«Санитары леса» или национальное бедствие?

Аналитика
Рейдерство с точки зрения финансово-экономического кризиса     Доклад ведущего научного сотрудника РИСИ, доктора исторических наук, профессора В.Д. Кузнечевского  на международной конференции "Интеллектуальная экономика - основа устойчивого развития России".

Рейдерство с точки зрения финансово-экономического кризиса

В. Д. Кузнечевский

ведущий научный сотрудник РИСИ, кандидат философских наук,

доктор исторических наук, профессор


Незаконный, противоправный, захват собственности, получивший собственный термин – рейдерство - за последние 20 лет приобрёл в российской экономике такие широкие масштабы, что стал угрожать стабильности экономической системы российского общества. Это явление всё чаще стали называть «чумой российской экономики XXI века». Борьба с этим злом, тесно сросшимся с коррупцией в органах государственной власти, приобрела характер общенациональной задачи, за решение которой в настоящее время  интенсивно и настойчиво взялась высшая исполнительная и законодательная власть.


2009 год населению нашей страны запомнится многими крупными событиями как во внешней, так и во внутренней сфере нашей жизни.

 

Если говорить о внешнеполитической деятельности, то без всякого преувеличения можно констатировать, что в ближайшие годы сильное воздействие на развитие международных отношений в Европе, а скорее всего и за её пределами, окажет публикация  29 ноября 2009 года проекта Договора о европейской безопасности, разработанного по инициативе Дмитрия Медведева. Проект направлен  для обсуждения во все зарубежные страны  и международные организации и, судя по реакции в НАТО и столицах европейских государств, станет событием номер один в течение всего 2010 года.


Днём раньше, 28 ноября, в столице Белоруссии Минске (жаль, что не в Беловежской пуще: было бы очень символично)  главы Беларуси, Казахстана и России  на заседании  Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества подписали соглашение о начале действия в 2010 году Таможенного союза трёх стран, в соответствии с которым  унифицируются таможенные тарифы на оборот 11 тысяч наменований товаров и, тем самым, фактически объявили о воссоздании единого экономического пространства на территории бывшего Советского Союза, разрушенного 7 декабря 1991 года Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком.


Однако если говорить о нашей стране, то даже эти судьбоносные события перекрывает по своему значению то, что произошло в нашем обществе и затронуло жизнь десятков миллионов наших граждан. 30 ноября 2009 года президент РФ Д.А.Медведев подписал Закон о бюджете Пенсионного фонда России на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов. В соответствии с этим Законом  в 2010 году трудовые пенсии  в России повысятся на 34%, а в следующие два года, как заявил председатель правительства РФ В.В.Путин,  их уровень составит не менее 40% от среднего заработка человека, достигшего нетрудоспособного возраста.


Значение этого решения президента и правительства нам ещё только предстоит по-настоящему оценить, если вспомнить, в какое материальное состояние (практически в нищету) российских пенсионеров ввергла экономическая реформа правительства Е.Гайдара в 1992 году, и если учесть, что число людей, достигших пенсионного возраста в России в последние годы стало возрастать почти по экспоненте (в 2010 году  эта цифра  превысит 40 миллионов человек, то есть около 20% от населения России).


К слову сказать, проблема резкого роста числа пенсионеров не только российская – международная. В Англии, например, в июле 2009 года правительство приняло абсолютно неожиданное решение – отменило пенсионный возраст, сохранив, тем не менее, право получения пенсии по достижении 60 лет. Отныне в Великобритании  любой человек сам определяет, когда для него настало время уйти на заслуженный отдых. Трудиться же по закону, одновременно получая пенсию, он теперь может хоть до 90 лет.   В известной мере к этому решению правительство подвиг глобальный  финансово-экономический кризис, но главной причиной стал тот факт, что в 2009 году впервые в истории Англии количество пенсионеров в стране превысило количество школьников, и перед правительством встала проблема сохранения  баланса трудовых ресурсов.


Но у России, как известно, «своя, иная стать», и наше руководство пошло на решение о повышении пенсий в условиях, когда никакое другое правительство на такую меру бы не решилось. Поясню, о чем идет речь.


Только декабрьское (2009 год) увеличение базовой части трудовой пенсии в РФ (на 31,4%) потребует  30,8 млрд. рублей. Эти средства ассигнует Пенсионный фонд России. Но в ПФР, как известно, деньги поступают из экономики, а в ней  времена наступили кризисные. По данным «Росстата» в 2009 году впервые за 10 последних лет отмечено не просто снижение  собираемости налогов с предприятий малого и среднего бизнеса, но  сокращение общих доходов казны. Если говорить конкретно, то в первом полугодии 2008 года доходы федерального бюджета составили 4 триллиона 370 млрд. рублей, а в первом полугодии 2009 года - 3 триллиона 172 млрд. рублей, то есть снизились почти на одну треть.


Однако именно 2009 год отмечен огромными бюджетными расходами на поддержку финансового (преимущественно банковского) сектора, на армию, военно-промышленный комплекс, автопром, и теперь вот (впервые с 1917 года)  - на существенное улучшение материального положения пенсионеров. И это при сокращении бюджетных доходов. Понятно, что  правительство вынуждено брать средства из созданного в прежние годы резерва, объёмы которого небезграничны.


Между тем, деньги в российской экономике имеются, и немалые. Взять их государство может за счет повышения эффективности механизма управления на всех уровнях, но, прежде всего, - за счет расширения налоговой базы. Резервы здесь имеются, и немалые. Одной из таких сфер экономики, где от налогообложения скрыты огромные резервы, является сфера рейдерства.


По данным экспертов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации  в сфере рейдерства вращается около 300 млрд. долларов (эта цифра прозвучала на заседании правления ТПП РФ 11 ноября 2008 года и в тот же день была доложена Президенту РФ Д.А.Медведеву). По курсу на конец июля 2009 года это составляет 9 триллионов 258 млрд. рублей, что сопоставимо с национальным бюджетом страны, который в 2008 году  по полученным доходам составил 9 триллионов 258 млрд. рублей. Вся эта денежная масса вращается в экономике неучитываемая никакими государственными органами и, естественно, не облагаемая налогами.


Что же за это за явление – рейдерство - и, как говорится, с чем его едят?


Что такое «рейдерство» и почему оно является угрозой государству и частному бизнесу


В 1990-е годы в нашей стране произошла смена общественного строя. Это повлекло за собой радикальные изменения в отношениях собственности и характере экономической системы. Если раньше, при советской власти, все основные средства производства принадлежали государству, то сегодня более половины всех экономических активов принадлежит частному капиталу. Предпринимательство как вид деятельности сегодня охватывает все основные сферы жизни: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, финансы,  сферу обслуживания, средства массовой информации, телекоммуникации, информационные технологии и т.д. В этих условиях  основным регулятором функционирования экономики являются механизмы рынка. Государство оставило за собой лишь поддержание основных пропорций в развитии экономической системы общества и обеспечение потребностей социальной сферы.


Правда, внезапно возникший в мировом масштабе в 2008 году глобальный финансово-экономический кризис понудил российское правительство внести существенные коррективы в функциональную роль государства в экономической сфере. В частности изменившиеся обстоятельства вынудили правительство страны  временно принять на себя роль регулятора в сфере функционирования банковского и вообще финансового секторов как единой системы с целью недопущения развития негативных явлений  в экономике в целом, а также ужесточить со своей стороны контроль за социальной сферой, включая ограничение роста безработицы, невыплаты зарплат в регионах, выполнением ранее заявленных социальных программ, выплатй пенсий, пособий, поддержкой жизненного стандарта военнослужащих и т.п.

    

Но эти изменения за столь короткий срок не смогли изменить  сформирововшиеся за годы  гайдаровских реформ тенденции в экономике. В частности, это относится и к такому явлению, как рейдерство.


Правительство Ельцына-Гайдара вызвало к жизни многочисленные формы частной собственности, но базисного закона о защите частной собственности от произвола собственников и чиновничьего аппарата правительство Ельцина-Гайдара принять не сумело. В результате нынешнее руководство страны вплотную столкнулось с проблемой государственно-чиновничьего рэкета в отношении мелких и средних форм собственности в сочетании с прямым, по сути разбойничьим, противоправным захватом чужой собственности со стороны хищнически настроенных недобросовестных бизнесменов. Это последнее и получило название рейдерства.


Перефразируя К.Маркса, который писал о происхождении идеализма, что идеализм это, конечно, пустоцвет, но пустоцвет-то на здоровом дереве жизни, можно сказать, что рейдерство в чистом его виде, конечно, явление криминальное, но возникло оно в силу наличия естественных причин. Ни одна национальная экономика в мире не может развиваться без естественных процессов замены неэффективных собственников эффективными, то есть без укрупнения компаний и фирм, без естественного процесса слияний и поглощений экономических активов. Однако, как показывает мировая практика, эти естественные процессы должны  происходить, в русле цивилизованных рыночных принципов и отношений. На Западе оно в принципе так и происходит.


В российской же экономике рейдерство представляет собой совсем другое явление, которое носит явный криминальный характер (кстати сказать, не в последнюю очередь вследствие  несовершенства нашего молодого ещё законодательства).


По всей вероятности, этот эвфемизм (рейдерство) внедрили в российскую экономическую лексику сами экономические хищники (или их лоббисты), чтобы предстать в глазах общественности этакими романтичными робин гудами, якобы  занимающимися всего лишь  расчисткой экономического пространства с точки зрения повышения хозяйственной эффективности национального бизнеса. В своё время, в самом начале 1990-х годов, российское бандитское сообщество внедрило в средства массовой информации  красивое звучащее для русского уха слово «киллер», заменив им точное русское слово «убийца», в котором народ выразил своё абсолютно отрицательное отношение к человеку, который посягает на жизнь других людей. Нечто похожее произошло с термином «рейдерство».


Рейдерами и их лоббистами даже создана на этот счет красивая легенда о так называемых «санитарах леса». Согласно этой легенде рейдеры представляют собой не экономических хищников, а людей, пекущихся о повышении эффективности национальной экономики в её рыночном варианте. Эти волки-де всего лишь вытесняют из экономического процесса  неэффективных собственников и тем самым  стимулируют прогрессивные процессы в экономике. Более того, рейдеры пытаются убедить общественность в том, что на деле они якобы помогают государству превращать теневой бизнес в легальный.


Всё это, конечно, представляет собой чистой воды камуфляж. На самом деле рейдерство в российских условиях представляет собой масштабное социально-экономическое явление давно уже сложившееся, сформировавшееся в криминальную отрасль коррупционного рынка, имеющую   собственные устойчивые признаки – есть спрос, есть рынок, есть стихийно складывающася ценовая политика.


Явление это получило широкий размах. Как считают специалисты Российского бизнес-консалтинга  в целом по стране  предпринимаются 70-80 тысяч  рейдерских атак в год. Не всегда эти атаки завершаются успешно, но в целом в экономике создается атмосфера негативного давления на добросовестных предпринимателей. Как сообщают средства массовой информации, в 2009 году в городах под рейдерские атаки попали до 70% успешно действующих предприятий. А на селе, например,  от манипуляций рейдеров с земельными паями  пострадали свыше 12 тысяч бывших колхозов и совхозов («Известия», № 141, 06.08.2009 г.).


Как отмечают эксперты ТПП РФ, рейдерский захват чужой собственности обладает сегодня  всеми атрибутами особого рода бизнеса: планирование, бюджетирование, разделение труда, норма прибыли. Учитывая, что рентабельность этого вида бизнеса начинается с 200-300%  и достигает тысячи процентов, свои услуги рейдерам охотно предлагают профессионалы высокого класса – госслужащие, пиарщики, специалисты в области безопасности, корпоративного, гражданского, уголовного, арбитражного и коммерческого права, сотрудники правоохранительных органов, представители судейского корпуса. Одной из важнейших составляющих  рейдерства является угнездившаяся в государственных органах коррупция, и пресса просто пестрит сообщениями о наличии смычки экономических захватчиков с представителями чиновничества, судебной системы, правоохранительных органов.


Всё это разрушительно действует на экономику, лишая её участников стимула к высокопродуктивной деятельности. Но негативное влияние рейдерства только этим не ограничивается.


Действия рейдеров  деформируют усилия правительства в деле повышения эффективности управления страной, так как уводят в тень  довольно значительные экономические активы и денежные средства.


Если хотя бы часть этих средств вернуть в русло налогооблагаемой базы, то у правительства появятся дополнительные возможности для решения самых на сегодняшний день актуальных проблем – повышения пенсий, социальных выплат и вообще социальных программ, заявленных в стратегическом плане развития экономики страны. Разумеется, наивно рассчитывать на то, что  в русло налогооблагаемой базы в течение одного-двух лет можно враз вернуть те  9 триллионов рублей, которые вращаются в сфере рейдерской активности. Но о возврате в обозримой перспективе хотя бы части этих средств в налогооблагаемую базу – задача вполне реальная, и в 2009 году правительство  предприняло в этом направлении вполне конкретные шаги (об этом – ниже).


Кому угрожают рейдеры?


Как известно, расширение налоговой базы в условиях рыночной экономики зависит, прежде всего, (это – классика) от поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса. В странах с развитой экономикой бюджеты различных уровней на 60-70% пополняются поступлениями из сферы малого и среднего бизнеса.


Мало того, именно эти предприятия служат мотором всех инновационных процессов в экономике. Это происходит вопреки имеющему место заблуждению, что в нынешних условиях инновационные, прорывные, открытия имеют место только в крупных фирмах и концернах, поскольку-де для этого сегодня нужны гигантские инвестиции. Между тем, те, кто стоит на этой точке зрения, путают само открытие с разработкой технологии его применения. На разработку технологии инновационных проектов действительно нужны огромные средства. И потому известные промышленные гиганты типа американских «Дженерал-моторз» или «Локхид», действительно держат в своих структурах мощные исследовательские институты с сотнями и даже тысячами занятых. Но при этом никто не обращает внимания на то, каков процент открытий совершается непосредственно в этих монстрах. А он – мизерный. Как правило, эти монстры  вполне успешно покупают технические новации у небольших фирм с числом работающих в десяток-другой энтузиастов, а уже потом приступают к разработке технологий по их внедрению в производство.

 

Эта особенность технической модернизации  известна давно. Ещё знаменитый американский изобретатель Эдисон (1847-1931), сам запатентовавший более 1100 изобретений, не уставал повторять: «Самые значимые открытия  совершаются в самых бедных лабораториях». Этот закон не потерял своей актуальности и в постиндустриальных обществах, и в век информационных технологий, чему примеров  и сегодня не счесть.


Более или менее успешно малое и среднее предпринимательство  развивается и у нас. По данным Минэкономразвития, в настоящее время у нас в стране функционируют  около 4 миллионов 800 тысяч экономических субъектов частного характера. Из них около 50% составляют предприятия малого и среднего бизнеса. В соответствии со стратегическим планом развития России к 2020 году у нас должно появиться  не менее 6 миллионов малых и средних компаний, в которых должно будет трудиться до 70% активного населения страны. Но так должно быть. Пока же мы являемся свидетелями не столь оптимистичной картины. По оценке всё того же Минэкономразвития в настоящее время малый и средний бизнес обеспечивает всего лишь 25% рабочих мест, а его доля в наполнении ВВП составляет всего 17-18%.


Однако малые и средние предприятия при этом всё же не теряют своей прогрессивной роли.  По имеющимся в ТПП РФ данным, и по расчетам ИМЭМО РАН,  производительность труда на этих предприятиях в два раза выше, чем на крупных, а доля этих предприятий в таких важнейших отраслях, как, например, машиностроение, составляет 62%, а в строительстве и в производстве строительных материалов – более 77 процентов.


Между тем, специалисты утверждают, что на самом деле доля малых и средних предприятий  по производимой продукции в структуре ВВП у нас на самом-то деле гораздо выше 17%  и составляет 30-35%, но почти половина из них скрывает и себя, и свои доходы, действует в русле (в сфере) теневой экономики. Почему (и от кого) скрываются «малыши»?  А скрываются они от двух напастей – излишнего, и неоправданного, давления со стороны государства, в лице его административных и правоохранительных органов, и от криминала. А в этом последнем особая роль принадлежит рейдерству, которое, как уже говорилось выше, представляет собой  не что иное, как криминальный сговор между нечистоплотными  бизнесменами и коррумпированными представителями властных инстанций и судебных учреждений.


Что касается государственных и правоохранительных органов, то тут всё понятно: речь идет о вымогательстве со стороны чиновников самых различных государственных ведомств (от регистрации и лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и санэпиднадзора до сотрудников правоохранительных органов), которые давно, и с превеликой охотой, превратили  предприятия в постоянный источник  улучшения  своего жизненного личного стандарта.


Но в этой сфере в последние годы наметились позитивные сдвиги. В 2008-2009 годах высшая государственная власть в лице Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания разработали и приняли целый ряд законов, которые существенно ограничивают административный произвол в отношении предпринимателей. Разумеется, движение в этом направлении только ещё набирает силу, на этом пути предстоит преодолеть десятилетиями укоренявшуюся привычку мздоимцев и коррупционеров в органах власти смотреть на предприятия малого и среднего бизнеса как на  источник личного обогащения. Но при на глазах изменяющейся ситуации предприниматели получают, наконец, возможность  справиться с этой годами преследующей их бедой.


А вот что касается  криминального давления, то тут дело обстоит несколько сложнее. В особенности, когда речь идет о защите предприятий от так называемых рейдерских захватов, то есть противоправном захвате чужой собственности, а по сути – об экономическом разбое. Здесь высшая государственная власть только ещё подступает к выработке системы мер защиты цивилизованного предпринимателя  от «хищников с большой дороги».


Впервые Д.А.Медведев оценил рейдерство как приобретшую уже собственные  признаки опасную болезнь экономики, дающую опасные для рыночных отношений метастазы, в августе 2008 года. «Это,- заявил он, -  очень опасная болезнь и, может быть, это прозвучит не очень либерально, но за такого рода действия нужно сажать в тюрьму», «применяя весь арсенал уголовно-процессуальных средств».(11.11.2008 г.).


Рейдерство в последние годы действительно приобрело такие масштабы, что ужесточения уголовного наказания за такие действия требуют от правительства и законодателей даже и правоохранительные органы. Так,  13 августа 2009 года  руководитель Следственного комитета  при Генеральной прокуратуре  РФ Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» поддержал все предложения Торгово-промышленной палаты РФ и Комитета Государственной Думы РФ по безопасности  об ужесточении уголовной ответственности за незаконный захват имущества и о создании общенациональных органов по борьбе с этим злом: «Проблема рейдерства, - заявил он, - приобрела общенациональный характер. Считаю, что назрела необходимость создания  специального федерального органа. Он мог бы координировать в масштабах всей страны  мероприятия по противодействию противоправным поглощениям собственности. Нужна правительственная комиссия по борьбе с незаконным захватом предприятий. Пусть это будет  специальный антикризисный орган, куда вместе с руководителями федеральных ведомств могли бы войти представители объединений предпринимателей,  торгово-промышленных палат и общественных организаций».


Борьба с рейдерством - задача национального масштаба


В решениях Президента  и Правительства России, посвященным  выводу страны из финансово-экономического кризиса  раз за разом подчеркивается, что рейдерство расшатывает социальную стабильность общества, препятствует эффективности хозяйственной деятельности предприятий, сокращению рабочих мест, способствует росту безработицы, провоцирует коллективы предприятий на различные акции протеста, чревато  увеличением точек социального напряжения.

В неменьшей степени рейдерство оказывает дестимулирующее воздействие на желание людей заниматься самостоятельной экономической деятельностью, чем лишает наше общество внутренней энергии развития.  

            

Анализ технологии рейдерских захватов показывает, что начиная реформировать нашу экономику, переводя её на рыночные принципы, мы не могли предположить, что на новом экономическом поле встретимся не только с гиперактивностью предпринимательской деятельности (это-то мы, как раз, предполагали), но с волчьей хваткой экономических бандитов.


 В 1990-е годы, и позже, наши законы, регулирующие экономическую деятельность, конструировались исходя из наивного представления, что законы рынка  должны разумно регулировать не только экономические, но и социальные отношения. Никакой регулирующей роли государства в этом плане не предполагалось даже в малейшей степени. Рынок все проблемы решит сам и естественным образом – таким был лозунг реформаторов 1990-х годов. Поэтому наши законы просто зияют лакунами недовершенности, позволяющей рейдерам использовать разного рода махинации в погоне за получением своих баснословных прибылей.


Используя законодательные лакуны, рейдеры наработали целый ряд схем по противоправному отъёму чужой собственности.

Каков этот набор?

Кратко перечислим.


- Покупка миноритарного пакета акций, различного рода махинации с реестром акционеров, использование ложных и фальсифицированных документов,  подача судебных исков на компанию и её руководство, организацию проверок  со стороны контролирующих организаций и правоохранительных органов, возбуждение уголовных дел в отношении руководителей предприятий, проведение выборов нового руководства на собраниях акционеров без участия реальных собственников, подтверждение в судах легитимности нового менеджмента, захват предприятий с использованием судебных приставов и сил ОМОНа или ЧОПов, наконец, просто оформление долгосрочной аренды имущества фирмы с последующим её переводом в собственность и т.д., и т.д.


На деле это выглядит так.


Взять, например, Закон «О государственной регистрациии юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей». Этот документ не обязывает государственные органы и суд  проверять достоверность документов, представляемых для совершения регистрационных действий. Пользуясь этим, рейдеры предоставляют в госорганы и в суд  поддельную бумагу о купле-продаже части  акций фирмы или организации. Затем эта часть акций перепродается, или регистрируется на подставное лицо, а в конечном итоге фирма меняет собственника. Как в правило в таком рейдерском захвате участвуют государственные служащие. 


Иногда поступают еще проще,  на подложных документах, заручившись поддержкой государственных чиновников, выигрывают аукцион по продаже активов того или иного предприятия, или же на основе подложных документов рейдеры выигривают аукцион по долгосрочной аренде с правом управления имуществом и с перспективой приватизации активов.


Многие захваты начинаются с обрушивания на полюбившееся предприятие, или фирму массы проверок со стороны государственных органов внутренних дел, пожарного ведомства, санэпиднадзора и т.д. На одном из заседаний Правления ТПП РФ были приведены данные Генеральной прокуратуры РФ о том, что одно предприятие в Краснодарском крае органы внутренних дел проверили за один год 127 раз. Понятно, что они там искали.


С целью активизации противодействия  противоправным захватам чужой собственности Правительством РФ с инициативным участием ТПП РФ и объединений предпринимателей в 2007-2008 годах были разработаны предложения по принятию неотложных мер законодательного и организационного характера, направленных на защиту собственности.


Первый этап Концепции был реализован. Весной и летом 2009 года были подготовлены изменения и дополнения в 11 федеральных законов, среди которых: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг» и т.д. 3 июля 2009 года Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (вопросы регулирования корпоративных конфликтов) принят Госдумой, 7 июля одобрен Советом Федерации, 19 июля подписан Президентом РФ, 24 июля официально опубликован как № 205-ФЗ  и вступил в силу.

 

В законе содержатся поправки, предусматривающие введение понятия  «корпоративные споры», установление исключительной подсудности всех дел по спорам акционеров в арбитражных судах, обязательное оперативное извещение  юридического лица, участвующего в корпоративном споре, о принятии искового заявления к производству арбитражным судом и другие меры.


Принятый закон позволяет более четко отделить естественный в экономике процесс слияний и поглощений экономических субъектов, без чего не может существовать никакая экономика, от противоправных захватов чужой собственности.


Важные для честных предпринимателей новации коснулись Арбитражного процессуального кодекса РФ. В частности,  в Кодекс введен  комплекс норм, позволяющий арбитражному суду рассматривать в одном производстве дело по требованию лиц, участвующих в спорном правоотношении, что позволяет разрешать спорные вопросы одним судом в рамках одного дела.


Важным является новшество, исключающее возможности принятия взаимоисключающих решений по конкурирующим искам, поскольку  в настоящее время имеет широкое распространение практика инициирования судебного разбирательства не по месту нахождения хозяйствующего субъекта, вокруг которого возник  корпоративный конфликт, а в различных судах, или одновременно в нескольких процессах в рамках одного суда, в результате чего нередко имеет место вынесение противоречивых судебных актов. Теперь, в соответствии с принятым ФЗ, полномочия по рассмотрению экономических споров и принятию обеспечительных мер, связанных с управлением и распоряжением бизнесом, закреплены исключительно за арбитриажными судами по месту нахождения юридического лица с лишением соответствующих полномочий судов общей юрисдикции.


Новым Законом вводятся нормы об обязательном информировании потенциальных участников корпоративных конфликтов об инициировании спора, который может иметь отношение к корпоративному. В частности, предусмотрено, что суд должен размещать на своем сайте в Интернете информацию о корпоративных спорах.


Принципиальное значение для решения проблемы «рейдерских захватов», в значительной степени обусловленных  несовершенством действующего законодательства, имеет новая редакция  статьи 6 ФЗ от 8 февраля 1998 года № 14, «Об обществах с ограниченной ответственностью», где теперь записано: «Подлинность подписи на заявлении участника общества или общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке». «Сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой  недействительность этой сделки». Избранная летом 2009 года президентом Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова в разъяснении этой нормы объяснила, что она принята  с целью оградить честный бизнес от хищников-рейдеров: «Сделки, по которым собственники частично или полностью отчуждают свои доли в уставном капитале общества, подлежат нотариальному удостоверению. В течение трех дней со дня удостоверения договора нотариус уведомляет налоговые органы  о состоявшейся сделке и об изменении состава участников. Теперь на основе этих данных будут вноситься эти изменения в Единый Госреестр юридических лиц.


Нотариус  при этом берет на себя всю полноту правовой ответственности. И уже нельзя будет тайно составить фиктивный документ о якобы произошедших переменах  в ООО и зарегистрировать их на новое лицо» (подробнее см. «Российская газета»,  № 132, 21 июля 2009 года).


Словом, высшая государственная власть России в её исполнительном и законодательном звене и основные организации гражданского общества активно и настойчиво  взялись за создание  системы защиты предпринимателей от угрозы рейдерских покушений. И хотя  работа в этом направлении  находится пока ещё только на начальных стадиях, важно, что в этом направлении получен мощный импульс.


Однако всё это совсем не означает, что сами собственники  должны сидеть и ждать, когда их собственность защитят государство, Торгово-промышленная палат РФ, Генеральная прокуратура с её органами и т.д.


Честный и законопослушный бизнесмен должен и сам активно защищать своё дело от хищников. Естественно, опираясь при этом  на помощь государства, законы, систему торгово-промышленных палат и т.д.


Как уже выяснилось выше, государство созрело для того, чтобы оказывать действенную системную помощь предпринимателям для блокирования рейдерских угроз. Но надо признать, что никакие законодательные акты, и даже прямая помощь со стороны исполнительной власти и правоохранительных органов и судебной системы не смогут защитить предпринимателя от хищников, если сам честный цивилизованный бизнесмен не озаботится  защитой своего дела. В чем должна проявиться эта самозабота?


 Учитывая, что по самым скромным оценкам не менее половины успешных предприятий сегодня подвергаются угрозе рейдерских атак, никто не застрахован от того, что на его собственность и экономические активы предприятия не покусятся захватчики.


 А потому уже на стадии открытия своего собственного дела (а не поздно это сделать и тем, кто уже давно занимается коммерческой деятельностью) предприниматель должен планировать защиту своего имущества и вкладывать в это дело часть своей прибыли.


Речь при этом идет совсем не о найме  охранников с оружием (хотя иногда нужно и это), а о грамотной экономической и правовой защите  своего дела. Осуществлять такую защиту  должны специалисты по своим знаниям и профессиональной квалификации и опыту не уступающие  профессионалам, которых нанимают рейдеры для своих криминальных дел по незаконному отъему чужой собственности.


Обращаем внимание на опыт западного бизнеса в этом плане: за рубежом на защиту своих активов фирмы расходуют до 1/15 части получаемой прибыли. Это приносит свои плоды: бизнес в развитых западных странах не знает таких масштабов рейдерства, какие имеет в настоящее время российская экономическая реальность.

 

Коротко говоря,  российский предприниматель  должен и сам серьезно относится к проблеме защиты своего  бизнеса и иметь в своем деле толкового заместителя по безопасности, в задачу которого входит профессиональная  охрана собственности и экономических активов фирмы.


Речь идёт уже о культуре поведения самого предпринимателя в бушующем и совсем недружелюбном море рыночной экономики. Практика показывает, что здесь, к сожалению, мы находимся только ещё в самом начале вхождения в рынок. Но никакого третьего пути в борьбе с рейдерством у нас в запасе нет. Речь может идти только о том, чтобы государство и предприниматель быстрее нашли союз друг с другом и вместе занимались выправлением негативных последствий  1990-х годов.