Ведущие региональные державы в борьбе за влияние в Ираке

Пресс-релизы
Геополитический антагонизм на Ближнем Востоке в настоящее время во многом связан со взаимоотношениями трёх ведущих региональных держав: шиитского Ирана, преимущественно суннитской Саудовской Аравии и Турции, сочетающей ортодоксальную суннитскую доктрину и суфийские традиции, отмечают в аналитическом докладе журнала «Проблемы национальной стратегии» эксперты Центра Ближнего и Среднего Востока РИСИ. «Серьёзные противоречия между этими странами имеют глубокие исторические корни. Это отчётливо видно на примере современного Ирака, расположенного в Междуречье, где находятся истоки человеческой цивилизации», − добавляют они.

Аналитики подчёркивают, что добрососедские и всесторонние связи с Ираком нужны Тегерану с точки зрения национальной безопасности. Дружественный Ирак не начнёт агрессию против Ирана, не станет опорной базой для США и их союзников по коалиции в случае начала войны с ИРИ. Сотрудничество необходимо ещё и для обеспечения безопасности границы протяжённостью почти 1500 км. Географическое положение Ирака также определяет его значение для Ирана как стратегического транзитного коридора, позволяющего выйти к Средиземному морю.

Востоковеды РИСИ обращают внимание, что интересы Саудовской Аравии в отношении Ирака укладываются в рамки «прагматичной дипломатии»: Королевство пытается укрепить своё влияние в регионе, одновременно понизив там роль Ирана. Во многом это связано с желанием Эр-Рияда восстановить «статус-кво» и собственные позиции, частично утраченные после активизации Тегерана в Сирии, Ливане, Йемене. Ряд зарубежных наблюдателей считают, что наследный принц Саудовской Аравии и его сторонники в администрации президента США Д.Трампа изыскивают любые способы по ограничению влияния ИРИ в арабском мире без прямого военного столкновения, стремясь спровоцировать внутришиитскую гражданскую войну.

В отношениях же с Ираком, по мнению политологов, Анкара реализует две тесно связанные между собой задачи. Это поддержка усилий Багдада по борьбе с курдским сепаратизмом и одновременно сохранение Иракского Курдистана в качестве центра силы, ограничивающего суверенные права центрального правительства. Турции важно не допустить усиления Ирака настолько, чтобы он мог воспрепятствовать операциям турецких ВС на севере страны против боевиков Рабочей партии Курдистана. Кроме того, более слабому партнёру легче навязать свой подход в вопросах вододеления Евфрата и Тигра, поддержки суннитского меньшинства и защиты прав этнических туркмен.

«Иран, Саудовская Аравия и Турция имеют разнообразные интересы в Ираке. Главным образом они базируются на естественных устремлениях каждой из региональных держав по обеспечению безопасности собственных границ, распространению политического и конфессионального влияния, укреплению торгово-экономических связей. Важными факторами остаются амбиции по достижению каждым из игроков лидирующих позиций на Ближнем Востоке и связанная с этим конкуренция», − резюмируют авторы доклада.

Подробнее об особенностях взаимоотношений ведущих ближневосточных держав – в аналитическом докладе экспертов Центра Ближнего и Среднего Востока РИСИ «Ведущие региональные державы в борьбе за влияние в Ираке».

Ирак ПНС