О перспективах сотрудничества России и АСЕАН

Аналитика
Подключение к интеграционным процессам в АТР расширяет «окно возможностей» России в этом регионе

Одним из приоритетов внешней политики РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) на этапе поиска нашей страной достойного места в формирующейся  архитектуре АТР стало развитие всестороннего сотрудничества с   членами  Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). И это не случайно, ведь сегодня это  региональное объединение в составе 10 государств с населением свыше 600 млн. человек и совокупным ВВП, превышающим 1 трлн долл., выходит за рамки географических  границ  и наращивает активность в качестве игрока общерегионального масштаба.

Можно отметить, что на АСЕАН «замыкаются» все трансрегиональные диалоговые форматы: Форум АСЕАН по вопросам региональной безопасности (АРФ), Форум Азия-Европа (АСЕМ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Восточноазиатский саммит (ВАС), а также многочисленные неофициальные структуры. По сути АСЕАН выполняет системообразующую роль, связывая все элементы институциональной структуры АТР.

АСЕАН принадлежит важная роль и в создаваемой в АТР системе безопасности. Хотя принято считать, что на нынешнем этапе ее контуры в значительной степени определяются в Северо-Восточной Азии, где взаимодействуют несколько мощных мировых и региональных держав, согласно экспертным прогнозам, в перспективе основой структуры безопасности в более широком региональном контексте станет «североазиатский формат», дополненный такими структурами, как ВАС и Региональный Форум АСЕАН.

Ассоциация выдвинулась на ведущие позиции в масштабах всего АТР также в вопросах развития сотрудничества и интеграционных процессов в экономической сфере.  Итоги  важных региональных форумов- очередного саммита АТЭС (7-8 октября, о.Бали (Индонезия) и Восточноазиатского саммита (9-10 октября, г.Бандар-Сери-Бегаване (Бруней-Даруссалам)  подтвердили роль АСЕАН как ключевого элемента политико-экономического пространства АТР.

Подключение к деятельности основных форматов сотрудничества в регионе, созданных при активном участии АСЕАН, стало одним из важных участков азиатско-тихоокеанской политики Москвы. В последние годы РФ присоединилась к встречам в формате министров обороны АСЕАН+8. Важными шагами по восстановлению Россией своих позиций в качестве одного из ведущих геополитических «игроков» на поле АТР стали предоставление ей членства в АСЕМ (2010 г.) и принятие в ВАС (2011 г.).

Позитивные сдвиги в рамках диалога Россия - АСЕАН наметились и сфере экономического сотрудничества: если в 2000 г. совокупный товарооборот с «десяткой» не превышал 1 млрд долл., то по итогам 2011 г. он вышел на уровень 15 млрд долл. Вместе с тем следует признать, что на нынешнем этапе потенциал экономического взаимодействия России и АСЕАН раскрыт далеко не полностью и пока заметно отстает от уровня политического сотрудничества.

             Как представляется, неплохие перспективы для закрепления поступательных тенденций во взаимодействии с членами Ассоциации в экономической сфере имело бы поэтапное включение нашей страны в интеграционные процессы в этом регионе, признанным лидером которых выступает АСЕАН.  

В этой связи представляется важным отметить, что формула интеграции, избранная членами Ассоциации, характеризуется строгим соблюдением суверенитета стран-участниц и весьма сдержанным и осторожным отношением к принципу «наднациональности», т.е. делегированию наднациональным органам управления части полномочий, относимых к компетенции отдельных членов, что характерно для «евроинтеграции».

В результате интеграционные процессы в рамках АСЕАН идут не «вглубь», по пути формирования таможенного союза и общего рынка, предполагающих создание наднациональных механизмов, а главным образом «вширь» - в форме создания зон свободной торговли (ЗСТ). При реализации этой формы международной интеграции в странах- участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения, что не требует наднационального регулирования.

 АСЕАН стремится активно расширять этот процесс за границы ЮВА путем создания ЗСТ с «внерегиональными» державами. Подобные соглашения были заключены с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Переговоры по этому вопросу идут с США, Канадой, Евросоюзом.

Следует обратить внимание, что параллельно ряд отдельных членов АСЕАН встали на путь заключения двусторонних соглашений о создании ЗСТ. Лидером этого процесса выступает Сингапур, заключивший 37 соглашений такого типа, не намного уступают ему Малайзия (26), Таиланд (26) и Индонезия (21). Свои действия более развитые страны мотивируют неготовностью остальных участников и отсутствием в АСЕАН согласованных рамок и принципов внерегионального сотрудничества, которые бы ограничивали их право на создание двусторонних ЗСТ. Сторонники этого процесса полагают, что в перспективе все эти соглашения могут стать основой общей или значительно расширенной ЗСТ с участием всех стран Ассоциации.

             Следует отметить хороший позитивный «задел» на этом направлении, достигнутый в отношениях нашей страны с Вьетнамом. На прошедшем  в Ханое 16 октября 2013 г. заседании Межправительственной российско-вьетнамской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству стороны с удовлетворением отметили продвижение в подготовке соглашения о создании ЗСТ между государствами-членами Таможенного союза и Вьетнамом.

В дальнейшем  несомненный  интерес могло бы представить заключение соглашения о создании зоны свободной торговли между государствами- членами Таможенного союза и АСЕАН, дополненного двусторонними соглашениями с отдельными ведущими членами Ассоциации.

 Эта идея идет в русле усилий стран-членов АСЕАН, заключивших подобные соглашения с рядом внерегиональных держав. Она отвечает и интересам РФ, прежде всего в контексте планов ускоренного развития российских регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Реализация подобной инициативы могла бы стать серьезным шагом, способствующим переводу двусторонних торгово-экономических отношений России и АСЕАН на качественно новый уровень.