О создании в США многоцелевой ракеты CUDA

Аналитика
США ведут секретные работы по созданию новой авиационной ракеты

В обозримой перспективе в США может появиться новое, разрабатываемое в рамках секретной программы, многоцелевое, высокоэффективное и достаточно дешевое авиационное средство поражения целей. В сентябре 2012 г. в Вашингтоне на выставке «Air Force Association Technology Expo-2012» впервые была продемонстрирована ракета средней дальности CUDA класса «воздух-воздух» компании «Локхид-Мартин». Как заявляют разработчики, «на сегодняшний день CUDA является секретной программой, и миру мы можем открыть лишь некоторые нюансы. Компания обсуждает данный проект с военно-воздушными силами США».

По словам представителей компании, ракета предназначена для поражения боевых самолетов, беспилотных летательных аппаратов и «прочих воздушных угроз» путем прямого попадания «в выбранное место цели» (технология «hit-to-kill»). К числу воздушных угроз, согласно директивным документам американского военного ведомства, причисляются и баллистические ракеты. Кроме того, CUDA будет использоваться для поражения наземных целей и кораблей. Ракета должна быть способна эффективно уничтожать воздушные объекты противника в диапазоне 360º и за пределами видимости летчиков (что особенно важно для пилотов самолетов F-22 Raptor, вошедших в строй около десяти лет назад), обладать максимально высокой маневренностью при больших перегрузках.

В соответствии с заявлениями компании, благодаря новой ракете США и их союзники получат воздушное превосходство при очень низкой стоимости самолетовылетов. Одной из целей создания ракеты является миниатюризация средств поражения для размещения большего их числа внутри истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II той же компании. Как известно, указанные истребители ограничены в боекомплекте из-за относительно небольших объемов внутренних отсеков вооружения. Увеличение боекомплекта F-22 в 2 раза, а F-35 в 3 раза должно значительно повысить боевые возможности этих самолетов и их живучесть. Следует отметить, что ракетой CUDA могут оснащаться и существующие истребители 4 поколения.

По своим габаритам CUDA близка к управляемой малогабаритной бомбе SDB, а по внешнему облику напоминает миниатюризированную, укороченную ракету AIM-120 AMRAAM. По заявлениям представителя компании-разработчика, в режиме стрельбы «воздух-воздух» CUDA сопоставима по эффективности с AMRAAM.

Технические характеристики ракеты (кроме ее длины – 178 см) официально не оглашались, как и сроки возможного принятия на вооружение.

По оценкам некоторых специалистов, исследовавших внешний вид новой ракеты, а также параметры аналогичных изделий, диаметр CUDA составляет 15 см, сухой вес ‑ около 71 кг. Если на ней будет применяться то же топливо, что на ракете AIM-120 AMRAAM, то вес CUDA может достигать 82 кг.

Технология прямого попадания и отсутствие боевой части позволяют использовать высвободившиеся объемы и вес для дополнительного топлива, увеличивая таким образом скорость ракеты и радиус перехвата. Согласно оценкам специалистов, CUDA имеет примерно такой же радиус действия, как и ракета AMRAAM (у некоторых модификаций более 180 км).

Перфорированный участок в носовой части CUDA является, по всей видимости, двигательным отсеком, обеспечивающим угловую стабилизацию на конечном участке наведения – отсеки аналогичного вида и назначения есть на других изделиях компании «Локхид-Мартин»: ракете-перехватчике PAC-3 зенитно-ракетного комплекса «Patriot» и разрабатывавшейся ранее противоракете ERINT. На последней, кстати, указанный отсек имеет 10 колец по 18 «микродвигателей» в каждом (всего 180 «микродвигателей»). Перфорированный участок на CUDA, вероятно, близок по внешнему виду к двигательному отсеку ракеты-перехватчика PAC-3.

Технология прямого попадания (не предусматривающая наличия боевой части) уже применяется в противоракетах THAAD и PAC-3 компании «Локхид-Мартин». Данный подход дает два важных преимущества. Во-первых, огромная мощность кинетического удара позволяет использовать CUDA в противоракетной обороне. По некоторым данным, в Пентагоне уже изучалась возможность использования истребителя F-35, оснащенного новым средством поражения, для перехвата ракет зенитно-ракетных комплексов. Если близкий взрыв фугасно-осколочной боевой части баллистическая ракета (БР) «Скад», возможно, и выдержит, то прямой удар приведет к ее гарантированному уничтожению. Во-вторых, отказ от боевой части позволяет значительно уменьшить массу и габариты ракеты и соответственно увеличить количество вооружения на борту самолета. Главным недостатком технологии прямого попадания является сложность в обеспечении высочайшей маневренности и точности наведения ракеты.

Перфорированный двигательный отсек ракеты-перехватчика PAC-3, обеспечивающий угловую стабилизацию

На CUDA применяется многорежимная головка самонаведения (ГСН), что считается большим технологическим успехом. Предварительное наведение ракеты, находящейся во внутренних отсеках истребителя, может осуществляться, по-видимому, как ее собственными средствами, так и самолета-носителя, с последующей передачей необходимых данных на борт ракеты. Исходя из задач, которые должны решать истребитель и ракета, условий эксплуатации комплекса (в частности, необходимости обеспечения незаметности для противника), головка самонаведения, по-видимому, работает в 3 режимах: активной РЛС, инфракрасного датчика и лазерного дальномера. Компания «Локхид-Мартин» уже имеет опыт создания подобных ГСН: в 2010 г. она завершила испытание трехрежимной ГСН для своей ракеты класса «воздух-земля» JAGM (Joint Air-to-Ground Missile).

Работая в режиме активной РЛС, головка самонаведения позволяет ракете уверенно начинать следить за целью еще во внутренних отсеках самолета. Режим теплового датчика включается обычно в полете и обеспечивает CUDA более точное наведение (по сравнению с режимом РЛС) на заключительных участках полета. Включение режима инфракрасного датчика возможно и при нахождении ракеты на борту самолета, но в этом случае датчику требуется больше времени, чем РЛС, для захвата цели после получения соответствующей команды. Необходимо отметить, что технология «захвата цели после пуска» не обеспечивает достаточной надежности наведения ракеты на объект поражения. Полуактивный лазерный локатор применяется на заключительном участке полета перехватчика.

Судя по всему, решение о создании перспективной управляемой ракеты средней дальности CUDA воздушного базирования, работы по которой строго засекречены, пока не принято американским военным ведомством. Вместе с тем необходимые технологии активно разрабатываются, и в случае успешного завершения данной программы, США получат в свое распоряжение высокоэффективную систему оружия, способную значительно изменить облик будущих воздушных боев. Истребители 4-го и 5-го поколений (например, F-22 и F-35) смогут существенно повысить свои боевые возможности за счет размещения на борту до 12 ракет CUDA, что в 2‑3 раза превышает их нынешний арсенал. В результате, как считают разработчики, США и их союзники получат подавляющее превосходство в воздухе над любым потенциальным противником, что позволит им еще более решительно проводить силовую политику в мире.