«Храмовая» война на границе между Таиландом и Камбоджей

Аналитика
22 апреля все мировые агентства сообщили об артиллерийской перестрелке на границе между Камбоджей и Таиландом, которая периодически вспыхивала и в последующие два выходных дня. Обе стороны привели свои вооружённые силы состоянии полной боевой готовности и по направлению к границы двинулись бронетанковые соединения, а также тяжёлая артиллерия.

Терехов В.Ф.,

ведущий научный сотрудник отдела исследований современной Азии,

кандидат технических наук



В пятницу 22 апреля все мировые агентства сообщили об артиллерийской перестрелке на границе между Камбоджей и Таиландом, которая периодически вспыхивала и в последующие два выходных дня. Обе стороны привели свои вооружённые силы состоянии полной боевой готовности и по направлению к границы двинулись бронетанковые соединения, а также тяжёлая артиллерия. Предварительный итог трёхдневных боёв: по крайней мере, десять солдат с обеих сторон убиты и около 40 ранены. Кроме того, тысячи жителей окрестных деревень в панике покинули свои дома. Камбоджийская сторона выдвинула обвинение об использовании таиландскими войсками химических боеприпасов, которое, однако, было отвергнуто Таиландом.


Камбоджа обратилась в СБ ООН и АСЕАН с просьбой о посредничестве в разрешении конфликта. Однако министр иностранных дел Индонезии (занимающей в 2011 г. председательское место в АСЕАН) Х. Вираюда без объяснения причин отменил предполагавшийся визит в Камбоджу и Таиланд.


Экспертов, наблюдающих за состоянием таиландско-камбоджийских отношений последних лет, могли удивить в данном случае лишь место очередного вооружённого конфликта между двумя странами (счёт которых за два с половиной года уже идёт на десятки) и его интенсивность. На этот раз бои развернулись в районе древних храмов Та Крабей и Та Моан, расположенных на территории Таиланда недалеко от границы с Камбоджей, также претендующей на их обладание.


Дело в том, что поводом для всех предыдущих вооружённых конфликтов являлся другой и значительно более крупный храмовый комплекс (вернее, его остатки) Преах Вихеар, расположенный в 200 км восточнее, но на камбоджийской стороне границы. По размерам (приблизительно 800 на 200 м) он уступает только знаменитому храму Ангкор-Ват. Оба были возведены на территории современной Камбоджи приблизительно в один и тот же отрезок времени (10-12 века) в период расцвета Кхмерской империи, включавшей тогда в себя также территории нынешних Таиланда, Вьетнама и Лаоса. Собственно, уходящий вглубь веков спор за обладание этим храмом, а также окружающей его территорией общей площадью не более 5 кв. км, и являлся до последнего времени поводом для неоднократного обострения таиландско- камбоджийских отношений.


Следует, однако, отметить, исторически обусловленный, в целом высокий потенциал конфликтности в отношениях между Сиамом (переименованным в Таиланд только в 1939 г.) и Камбоджей, образовавшихся после распада в конце 14 в. Кхмерской империи. Несколько крупных войн между Сиамом и Камбоджей фиксируются, по крайней мере, с 15 в. Со второй половины 19 в. Сиам имел дело уже с «Индокитайским союзом» (официальное название французской колонии на Индокитайском полуострове), в составе которого находилась Камбоджа, рассматривавшая французскую колонизацию, в определённой мере, в качестве защиты от Сиама.


В ходе неоднократного раздела спорных территорий несколько приграничных провинций сначала оказывались в составе Сиама, затем возвращались протекторату Камбоджа. Нынешняя камбоджийско-таиландская граница была зафиксирована в 1907 г. в ходе визита в Париж короля Сиама Рамы 5. На утверждённой тогда карте храм Преах Вихеар оказался на территории современной Камбоджи.


После того как Франция в 1954 г. покинула Индокитай, пограничные споры между соседями возобновились, и в 1958 г храм Преах Вихеар вновь был захвачен Таиландом. На следующий год Камбоджа обратилась в международный суд в Гааге с требованием рассмотреть вопрос о принадлежности храмового комплекса. Решающим фактором в удовлетворении запроса Камбоджи стала карта 1907 г. В ознаменование вступления в силу решения Гаагского суда принц Народом Сианук в 1963 г. сделал жест доброй воли в отношении Таиланда, разрешив тайцам посещать храмовый комплекс в безвизовом режиме и не предъявив претензий к властям соседней страны в связи с исчезновением некоторых украшавших храм артефактов.


С начала 60-х годов и фактически до конца прошлого века на территории Камбоджи (с небольшими перерывами и с разной интенсивностью) велись боевые действия, в ходе которых район храма Преах Вихеар оказался под контролем «красных кхмеров». Только с 1998 г., когда последние отряды этого движения сложили оружие, храм вновь стал доступен для посещения. В том же году Таиланд проложил к нему дорогу. Со стороны Камбоджи подобная дорога была проведена в 2003 г. В 2007 г. обе страны договорились, что Камбоджа обратится в ЮНЕСКО с предложением о включении храма Преах Вехиар в список объектов Всемирного значения.


Именно с положительного решения этого вопроса ЮНЕСКО, принятого в июле 2008 г., начинается отсчёт последнего периода обострения ситуации в таиландско-камбоджийских отношениях. Уже 3 октября 2008 г. вспыхнула перестрелка между пограничными патрулями, продолжавшаяся несколько минут, в результате которой были ранены два тайских и один камбоджийский солдат. 6 и 14 октября того же года также произошли вооружённые инциденты с использованием стрелкового оружия. Далее хроника происшествий выглядит следующим образом:


- 2 апреля 2009 г. - приграничный бой (вероятно, с использованием артиллерии и миномётов). Убиты три тайских и два камбоджийских солдата;


- 31 января 2010 г. - приграничный бой, в результате которого один тайский солдат убит;


- 16 апреля 2010 г. - перестрелка через границу. О потерях не сообщается;


- в течение всей первой половины февраля 2011 г. в районе храма Преах Вихеар фактически велась локальная война с использованием не только стрелкового оружия, но и артиллерии и миномётов. Даже после специального заявления, срочно созванного 14 февраля Совета безопасности ООН с призывом о прекращении огня, перестрелка через границу продолжалась ещё два дня. С обеих сторон были сделаны воинственные заявления и появлялись признаки возможного вовлечения в боевые действия других стран региона. Сообщалось, в частности, о продвижении вьетнамской бронетанковой колонны по направлению к границе с Таиландом, опровергнутое, впрочем, камбоджийской стороной;


-на прошедшей в конце февраля встрече в Джакарте стран-участниц АСЕАН, представители Таиланда и Камбоджи согласились на размещение 30-50 индонезийских солдат без оружия, которые должны были наблюдать за соблюдением режима прекращения огня обеими сторонами. Экспертами отмечалась большая заинтересованность Камбоджи в подключении международных организации (АСЕАН, СБ ООН) и прибытии индонезийских военных наблюдателей, для которых были выделены 15 пунктов размещения на территории страны. В то же время Таиланд стремится скорее к двустороннему формату разрешения конфликта. Во всяком случае, командиры «местных подразделений» таиландской армии воспрепятствовали размещению на своей территории индонезийских наблюдателей;


- в конце февраля и начале марта Камбоджу посетили сначала эксперты ЮНЕСКО (на предмет выявления повреждений, нанесённых храму в ходе боевых действий), затем делегация военных экспертов США, Китая и Японии с целью оценки ситуации на границе.


Просматриваются ряд причин обострения в последние годы ситуации вокруг храма Преах Вихеар. Все они обусловлены, прямо или косвенно, самим фактом упомянутого решения ЮНЕСКО 2008 г., резко повысившего «статусно-политическую» и «коммерческую» составляющие мотивации борьбы за обладание храмом. Для Камбоджи внесение храма Преах Вихеар в список ЮНЕСКО означает обладание уже третьим (наряду с храмовым комплексом Ангкор-Ват и Кхмерским балетом), международно-признанным объектом Всемирного значения. Это, несомненно, способствует укреплению государственности и международного статуса страны, истерзанной почти полувековым кровопролитием. После включения в список ЮНЕСКО храм Преах Вихеар может стать и базой доходного бизнес-проекта, связанного с организацией международных туристических поездок на его развалины; аналогичного тому, который уже организован на базе храмового комплекса Ангкор-Ват.


В тоже время, проблема обладания храмом Преах Вихеар превратилась в предмет спекуляций в Таиланде, уже в течение ряда лет страдающего от внутриполитических потрясений. В частности, в разгар последнего вооружённого конфликта с Камбоджей «жёлто-рубашечники» из движения НАД («Народный альянс за демократию», всегда являвшегося опорой существующего в стране политического режима) потребовалb ухода в отставку премьер-министра А. Ветчичавы, согласившегося на посреднические услуги АСЕАН, выхода из ЮНЕСКО и силового решения указанной проблемы. Искусственность этих акций НАД особенно заметна на фоне не слишком заметной активности в храме со стороны наиболее заинтересованных лиц, каковыми являются буддийские монахи.


Вопрос о владении рядом храмовых комплексов, расположенных в приграничной с Камбоджей зоне, превращается в важный фактор таиландской внутриполитической жизни, уже длительное время находящейся в перманентном кризисе. Это обстоятельство заставило в марте 2011 г. экспертов из базирующегося в Сингапуре Института исследований проблем Юго-Восточной Азии скептически оценивать перспективу бесконфликтного разрешения проблем в таиландско - камбоджийских отношениях. Спустя месяц их скепсис получил более чем веское обоснование и пока не видно, какие международные инструменты могут быть задействованы с целью блокирования процесса возникновения очередной «горячей точки» в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).


Нельзя, наконец, не отметить, что события последних месяцев на таиландско – камбоджийской границе в очередной раз продемонстрировали слабость возможностей АСЕАН по поддержанию безопасности даже в субрегионе Юго – Восточной Азии (не говоря уже об АТР в целом). Это ещё раз подчёркивает актуальность инициативы по созданию новой архитектуры безопасности в Азии, с которой в сентябре 2010 года выступили главы России и Китая.