Проблемы экспорта сельскохозяйственной продукции из Европы

Аналитика
Странам ЕС необходимо усвоить простую истину: нельзя обеспечивать собственную безопасность, ущемляя  безопасность других

Выступление В.М.Холодкова на дискуссионном семинаре «Продовольственная безопасность – вызовы XXI века» на XXIII Международном Экономическом Форумев городе  Крыница Здруй  (Республика Польша)

В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности», принятой в ноябре 1996 года,  говорится об обязанности государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания. Помимо экономической доступности к продовольствию всех социальных групп населения  в декларации содержится положение об автономности и экономической самостоятельности национальной продовольственной системы (продовольственная независимость).

Продовольственная независимость  – относительное понятие, поскольку в  условиях широкого международного разделения труда полной независимости быть не может. Скорее можно говорить о возможности достижения страной самообеспечения основными продуктами питания в тех количествах, которые дают на душу населения необходимую норму   продовольствия,  сбалансированного по  белкам, жирам и углеводам.

Понятие продовольственной безопасности в широком смысле и продовольственной независимости страны в узком неразрывно связаны с категориями вызовов и угроз этой безопасности. В этой связи хотелось бы сказать следующее.  В выступлениях представителей европейских стран на этом семинаре часто использовался термин  «продовольственная безопасность Евросоюза», но никто так и не пояснил, как в Европе оценивают уровень обеспечения своей продовольственной безопасности  и в чем видят вызовы и угрозы ей. 

Как представляется, характер  вызовов и угроз продовольственной безопасности  может меняться  в зависимости от конкретных политических и экономических условий. Так, в СССР необходимость достижения продовольственной независимости и на ее основе – продовольственной безопасности – диктовалась условиями холодной войны и опасностью экономической блокады со стороны Запада. Эта опасность не была теоретической.  В 1963 г. СССР впервые закупил в США  фуражное зерно и впоследствии закупал его в больших количествах на регулярной основе. Однако после ввода советских войск в Афганистан США объявили против СССР экономические санкции и временно прекратили экспорт зерна, чем поставили животноводческий комплекс СССР в сложное положение. Такого рода примеры не единичны в современной истории. 

С учётом текущей геополитической ситуации для  современной России  угроза  экономической, в т.ч. продовольственной  блокады со стороны Запада ничтожно мала  и  может не учитываться при формировании политики в области продовольственной безопасности. Однако возникли новые вызовы и  риски, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в угрозы.

Во-первых, возникает вероятность сокращения импорта продовольствия из-за нарастания его дефицита в мире, который обусловлен ростом  численности населения планеты, сокращением посевных площадей, увеличением численности среднего класса в развивающихся странах и распространением там западной модели питания, в которой преобладают мясо и молочные продукты, растущей долей использованием продукции растениеводства для выпуска биотоплива.

Во-вторых, опережающий рост   численности населения над сельскохозяйственным производством   порождает еще один вызов – быстрый рост мировых  цен на продовольствие, который стал особенно заметен в начале 21 века.  Только за период с марта 2007 по март

2008 гг. мировые цены на кукурузу выросли на 31%, рис подорожал на 74%, соя — на 87%, а пшеница — на 130%. Если страна сводит платежный  баланс с дефицитом, то возникает реальная угроза сокращения импорта продовольствия из-за нехватки  твердой валюты.

Эта проблема может реально  встать перед Россией в условиях постепенного сокращения положительного сальдо торгового и платежного балансов, а также высокого удельного веса импорта, который по ряду видов продуктов питания достигает 70%. Все это диктует необходимость как для России,  так и для других стран, в которых импорт  составляет значительную долю в потреблении продовольствия, развивать собственное сельское хозяйство.

Что же касается Евросоюза,  то здесь ситуация прямо противоположная: европейцы не только обеспечивают себя продовольствием, но и в больших количествах экспортируют его, ущемляя продовольственную безопасность других стран, в т.ч. России.  

Так,  в связи со  вступлением  нашей страны в ВТО в  августе 2012 года были значительно снижены пошлины на ввоз свинины: по квотам с 15 до 0%  и вне квот с 75 до 65%. В результате  в 4 квартале 2012 года и первом квартале 2013 года российские животноводы столкнули с острой конкуренцией со стороны дешевого импорта, прежде всего  из Европы:  с сентября по декабрь 2012 г.  года  ввоз свинины  из-за рубежа ежемесячно рос в среднем  на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. По данным  Национальной мясной ассоциации, цены на свиней в живом весе в центральной части России   за 4 месяца упали с 94 руб. за килограмм живого веса до  61 руб., т.е. на 30%, что поставило отечественных производителей, особенно мелких и средних,  в очень тяжелые условия.

Таковы результаты агрессивного экспорта европейцами своей сельскохозяйственной продукции уже сегодня. А что будет завтра? Ведь по соглашению с ВТО за время семилетнего переходного периода Россия обязана снизить абсолютные объемы сельскохозяйственных субсидий, относящиеся к «желтой» корзине, с 9 млрд. долл. в 2013 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 году. Кроме того,  с 2012 по 2015 гг. средний уровень таможенно-тарифной защиты аграрно-продовольственного рынка России и других стран-членов Таможенного союза должен сократиться с 13,5% до 10,8%.

Низкие цены на европейское продовольствие и  его конкурентоспособность  обусловлены  прежде всего большими объемами государственных субсидий стран ЕС для сельскохозяйственных производителей,  и европейцы, судя по всему, не намерены отказываться от этой системы. Как известно, Дохийский раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО уже много лет буксует из-за кардинальных расхождений в позициях развитых и развивающихся стран по вопросам производства и торговли  сельскохозяйственной продукцией. Западные страны, включая ЕС,  не идут навстречу требованиям развивающихся стран об отказе от сельскохозяйственных субсидий и некоторых других форм поддержки сельского  хозяйства, объясняя это необходимостью обеспечения продовольственной безопасности. Однако в действительности, как было сказано выше,  в основе их мотивации лежит стремление обеспечить условия для сохранения нынешнего уровня и дальнейшего наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции.

На мой взгляд, странам ЕС необходимо усвоить простую истину: нельзя обеспечивать собственную безопасность, ущемляя  безопасность других. Это касается безопасности во всех сферах – и в военной,  и в продовольственной. В противном случае неизбежны «торговые войны», введение заградительных пошлин, квотирование и другие формы протекционизма, против которых так настойчиво выступает Евросоюз.