Международная конференция 'Россия и НАТО: партнеры в XXI веке?'

Мероприятия

21 декабря 2010 г. в Российском институте стратегических исследований состоялась международная конференция «Россия и НАТО: партнеры в XXI веке?», в которой приняли участие ученые, эксперты, аналитики из РАН, МИД, МО, других российских ведомств и организаций, а также иностранные эксперты, представители аккредитованных в Москве дипломатических миссий и исследовательских фондов.

На конференции были представлены следующие доклады:

• ТРАНСФОРМАЦИЯ НАТО: НОВЫЕ АМБИЦИИ, НОВЫЕ ЗАДАЧИ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ – ЕРМАКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, старший научный сотрудник РИСИ

• РОССИЯ – НАТО: ПОПЫТКА «ПЕРЕЗАГРУЗКИ»? – СОЛТАНОВСКИЙ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ, заместитель директора Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ

• США И НАТО В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ – НИКОНОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ, президент фонда «Политика»

• К ВОПРОСУ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ РФ – НАТО В ОБЛАСТИ ПРО – КРЕЙДИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ, ведущий научный сотрудник 27 ЦНИИ МО РФ

• ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАТО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-НАТОВСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА – КУЧИНСКАЯ МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, старший научный сотрудник РИСИ

• СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ? СРАВНЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ НАТО И РОССИИ – ЛАСЛО ПОТИ, советник Посольства Венгерской Республики в РФ

• ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-НАТОВСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ВОПРОСЫ ПРО – КОЗИН ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ, заместитель директора Департамента печати и информации, руководитель Информационно-аналитического центра МИД России

• К ВОПРОСУ О РОССИЙСКО-НАТОВСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ –МЕЛИКЯН СПАРТАК СЕЙРАПОВИЧ, депутат Национального собрания Республики Армения

• РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ РФ ПО ДОГОВОРУ О ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – КАЛИНКИН ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, научный сотрудник РИСИ

• ЕС КАК НОВЫЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ИГРОК – ДАНИЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, заведующий отделом европейской безопасности, Институт Европы РАН

• ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛИЗАЦИИ НАТО. РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА АЛЬЯНСА СО СТРАНАМИ АТР – ПЕТЕР ЛИНКЕ, руководитель филиала Фонда Розы Люксембург в РФ

• АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВЗГЛЯД ИЗ КИЕВА – ЕРМОЛАЕВ АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, директор Национального института стратегических исследований (НИСИ)

• АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ВЗГЛЯД ИЗ ЕРЕВАНА – САФАРЯН АРАМ ВИЛЕНОВИЧ, депутат Национального собрания Республики Армения

• ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАТО И ЕС В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ – МИХАЙЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, старший научный сотрудник РИСИ

Анализ содержания представленных докладов и развернувшейся дискуссии по проблеме российско-натовских отношений на современном этапе позволяет сделать ряд выводов.

После окончания «холодной войны», несмотря на заявленную амбициозную программу трансформации НАТО, Североатлантический союз по-прежнему остается военно-политическим блоком (причем с опорой на военную составляющую). Однако сегодня интересы альянса простираются далеко за пределы его традиционной географической зоны ответственности. Таким образом, на практике он перестает быть региональной организацией и под влиянием США, являющихся главной движущей силой НАТО, все больше вовлекается в решение глобальных проблем. Во многом это связано с попытками альянса обосновать смысл своего существования на фоне смещения центра тяжести мировой политики из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Вместе с тем следует отметить, что с принятием в Лиссабоне новой Стратегической концепции НАТО (СК-2010) внутренний кризис в блоке, связанный с определением роли и места Организации в современной системе международных отношений, так и не был преодолен. Как следует из этого документа, в области безопасности Североатлантический союз будет действовать по следующим ключевым направлениям: «коллективная оборона», «кризисное урегулирование», «сотрудничество в области безопасности». Таким образом, базовым принципом альянса по-прежнему остается коллективная оборона в рамках 5-ой статьи Вашингтонского договора, а значит, сохраняется опасность возврата к подходам времен «холодной войны», в том числе касающихся военного планирования блока и продвижения модели «активного сдерживания» РФ. В СК-2010 предельно четко говорится о том, что НАТО продолжает оставаться «ядерным» союзом, приверженным стратегии сдерживания, которая базируется «на сочетании ядерных и обычных потенциалов».

В этих условиях, как отмечали в своих выступлениях эксперты, российской стороне в отношениях с альянсом следует придерживаться принципа «прагматического партнерства» в таких областях, как борьба с международным терроризмом, пиратством, распространением ОМУ, наркотрафиком, противодействие ракетным угрозам (в том числе путем создания совместной ПРО в Европе) и др.

По сути, все актуальные вопросы текущей российско-натовской повестки обусловлены более широким контекстом в отношениях между Россией и Западом.

Сегодня очевидно, что ни одна из действующих организаций не способна в одиночку разрешать территориальные споры, содействовать деэскалации этнополитических конфликтов, обеспечивать их долгосрочное урегулирование и устойчивый мир, а действия государств все чаще определяются субъективной оценкой рисков, угроз и возможностей. Поэтому Россия предложила в рамках проекта Договора о европейской безопасности (ДЕБ) широкую основу для диалога по проблемам безопасности. По существу, речь идет о полном «переформатировании» отношений по линии Россия – евроатлантические институты безопасности (ЕС, НАТО) – институты безопасности восточного пространства Европы (СНГ, ОДКБ) – ОБСЕ, что является сложной и вместе с тем важной задачей.

Как отметили эксперты, обнародованный в 2009 г. проект ДЕБ выполнил свою функцию, стимулировав общеевропейскую дискуссию о путях совершенствования континентальной системы безопасности, позволил объективно оценить готовность партнеров к поиску совместных с Россией решений в этой области. Подтверждение сторонами верности базовым хельсинкским принципам в будущем Договоре помогло бы вернуть доверие к институту международного права, придало бы значительный импульс урегулированию затяжных конфликтов и разоруженческому процессу. Дальнейшая судьба идеи ДЕБ зависит от готовности заинтересованных сторон к восприятию позиций друг друга, поиску компромиссов.