Международное морское бюро (ММБ) – специализированное подразделение Международной торговой палаты было создано для «целей борьбы со всеми видами преступлений в морской сфере». В рамках ММБ в Куала-Лумпуре (Малайзия) действует Центр информации по морскому пиратству, осуществляющий мониторинг ситуации в этой сфере в режиме реального времени в глобальном масштабе. Выпускаемые им аналитические материалы признаны авторитетными источниками информации в деле анализа состояния и тенденций эволюции этой транснациональной угрозы.
Приводимые в последнем докладе ММБ по итогам 2018 годаi данные свидетельствуют о том, что период снижения пиратской активности, которая в 2017 году была зарегистрирована в низшей за последние 22 года точке, сменился новым подъёмом. По итогам прошлого года зарегистрировано более 200 пиратских нападений, в том числе захваты 6 судов, 143 случая высадки пиратов на борт, а также 18 эпизодов применения нападавшими огнестрельного оружия.
В рассматриваемый период отмечен также рост числа захваченных пиратами заложников из числа членов экипажей. По сравнению с показателями 2017 года, когда общее число захваченных составило 90 моряков, теперь этот показатель увеличился практически в 1,5 раза: в заложники были взяты 141 человек, большинство из которых содержались в «нечеловеческих условиях» на пиратских базах в течение длительных сроков в расчёте на получение выкупа.
Эксперты обращают внимание на рост числа нападений на нефтеналивные танкеры и контейнеровозы, которые составили практически треть (66 из 201) из всех типов судов, подвергшихся атакам в 2018 году. Западные эксперты объясняют это явление тем, что тихоходные суда представляют собой «выгодную мишень» для пиратских атак, а захват танкера является «гарантией получения большого выкупа от судовладельцев».
В плане географического распространения морского пиратства его «эпицентром» на нынешнем этапе выступает район Гвинейского залива, который «лидирует» по ряду важнейших показателей. Количество вооруженных нападений в этом районе в истекшем году составило 79, что более чем в два раза превысило показатели 2017 года. В этом районе были зарегистрированы все отмеченные случаи захватов судов. На счету нигерийских пиратов также самое большое число взятых в плен заложников (78) и обстрелов судов (13). Одно из нападений было осуществлено на удалении более 100 морских миль, что свидетельствует о возросших технических возможностях пиратов этой зоны. По заключению экспертов, нападения в этом районе носят особенно жестокий характер, что выражается в увеличении случаев применения оружия и, как следствие, рост числа жертв среди членов экипажей судов.
На этом фоне в ряде традиционно «криминогенных» регионов отмечается положительная динамика. Так, в районе Африканского Рога, который до недавнего времени считался «зоной повышенного риска», в прошедшем году были зарегистрированы лишь три случая нападений. Усилением положительных тенденций характеризовалось также развитие ситуации в акватории Юго-Восточной Азии. Существенное снижение числа пиратских нападений (со 108 в 2015 до 36 в 2018 году) несколько лет подряд отмечается в территориальных водах Индонезии.
В этой связи обращается внимание на то, что положительные изменения были достигнуты главным образом в тех районах Мирового океана, где «был обеспечен необходимый уровень координации международных усилий по борьбе с этой угрозой». Подчеркивается, что устойчивый уровень снижения пиратской практики в Юго-Восточной Азии стал результатом совместных усилий Индонезии, Малайзии, Филиппин и Сингапура по патрулированию акваторий региона.
На фоне отмеченного снижения активности сомалийских пиратов в рассматриваемый период в докладе особо отмечается, что их атакам подверглись следовавшие по маршруту из Персидского залива в государства АТР два крупнотоннажных танкера на расстоянии 315 и 340 морских миль от побережья Сомали. По заключению экспертов ММБ, это свидетельствует о сохраняющихся в распоряжении этого преступного сообщества современных и эффективных материально-технических средств, обеспечивающих возможность действовать на значительном удалении от мест базирования. В этой связи в докладе ММБ обосновывается необходимость сохранения присутствия в районе Африканского Рога военно-морской группировки Евросоюза в рамках операции «Аталанта», а также корабельных групп ряда других государств, включая Россию.
Важным условием успешной борьбы с обострившейся угрозой пиратства в Гвинейском заливе считается объединение имеющихся сил и средств, налаживание координации действий между прибрежными государствами – Нигерией, Бенином, Конго, Берегом Слоновой Кости. Однако, принимая во внимание ограниченность возможностей прибрежных африканских стран по организации совместного противодействия пиратам в Гвинейском заливе, в докладе ММБ подчеркивается важность оказания им международной помощи.
В целом эксперты ММБ рекомендуют исходить из того, что «степень пиратской угрозы остается достаточно высокой». В этих условиях любое снижение уровня международных усилий по повсеместному противодействию пиратству «способно вызвать рецидив нового витка этой преступной практики».
Piracy and Armed Robbery Against Ships. ICC International Maritime Bureau. Report for the Period 1 January- 31 December 2018,Kuala-Lumpur- London, January 2019;