
В работе круглого стола приняли участие российские ученые, эксперты, руководители органов ЗАГС, представители общественных организаций, религиозные деятели. В целом мероприятие носило разнообразный взаимодополняющий характер.
Злободневность данной темы круглого стола обусловлена современными демографическими вызовами и ослаблением института семьи в России. Одним из таких вызовов является интенсивное старение населения, что повышает научный интерес к проблеме пожилых и их роли в семье, а также ставит все общество перед необходимостью своевременного реагирования на изменение возрастной структуры.

Исторический взгляд на межпоколенные отношения в контексте семейной жизнедеятельности был представлен Мальцевым Денисом Александровичем, старшим научным сотрудником Российского института стратегических исследований. Докладчик заострил внимание собравшихся на том, что характерной деталью семейной организации у русских было совместное проживание в одном домохозяйстве нескольких супружеских пар и родственников по боковым и вертикальным родственным линиям. Это, конечно, способствовало сохранению многопоколенной патриархальная семьи, что непосредственным образом касалось и старшего поколения – был прямой резон вырастить и держать поблизости нескольких детей. Один просто не прокормит помимо своей жены и детей еще и престарелых родителей. При этом в России не практиковался майорат – оставление всего или большей части имущества старшему сыну. Часто практиковалось оставление особой доли имущества родителей как раз младшему сыну – тому, кто дольше всех остается «при родителях». Нормой была «неограниченная власть владыки семьи», власть именно «старшего» мужчины в роду.
Все это воспитывало у населения коллективизм, сознание «общинности» сохранявшееся и среди городского населения. Кроме того, Россия во все периоды своей истории была недонаселена сравнительно с сопредельными странами. Соответственно для Руси/России в силу как нравственных, так и историко-географических причин была характерна большая ценность человеческой жизни, чем для обществ Европы и Азии, сопоставимых по времени. Отсюда и особый комплекс семейно-брачной русской традиции, для которой были невозможны «мальтузианская теория» и иные антирепродуктивные концепции.

С заключительным докладом выступил Игорь Иванович Белобородов, начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем РИСИ. По мнению демографа, ответ на все прозвучавшие ранее вызовы в демографической сфере исчерпывающим образом дает ценностное наследие традиционной русской семьи. Под традиционными ценностями в данном случае понимаются четкие характеристики уникальной семейной культуры русского народа. Стержнем позитивного развития российской семьи на протяжении всего исторического процесса выступает ее духовно-нравственная составляющая – Христианство, ставшее основой национальной религии (Православия), крестьянской этики и морали, а также определяющим фактором в становлении системы отечественного права.
Перечень традиционных семейных ценностей, представляющий собой целый комплекс этических принципов, который включает в себя такие понятия как: моногамия (единобрачие), целомудрие (хранение девственности до брака), супружеская верность в браке, высокий престиж семейного образа жизни, обязательность регламентации вступления в брак (согласие родителей, церковное венчание, общественное одобрение и признание); ранняя брачность; межпоколенная семейная организация; строгая семейная иерархия; пожизненность брака; высокая репродуктивность (чадородие), недопустимость вмешательства в репродуктивный цикл. Все это веками обеспечивало динамичный рост населения России, несмотря на многочисленные войны, эпидемии и высокую детскую смертность.
К сожалению, сегодняшнее состояние русской и в целом российской семьи далеко от идеального. Контраст ее современного положения, применительно к описанию исторически утвердившихся цивилизационных основ института семьи, свойственных русскому народу, убедительно аргументирует кризисную динамику внутрисемейных и репродуктивных процессов.
Многочисленные проблемные тенденции в развитии института семьи были заложены еще в советский период. Результатами революционных преобразований в области семейного законодательства и общественной морали стали: преследование религии и духовно-нравственное опустошение; раскрепощение полов и вульгаризация межполовых отношений; отрыв женщин от семьи в ущерб семье и материнству; насильственная урбанизация с последующим уничтожением крестьянства и традиционной семейной культуры; разрушение семейной иерархии и девальвация супружеской и отцовской ответственности; отмена многовековой традиции церковной регистрации брака с ее заменой светской процедурой гражданской регистрации в качестве единственно легитимной; максимальная облегченность процедуры прекращения брака и «эпидемический» рост разводов; легализация абортов в наиболее либеральном виде и миллионы убиенных младенцев; колоссальное снижение рождаемости и глубокий демографический кризис, наблюдаемый в настоящее время.
В завершение своей речи И. И. Белобородов обратился к собравшимся с предложением поддержать идею и закреплении озвученных традиционных семейных ценностей на законодательном (нормативном) уровне. Участники круглого стола выразили согласие, предложив дополнить эту идею поддержкой инициативы руководства Татарстана об ужесточении процедуры развода.