К вопросу о миротворческом контингенте ОДКБ

Аналитика
Создание в рамках ОДКБ постоянного военного формирования станет заметным событием в мировой практике

На прошедшем в июне 2013 года в Ереване (Республика Армения) форуме  «Политико-безопасные ориентиры формирования военной составляющей ОДКБ» особое внимание было уделено проблеме предотвращения и урегулирования внутренних вооружённых конфликтов.

В настоящее время Организация Договора о коллективной безопасности позиционирует себя в качестве многофункциональной структуры безопасности нового типа, ориентированной на совмещение трёх функций: противодействие традиционным внешним военным угрозам и нетрадиционным вызовам (борьба с наркотрафиком, незаконной миграцией, терроризмом и т.д.), а также миротворческая деятельность.

Для выполнения этих функций в феврале  2009 года были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), в которые вошли соединения, части и отдельные воинские формирования из России, Казахстана, Белоруссии,  Армении, Киргизии и Таджикистана. В КСОР также могут войти национальные подразделения МЧС и отряды спецназа МВД. Все они размещаются в местах постоянной дислокации на территории своих государств.

В  Соглашении, подписанном  6 октября 2007 года в Душанбе и вступившем в силу в январе 2009 года, было зафиксировано (статья 2),  что для участия в миротворческих операциях предусматривается создание в рамках КСОР миротворческих сил, действующих на постоянной основе.

Хотя со дня вступления Соглашения в силу прошло почти 5 лет, деятельность Организации по урегулированию реальных внутренних конфликтов, по мнению участников конференции, остаётся достаточно пассивной. Сотрудничество в сфере миротворчества пока «теплится» лишь в рамках отдельных учений. Например, осенью 2012 года в Казахстане состоялось первое такое учение «Нерушимое братство-2012», а следующее планируется провести в октябре 2013 года в России.

Обсуждая миротворческое направление в деятельности ОДКБ,  эксперты обращали внимание на некоторые проблемы, которые способны тормозить сотрудничество стран. Так, согласно Соглашению (статья 3) решение о проведении миротворческой операции на территории государств ОДКБ принимается высшим органом Организации – Советом коллективной безопасности в составе глав государств (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) с учётом национальных законодательств и на основании соответствующих официальных обращений стран-членов.

Кроме того, Коллективные силы оперативного реагирования подчиняются исключительно национальным командованиям своих государств, и их применение возможно только после достаточно длительной процедуры согласования. Даже использование ситуационного центра МЧС России в качестве возможной структуры  для обеспечения экстренной связи оказалось малоэффективным.

Данные обстоятельства, как показала практика, мало способствуют быстрому и эффективному реагированию на вызовы и реальные угрозы национальной безопасности стран – членов ОДКБ в данной области.

Участники форума говорили и о том, что в последнее время НАТО, со своей стороны, активно предлагает миротворческие услуги государствам СНГ. Действительно, летом 2013 года в Казахстане на Илийском полигоне (Алматинская область, близ китайской границы) прошли тактико-специальные миротворческие учения «Степной орел-2013», в которых приняли участие подразделения Великобритании, США, Италии, Литвы, Швейцарии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.  В этих учениях участвовал казахстанский миротворческий батальон «Казбат», входящий в состав КСОР ОДКБ.

В этом же году в Монголии прошли организованные командованием Тихоокеанского флота США международные миротворческие учения «В поисках Хана-2013». В учениях были задействованы более тысячи военнослужащих из Монголии, контингенты из США и других стран НАТО (Канада, Австралия, Франция, Великобритания, ФРГ), а также из Индии, Японии, Южной Кореи, Вьетнама, Индонезии, Мьянмы и Таджикистана.

Одна из причин активности НАТО и участия в указанных учениях стран – членов ОДКБ, видимо, состоит в том, что в рамках Организации Договора о коллективной безопасности пока ещё не в полной мере отработаны механизмы эффективного взаимодействия на миротворческом направлении.

Поэтому в Ереване  принято решение «о переводе вопроса по созданию миротворческой группировки в рамках КСОР в практическую плоскость». В частности, для решения этой задачи и в целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы запланировано проведение регулярных совместных научно-практических мероприятий Парламентской ассамблеи ОДКБ и Секретариата ОДКБ.

Участники конференции в Ереване в своих выступлениях отмечали, что создание в рамках Организации Договора о коллективной безопасности постоянного миротворческого международного военного формирования станет заметным событием в мировой практике. В ООН, например, действует только система так называемых резервных соглашений, в соответствии с которыми каждое государство участвует в миротворческих операциях по мандату ООН или под эгидой какой-либо региональной структуры. Таким образом, ОДКБ может стать первым военно-политическим союзом, имеющим в своём распоряжении «голубые каски», находящиеся в постоянной готовности к миротворческой деятельности. Это способно не только повысить международный статус ОДКБ, но и позволит создать для государств – членов Организации действительно эффективный механизм противодействия внутренним угрозам национальной безопасности.