Исследовательский проект

Аналитика
«Мониторинг, анализ и оценка влияния событий в мире на национальную безопасность Российской Федерации»

В 2013 году в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) стартовал проект «Мониторинг, анализ и оценка влияния событий в мире на национальную безопасность Российской Федерации».

Данный проект направлен на изучение значимых мировых событий (включая и внутрироссийские) с точки зрения их влияния на национальную безопасность РФ.

Информационной базой проекта является регулярно (раз в два месяца) собираемая экспертная информация. Ее сбор и анализ осуществляются в два этапа.

На первом этапе каждый эксперт формирует два списка событий в мире, произошедших в последние два месяца, которые, по его мнению, оказали или окажут значимое влияние на национальную безопасность Российской Федерации. Один из списков включает в себя события, оказавшие, как полагает эксперт, позитивное влияние на национальную безопасность РФ, а второй – события, оказавшие негативное влияние.

На основании полученной от экспертов информации формируются два обобщенных списка событий (позитивно и негативно повлиявших на национальную безопасность России). Эти списки направляются экспертам для дальнейшего анализа.

На втором этапе каждый эксперт ранжирует (упорядочивает) события в каждом списке  по степени их влияния на национальную безопасность РФ. При этом приводится краткое обоснование предлагаемых ранжировок, указывается, на какие сферы национальной безопасности России (военная, экономическая и др.) повлияли (повлияют) рассматриваемые события, и дается обобщенная качественная оценка рассматриваемого периода в плане его влияния на национальную безопасность Российской Федерации.

Полученная на втором этапе экспертного опроса информация анализируется с точки зрения ее согласованности, непротиворечивости, определения интегральных оценок значимости событий (качественных и количественных), визуализируется в виде графиков, гистограмм и т.п. и дополняется экспертной информацией качественного характера.

Ниже представлены результаты анализа событий в мире, произошедших в ноябре – декабре 2012 года.

Отметим, что хотя выбранные экспертами в качестве «основных» события относятся к сфере военно-политической безопасности, исходное множество событий было более разнородным. Экспертами предлагались к рассмотрению и такие события, как принятие в США «Закона Магнитского»,  деятельность оппозиционных сил в России, принятие в Государственной Думе Российской Федерации «Закона Димы Яковлева», принятие в США нового пакета санкций против Ирана, вывод КНДР на околоземную орбиту спутника «Кванменсон–3» и др.

Однако экспертной группой были отобраны для ранжирования и оценки события, рассматриваемые ниже. На наш взгляд, в последующие периоды спектр исследуемых событий может оказаться более широким.

Рассмотрим события, оказавшие позитивное влияние на национальную безопасность России в ноябре – декабре 2012 года (рис. 1).

Наиболее значимым из них эксперты посчитали смену руководства Министерства обороны Российской Федерации. Это событие имело весьма широкий отклик в СМИ, поэтому не требует детальной «расшифровки». Отметим лишь, что мнение опрошенных по данному событию отличалось наиболее высокой согласованностью, что свидетельствует о единой и положительной оценке экспертами смены руководства МО РФ.

Рис. 2

Вторым по значимости позитивным событием эксперты определили ввод в строй ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Юрий Долгорукий» с баллистической ракетой подводной лодки  (БРПЛ) «Булава». Хотя официально РПКСН был введен в строй 10 января 2013 года, эксперты отнесли данное событие к предыдущему периоду исходя из того, что акт приемки–передачи корабля, по информации Минобороны, был подписан 29 декабря 2012 года.

В высокой оценке значимости рассматриваемого события экспертная группа также проявила достаточное единодушие. Эту оценкку подтверждает и Президент России Владимир Путин. По его словам, «…[данное] cобытие для флота очень значимое. …Такой крейсер, как "Юрий Долгорукий", – это серьезное, мощное оружие, которое будет гарантировать безопасность и которое повышает нашу обороноспособность». Главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков так охарактеризовал вооружение нового подводного крейсера: «Шестнадцать баллистических ракет, способных поражать цели на больших дальностях в соответствии с заложенными характеристиками. Также мы уделили большое внимание торпедному вооружению и способности крейсера применять крылатые ракеты большой дальности».

В целом подлодки четвертого поколения проекта «Борей», к которому и относится РПКСН «Юрий Долгорукий» призваны стать основой морских стратегических ядерных сил России на ближайшие десятилетия.

Три других события – Первый полет четвертого опытного образца перспективного авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА), Ратификация Киргизией соглашения о российской военной базе в республике и Принятие решения о производстве жидкостной МБР для РВСН и о возможном развертывании боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), – по мнению экспертной группы, являются существенно менее значимыми, нежели рассмотренные выше (кстати, и согласованность экспертных оценок оказалась здесь более низкой). Это связано, по-видимому, или с относительно меньшей «масштабностью» данных событий, или их «незавершенностью».

Первый полет четвертого опытного образца перспективного авиационного комплекса пятого поколения (ПАК ФА) состоялся 12 декабря 2012 года.

ПАК ФА (Т-50, И-21) – российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации – ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50.

Сравнительный анализ характеристик российского истребителя пятого поколения Т-50 с американским F-22 и китайским J-20 показывает, что Т-50 превосходит зарубежные аналоги по максимальной скорости полёта (как форсажной, так и бесфорсажной), максимальной дальности полёта, тяговооружённости, величине максимально реализуемой перегрузки. Кроме того, российский истребитель отличают меньшая величина разбега и пробега, а также лучшие по сравнению с зарубежными аналогами характеристики бортового оборудования.

Таким образом, принятие на вооружение Т-50 обеспечит возможности для обновления и качественного совершенствования ВВС России. Однако серийные поставки в войска истребителей пятого поколения предполагается начать лишь в 2015 году. Поэтому сравнительная значимость этого события и была оценена экспертами не столь высоко.

Невысокую экспертную оценку получило и событие «Принятие решения о производстве жидкостной МБР для РВСН и о возможном развертывании боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК)».

Сам по себе проект 100-тонной жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты, по мнению экспертов, является весьма перспективным. По своим характеристикам новая ракета будет превосходить «Воеводу» (по западной терминологии – «Сатана») и сможет забрасывать до 15 средних или до 10 тяжелых ядерных боеголовок на дистанцию свыше 10 тыс. км. Как отметил консультант командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник в отставке Виктор Есин, «жидкостная ракета позволяет вывести большую полезную нагрузку на траекторию, что позволит вывести туда мощный комплект средств преодоления ПРО, который затруднит селекцию целей – истинных блоков – и тем самым обеспечит их прорыв». Однако работы по созданию жидкостной МБР находятся лишь на начальном этапе, и, по мнению экспертов, для ее разработки может потребоваться до десяти лет.

Что касается возможного развертывания боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), то в настоящее время ведутся опытно-конструкторские работы, которые могут быть завершены созданием опытных образцов до 2020 года, после чего можно ожидать поступления этих ракетных комплексов на вооружение Ракетных войск стратегического назначения.

БЖРК впервые в мировой практике были созданы в СССР в начале 1980-х годов. Благодаря разветвленности железных дорог комплекс обладал повышенной живучестью в случае нанесения противником первого удара. Каждый БЖРК был способен, не обнаруживая себя, преодолевать порядка 1,5 тысяч км. в сутки и запускать ракеты из любой точки маршрута, в том числе и с электрифицированных железных дорог, поскольку имел специальное устройство закорачивания и отвода контактной сети. При этом данный комплекс внешне не отличался от обычного железнодорожного состава. Однако согласно договору СНВ-2, в 2005 году БЖРК были полностью сняты с вооружения. Договор СНВ-3 не запрещает создание новых ракетных комплексов (это касается и БЖРК).

Таким образом, принятие решения о производстве жидкостной МБР для РВСН и о возможном развертывании боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) хотя и сможет в перспективе существенно повысить безопасность Российской Федерации, в настоящее время является лишь «пожеланием», что и определило невысокую значимость данного события.

Еще одним событием, позитивно повлиявшим на национальную безопасность России, эксперты определили ратификацию Киргизией соглашения о российской военной базе в республике. Это событие оказалось, пожалуй, наиболее неоднозначным для экспертов, что обусловлено, по-видимому, следующими причинами.

Согласно упомянутому соглашению, в Киргизии создается единая российская военная база (сроком на 20 лет, начиная с 2017 года) вместо разрозненных в данный момент четырех военных объектов: базы подводных испытаний оружия в Караколе; центра военной связи в Кара-Балте, радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу и авиабазы в Канте. Естественно, что создание единой базы существенно упростит для нее процесс управления и обеспечения. Однако в состав данного объекта не войдет Отдельная группа пограничных войск ФСБ РФ, дислоцированная в Оше, затрудняя тем самым открытие полноценной военной базы в Южной Киргизии в случае такой необходимости. Кроме того, эксперты обратили внимание на тот факт, что одновременно с урегулированием вопроса о единой базе, Москва приняла решение списать Киргизии часть долгов на общую сумму 489 млн дол. (отметим, что ежегодная плата за присутствие российских военнослужащих в Киргизии будет составлять 4,5 млн дол.).

Тем не менее в целом данное событие было оценено экспертами как позитивное, поскольку российское военное присутствие в Киргизии способствует укреплению стабильности в Центрально-Азиатском регионе, а также росту влияния в нем России.

Далее рассмотрим события, оказавшие, по мнению экспертов, негативное влияние на национальную безопасность Российской Федерации (рис. 2). Отметим, что по этой группе событий согласованность экспертных оценок оказалась ниже, чем для «позитивной» группы.

Рис. 2

Наиболее согласованными оказались оценки экспертов по самому негативному, на их взгляд, событию – Разрастание внутреннего конфликта в Сирии и поддержка сирийской оппозиции со стороны США и ЕС.

Затяжной конфликт в Сирии детально освещается в СМИ, поэтому нет необходимости подробно останавливаться на нем. Отметим лишь, что эксперты указали на еще одно событие, формально связанное с данным конфликтом – Принятие в НАТО решения о размещении ЗРК "Пэтриот" в Турции (на границе с Сирией).

Напомним, что Турция во второй половине ноября 2012 года обратилась к НАТО с просьбой предоставить ей ЗРК «Пэтриот» для защиты от возможного воздушного нападения со стороны Сирии. 4 декабря Североатлантический совет удлвлетворил данную просьбу. Всего под руководством Альянса на турецкой границе будут размещены шесть зенитно-ракетных батарей – две из США, две из Германии и две из Нидерландов.

Вместе с тем многие считают, что НАТО размещает зенитно-ракетные комплексы в Турции не только в целях защиты от сирийских угроз, но и для прикрытия американского радара, который является частью американской системы ПРО, создаваемой для противодействия «угрозе со стороны Ирана». Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в конце декабря 2012 года, «если это так, то это даже более рискованно, потому что создает дополнительные соблазны».

Поэтому эксперты и оценили размещение ЗРК «Пэтриот» в Турции как событие, хотя и в малой степени, но негативно влияющее на безопасность России.

Два других события получили одинаковую экспертную оценку значимости.

Одно из них – Приостановка участия Узбекистана в ОДКБ – было абсолютно прогнозируемым, поскольку с такой просьбой республика обратилась еще в конце июня 2012 года.

Узбекские власти не раз высказывали недовольство деятельностью ОДКБ. В частности, их не устраивают стратегические планы Организации на афганском направлении, поскольку Ташкент отдает приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной. Узбекистан считает, что ОДКБ при заявленных целях может стать рычагом воздействия Москвы на регион и поэтому блокировал возможность вмешательства Организации в дела кого-либо из ее членов без достижения консенсуса при принятии решений.

В принципе в Москве спокойно отнеслись к очередному демаршу Ташкента, отметив, что теперь ОДКБ никто не помешает создавать систему коллективной безопасности. При этом дверь Организации для Узбекистана осталась открытой (напомним, что республика уже выходила из ОДКБ в 1999 году, однако в августе 2006 года восстановила свое членство в Организации). 

Тем не менее эксперты отметили, что выход Узбекистана из ОДКБ снижает возможность влияния на него со стороны России и потенциально усиливает позиции США и НАТО в этой стране.

Наконец, еще одним негативным событием эксперты определили вывод ВВС США 11 декабря 2012 года на орбиту прототипа нового орбитального беспилотного летательного аппарата Х-37В.

Задачи, которые призван исполнять X-37B, засекречены. Также были засекречены и задачи, которые выполняли первые два прототипа X-37B – OTV-1 и OTV-2, находившиеся на орбите в 2010 и 2011–2012 годах. По неподтвержденным данным, ВВС США проверяли работу нового разведывательного оборудования, а также общую грузоподъемность орбитального беспилотника.

По мнению экспертов, данное событие негативно влияет на безопасность России, так как повышает возможности Соединенных Штатов по милитаризации космоса.

В рассматриваемый период произошло еще одно событие, которое практически все эксперты посчитали весьма значимым для национальной безопасности Российской Федерации, – избрание Барака Обамы президентом США. Однако опрошенные затруднились дать оценку (позитивную или негативную) данному событию. Некоторые из них отметили, что президент Б. Обама – более предпочтительный для России вариант, нежели его оппонент М. Ромни. Тем не менее только дальнейшие события покажут, как будут развиваться российско-американские отношения и какое влияние они окажут на национальную безопасность РФ.

В целом эксперты подчеркнули, что события ноября – декабря 2012 года имели позитивный интегральный вектор влияния на национальную безопасность Российской Федерации. В первую очередь этот вектор был сформирован такими событиями, как «Смена руководства Министерства обороны РФ» и «Ввод в строй РПЛСН "Юрий Долгорукий" с БРПЛ "Булава"», которые оказались существенно более значимыми, нежели события, негативно повлиявшие на безопасность России.

В заключение хотелось бы выразить искреннюю признательность экспертам, принявшим участие в настоящем проекте. Мы благодарим к.т.н С.Л. Григорова, к.т.н. Д.А. Павлова, д.т.н. Ю.А. Печатнова, д.т.н. А.В. Радчука, А.В. Скрыпника и д.в.н. А.Л. Хряпина  за большую помощь в работе и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Благодарим также экспертов – сотрудников РИСИ С.М. Ермакова, д.в.н. В.М. Захарова, к.в.н. В.В. Карякина, к.э.н. В.Е. Новикова и д.э.н. Г.Г. Тищенко.

Координация проекта, обработка экспертной информации и подготовка итоговых материалов осуществляются д.т.н. Л.Ч. Абаевым.