХХI века».

В последние годы значительно возросло геополитическое значение Арктики в мире. Она играет все большую роль в глобальной политике и экономике, становится объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Здесь в тесный клубок переплелись вопросы национального суверенитета, юрисдикции и безопасности арктических государств, сохранения уникальной природной среды и экосистем, баланса прав и интересов арктических и неарктических стран.

В недрах Арктики находится около трети всех мировых запасов природного газа огромные запасы нефти, угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца, других ресурсов. Ее воды богаты ценными биоресурсами. Рост зависимости мировой экономики от энергоресурсов подталкивает зарубежные страны к активной разработке новых стратегий продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.

Ситуации в Арктике также присуща противоречивость тенденций, определяющих современное состояние международных отношений в целом.

За последние два десятилетия евро-атлантический регион претерпел весьма значительные изменения. При этом выход из глобального противостояния и уменьшения опасности возникновения вооруженного противостояния сопровождались замедлением процесса ограничения вооружений и их сокращения.

За прошедшие после окончания холодной войны годы взаимные подозрения, опасения, отравляющие атмосферу на евро-атлантическом пространстве не исчезли, хотя объективных предпосылок для конфронтации не существует. Принятые в прошлые десятилетия стратегические установки и соответствующие этим установкам военно-технические программы остаются в основном в неприкосновенности. Сохраняются в состоянии повышенной готовности значительные ядерные арсеналы. Тысячи единиц тактического ядерного оружия по-прежнему размещены в Европе. Дискуссии о противоракетной обороне не приносят положительных результатов.

Особую проблему создает продолжающееся одностороннее развертывание сил и средств ПРО США и их ближайших союзников по НАТО на европейском континенте с охватом морских пространств вокруг Севера Европы.

В последние годы самым дестабилизирующим проектом в этом плане стала концепция «Европейский поэтапный адаптивный подход» по развёртыванию системы перехвата баллистических ракет, объявленная в сентябре 2009 года президентом США. Предложенный им график размещения средств ПРО, рассчитанный до 2020 года, по своему размаху и военно-стратегическим последствиям превзошёл все предыдущие концепции противоракетного щита.

Развёртывание системы ПРО США и их ближайших союзников в Европе и АТР представляет особую угрозу для национальной безопасности Российской Федерации, поскольку эта система уже сопряжена со стратегическими и тактическими ядерными вооружениями США и обычными вооружениями НАТО, которые относятся к средствам передового базирования. Во-вторых, Вашингтон уклоняется от предоставления юридических гарантий России о ненаправленности использования этой системы против неё.

На повестке дня стоит объективная необходимость совместной работы стран евро-атлантического региона над тем, чтобы не допустить ухудшения безопасности в Арктике из-за накопления нового военного потенциала, развивать сотрудничество, взаимопонимание и доверие между странами региона.

Определенные предпосылки для этого в Арктике складываются.

В последние годы общая обстановка в евро-атлантическом регионе изменилась несколько к лучшему. Вероятность возникновения вооруженного конфликта здесь сегодня весьма незначительна. Регион не стоит перед угрозой применения обычного или ядерного оружия. За последние два десятилетия сократились масштабы стратегической военной деятельности в данном районе. Проявляется интерес приарктических государств к взаимодействию. Объективная необходимость в таком региональном сотрудничестве определяется рядом факторов: появление практических возможностей экономического освоения высокоширотных районов Арктики, развития науки, технологий.

Арктические государства четко обозначили курс на соблюдение международного права и на решение вопросов через созданные механизмы сотрудничества. В регионе имеются немалые стимулы к развитию конструктивного сотрудничества. Приарктические государства объединены исторической, экономической, культурной общностью, имеют свои специфические интересы, которые легче всего обеспечить на основе взаимовыгодного сотрудничества. Активно развиваются экономическое, природоохранное, научное и гуманитарное взаимодействие.

В силу своего географического положения приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использования.

Что касается существующихя или потенциальных вопросов размежевания между самими арктическими государствами, то, как показывает практика, они вполне поддаются профессиональному решению.

Важнейшее значение имеет договоренность первой министерской встречи государств прибрежной арктической «пятерки» в Илулиссате в мае 2008 г. о том, что все возможные взаимопересекающиеся претензии в Северном Ледовитом океане будут решаться цивилизованным путем, за столом переговоров, на основе существующих и достаточных норм международного права. Эта договоренность пока соблюдается всеми.

Возрастающая роль Арктики поставила на повестку дня вопросы выработки для России геополитической стратегии в данном регионе, разработки новых подходов государственного регулирования развития Арктической зоны. Арктика выделена в особый объект государственной политики Российской Федерации, что объясняется ее национальными интересами в сферах геополитики, экономики, экологии, обороны, науки и обеспечения национальной безопасности.

В принятой в феврале 2013 г. новой редакции внешнеполитической концепции России конкретизированы основные подходы к международному сотрудничеству в регионе. В частности отмечается, что Россия открыта к взаимовыгодному сотрудничеству и с внерегиональными игроками при уважении ими независимости, суверенных прав и юрисдикции арктических государств в Арктике.