Заседание Экономической секции Ученого совета РИСИ

Новости
2 июня 2009 года в Российском институте стратегических исследований состоялось заседание Экономической секции Ученого совета, посвященное обсуждению «Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2010–2012 годах». В заседании Секции приняли участие директор института, к.и.н. Решетников Л.П., первый заместитель директора, д.и.н. Кокарев К.А., заместитель директора, к.г-м.н. Прокофьев И.В., ученый секретарь, к.э.н. Грибова Н.В., председатель экономической секции, д.э.н. Тищенко Г.Г., ведущий научный сотрудник, к.э.н. Глущенко Ю.Н., а также другие ведущие специалисты Института.

Заседание секции открыл директор института Решетников Л.П., отметивший в своем выступлении важность Бюджетного послания для развития всего государства, своевременность предлагаемых принципов бюджетного регулирования и социальную направленность документа.

Заместитель директора Прокофьев И.В. призвал собравшихся к открытому и всестороннему обсуждению Бюджетного послания с тем, чтобы в ходе дискуссии и обмена мнениями постараться определить общие взгляды на его отдельные аспекты, проанализировать сильные стороны принципов, изложенных в послании, а также дать оценку перспективам успешного их использования на практике, в сложных условиях мирового экономического кризиса.

С основным докладом выступил ведущий научный сотрудник Глущенко Ю.Н. В нем он отметил тяжелую экономическую ситуацию, в которой Правительству РФ предстоит реализовывать цели, указанные в Бюджетном послании.

В частности, было отмечено, что к концу 2008 г. уровень бюджетных расходов достиг максимального за последнее десятилетие уровня – 18,3% ВВП, что в существенной степени финансировалось за счет налоговых и иных поступлений от нефтяных и газовых компаний.

В условиях снижения мировых цен на основные сырьевые группы товаров бюджет страны нуждается в консервативном подходе к его формированию, что нашло свое отражение в Послании Президента РФ. Данный документ, по мнению Глущенко Ю.Н., необходимо рассматривать как президентскую макроэкономическую позицию, выраженную в основных тезисах, определяющих финансовую политику страны на ближайшие три года. Более точные акценты и подробные расчеты должны осуществляться на краткосрочной основе с тем, чтобы учитывать воздействие основных внешних и внутренних факторов, спрогнозировать которые в текущих условиях развития мировой экономики не представляется возможным. Рассматривая бюджетные перспективы, докладчик отметил, что при текущих ценах на нефть (по итогам 1 кв. 2009г. – 43,4 дол за баррель, собственная прогнозная оценка по итогам 2 кв. 2009 – 50-55 дол) собираемых доходов будет достаточно для финансирования расходных статей бюджета, так как их расчет осуществлялся исходя из среднегодовых цен на нефть. В то же время подобные расчеты в совокупности с зависимостью государственных финансов от нефтегазовых поступлений определяют и риски развития страны, так как текущая высокая цена абсолютно нехарактерна для столь существенного спада мировой экономики. Причинами Глущенко Ю.Н. назвал стратегические закупки, осуществляемые Китаем, особенности газового рынка, связанные с механизмом определения цены, а также спекулятивную составляющую, что определяет возможность повторного обвала мировых нефтяных цен при исчезновении одного или нескольких факторов. В этих условиях важным является проведение, отмеченных в Бюджетном послании, мероприятий в налоговой сфере: реформы налогообложения твердых полезных ископаемых, борьба с трансфертным ценообразованием. При этом было подчеркнуто, что позитивность указанных мер будет напрямую зависеть от непосредственных результатов ее реализации.

В докладе также отмечается целесообразность консервативной политики и по другим вопросам: поддержание суверенных резервных фондов, прекращение поддержки курса рубля и местного фондового рынка в силу неэффективности данных мер, постепенное сокращение бюджетного дефицита и др., но главным все же представляется успешная реализация предложенных мер, которые, без сомнения, крайне реалистичны и своевременны.

В выступлении ученого секретаря Грибовой Н.В. была отмечена особая роль данного документа, определяющего основные направления финансово-экономической и налогово-бюджетной политики страны на ближайшие 3 года. Значимость Бюджетного послания в период кризиса неизмеримо возрастает, поскольку основные положения будут служить ориентиром и для общества, и для рынка.

Приоритетами были названы экономия, оптимизация расходов и целевое использование средств. Реализация этих ключевых принципов бюджетного планирования приобретает особую актуальность в период кризисных потрясений.

Одним из принципиальных моментов стало, по мнению Грибовой Н.В., смещение приоритетов бюджетной политики на социальные функции. Таким образом, поддерживается спрос со стороны низкодоходных слоев населения, ориентированных преимущественно на приобретение недорогой отечественной продукции, что в конечном счете будет способствовать поддержанию внутреннего спроса и оказывать косвенную, опосредованную потребительским спросом, поддержку отечественным предприятиям. В то же время в выступлении была отмечена недостаточная проработанность приоритетов государственной инвестиционной политики, ориентированной на модернизацию и развитие экономики. Важность данной составляющей Бюджетного послания предопределена тем, что в условиях финансово-экономического кризиса, при сокращении инвестиционных возможностей предприятий и фактическом закрытии внешних рынков заемных средств ведущая роль в инвестиционном процессе отводится государству.

Данный тезис был более глубоко рассмотрен ведущим научным сотрудником Ивановым Э.М., который отметил, что кризис в России имеет две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Принципы, описанные в Бюджетном послании, в большей степени, по его мнению, направлены на преодоление негативного воздействия внешних факторов. Вопросы и проблемы самой экономики: снижение промышленного и материально-трудового потенциала, проработаны в документе не так сильно, что несколько снижает возможности проведения структурной перестройки экономики в условиях текущего кризиса.

Выступление ведущего научного сотрудника Блинкова В.М. было посвящено проблеме привлечения оборотных средств именно для средних предприятий, являющихся зачастую системообразующими в отдельных регионах, районах и городах. Проблема, по его мнению, состоит в снижении кредитных ресурсов банков, а также невозможности привлечения финансирования в необходимых объемах. Без целенаправленной государственной политики по поддержке среднего бизнеса, определенной основополагающими государственными документами, такими как Бюджетное послание, сохранить их производственные мощности в условиях кризиса вряд ли удастся. В то же время их остановка может привести к усилению социальной напряженности, поэтому для реализации инвестиционных программ подобных предприятий необходима государственная поддержка, заложенная, в том числе и в Бюджетном послании. В разряд первоочередных принципов - помощь промышленным предприятиям не входит, что, однако, не мешает усилить данную составляющую при подготовке оставшихся документов, регулирующих бюджетную политику.

С заключительным словом выступил первый заместитель директора Кокарев К.А., который акцентировал внимание собравшихся на политической важности документа и, в первую очередь, его преемственности по отношению к предыдущему посланию Федеральному Собранию РФ. Именно эта черта (наряду с выделением основных приоритетов развития на предстоящие три года), является на его взгляд основополагающей. Более того, Бюджетное послание содержит механизм совершенствования модели развития страны.

Детали, на отсутствие которых обращают внимание некоторые специалисты, не предполагают, по мнению Кокарева К.А., своего раскрытия в подобных программных документах. Они должны быть детально проработаны в последующих актах, разработанных на основе Бюджетного послания. Послание Президента РФ отражает также наличие единой линии в документах и правительства и президента, что предопределяет его успешную реализацию