Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий

Аналитика
Проблема биотехнологий – лишь часть проблемы научных технологий, которая коренится в ориентации европейского человека на преобразование мира, покорение природы, начавшееся в эпоху Нового времени.

Проблема биотехнологий – лишь часть проблемы научных технологий, которая коренится в ориентации европейского человека на преобразование мира, покорение природы, начавшееся в эпоху Нового времени. Биотехнологии, стремительно развивающиеся в последние десятилетия, на первый взгляд приближают человека к реализации давней мечты о преодолении болезней, устранению физических проблем, достижению земного бессмертия посредством человеческого опыта. Но с другой стороны они порождают совершенно новые и неожиданные проблемы, которые не сводятся только к последствиям долговременного употребления генетически измененных продуктов, ухудшению человеческого генофонда в связи с появлением на свет массы людей, рожденых лишь благодаря вмешательству врачей и новейших технологий. В перспективе встает проблема трансформации социальных структур, воскресает призрак «медицинского фашизма» и евгеники, осужденных на Нюрнбергском процессе.


Церковь не может однозначно негативно воспринимать новейшие биотехнологии, она пытается решить эту проблему на богословском уровне. Вполне понятна позиция ученых, считающих, что Россия должна активно участвовать в мировом процессе развития биотехнологий, чтобы не оказаться самой отстающей в этой области страной. Но Россия страна с глубокими религиозными традициями и перед многими учеными также встает вопрос, а богоугодно ли то, что они делают? И на этот вопрос они ждут ответ от представителей Православной церкви.


В Дубне была предпринята попытка ответить на часть подобных вопросов. На конференции «Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий»  обсуждался широкий круг проблем, начиная с вопроса «Что есть человек?», «Есть ли душа у клона? Действует ли в клоне Святой Дух?», «Является ли эмбрион человеком?» завершая вопросами «Означает ли окончательную смерть диагноз «смерть мозга» при искусственном поддержании функций организма?», «Возможно ли на государственном уровне запретить аборты в государственных больницах за счет налогоплательщиков и передать эту функцию только частным клиникам?» Рассмотрим некоторые проблемы.

Биотехнологии и социальные устои


Философы и биоэтики обнаружили, что биотехнологии в области деторождения и изменения пола в будущем чреваты исчезновением мужских и женских социальных ролей. Культура «unisex», первоначально обосновавшаяся на телевидении и на страницах глянцевых журналов моды, вместе с упрощением одежды, стиля, манер поведения незаметно пришедшая в нашу повседневную жизнь, развивается, заявляя о себе посредством скандальных акций и пропагандой сексуальных извращений. Сегодня она находит невольную поддержку себе в лице медиков и биотехнологов.


Заведующий сектором гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН П.Д.Тищенко отметил в своем докладе на конференции в Дубне, что биотехнологии способствуют изменению понимания целостности человека, представлений о семье, т.к. искусственные процессы чадородия поддерживают однополые браки и популяризируют безразличие к делению на мужское и женское. Под угрозой оказывается семья в том традиционном значении этого слова, которое веками складывалось в рамках европейской цивилизации. Технология Экстракорпорального оплодотворения не только дает возможность иметь ребенка вне семейных отношений, оно оказывает косвенную поддержку различным формам однополого сожительства. Гомосексуалисты могут заказать себе детей, хотя при этом грубо попираются права этих детей на нормальные семейные отношения. Таким образом, общество, его ценности и сценарии поведения оказываются в зоне риска.


Пример транссексуала Томаса Бити, родившего в 2008 году себе ребенка после курса гормональной терапии показывает как биомедицинские технологии превращают пол человека в конструктор, а признак пола в социальную условность.


Развитие биотехнологий способствует распространению на национальном и международном уровнях «идеологии репродуктивных прав», которая утверждает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества. На наших глазах вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.


По мнению богословов, собравшихся на конференции, употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Неизвестные последствия ЭКО


30 лет назад был изобретен метод Экстракорпорального оплодотворения, за это время на свет появилось около 4 миллионов людей, рожденных искусственным образом. Но семьи, обращающиеся к этому методу не всегда в курсе о возможных его негативных последствиях и этических проблемах, связанных с ним.


Прежде всего речь идет о проблеме возможных многоплодных беременностей как следствие ЭКО. Поскольку с медицинской точки зрения 5-6-плодная беременность приведет к нарушению в развитии всех плодов, практикуется практика «редукции эмбрионов» (убийства части плодов), что недопустимо с христианской точки зрения, признающей эмбриона человеком, имеющим душу.


Старший преподаватель Российского государственного медицинского университета Росздрава иеромонах Дмитрий (Першин) считает, что существуют отдаленные последствия ЭКО, которые ставят под угрозу как общество в целом, так жизнь и здоровье отдельных его членов. ЭКО дает возможность получить потомство от тех людей, которые по естественным причинам не могут их иметь, практика показывает, что бесплодие взаимосвязано с генетическими отклонениями и рожденные таким образом дети могут иметь отягощенное генетическое наследие. В случае массового применения ЭКО возрастает генетическая нагрузка на человечество.


В связи с использованием донорских репродуктивных материалов возможно получение своеобразной популяции единокровных братьев и сестер, которые не будут подозревать о своем родстве. Это имеет не только юридические последствия, но и напрямую затрагивает здравоохранение: кровнородственные браки увеличивают вероятность генетических заболеваний.

Призрак «медицинского фашизма»


С позиций биоэтики на конференции была рассмотрена проблема допустимости или недопустимости экспериментов над человеком, которыми отличался нацизм. Открывшаяся возможность предымпланатационной диагностики эмбрионов, когда отбирается зародыш не имеющий отклонений в развитии, приводит некоторых исследователей к идее возобновить евгенические опыты по улучшению генофонда человечества, осужденные на Нюрнбергском процессе.


В связи с позицией христианского богословия, согласно которой эмбрион, даже созданный в пробирке, является человеком, встает проблема судьбы «избыточных эмбрионов», не имплантированных в тело матери, а также проблема «заморозки» эмбрионов с целью их дальнейшего имплантирования.


На конференции также обсуждалась проблема клонирования человека. Богословы затрудняются на данный момент определить, является ли клон человеком, поскольку неизвестно будет ли клон иметь душу и являться нравственным существом.


Сложным с точки зрения биоэтики является вопрос, является ли человек умершим при постановке диагноза «смерть мозга» и можно ли использовать его органы в качестве донорских. В связи с обсуждением проблемы выработки медицинской инструкции для констатации смерти мозга была поднята проблема коммерциализации некоторых сфер медицины и угрозы фальсификаций в постановке данного диагноза. Это означает, что взрослое и детское население России (дети – идеальные доноры органов) могут стать источником новых ресурсов  для дальнейшего развития биотехнологий.


Биоэтики отметили общую тенденцию коммерциализации многих сфер медицины, связанных с биотехнологиями - искусственно рожденные дети и репродуктивное здоровье людей становится предметом продажи, так же как и части человеческого тела – товаром.


Не вполне освещенными на XIII конференции «Наука. Философия. Религия» остались аспекты использования биотехнологий в сфере политики и национальной безопасности. Вскользь говорилось о потоках дешевых заграничных средств контрацепции с целью уменьшения населения России как одной из невоенных форм сокращения населения на богатых природными ресурсами территориях. А также упоминались угрозы  клонирования и создания трансчеловека лишь по фенотипу являющегося человеком, но с несамостоятельным сознанием, и возможность их использования в политических и военных целях.


На конференции было признано, что новейшие биотехнологии не совсем безопасны с точки зрения здравоохранения, их применение не урегулировано юридически, часть из них противоречит человеческой этике и богословски они не обоснованы.
Признавая неразрешенность многих проблем, мы можем согласиться с профессором Московской духовной академии А.И.Осиповым, считающим, что  вред или польза всех научных технологий связаны с тем в чьи руки они попадают – являются ли цели людей их использующих нравственными или наоборот безнравственными.