Корпорация развития приграничья как механизм вовлечения в экономический оборот приграничных территорий

Аналитика
Доклад руководителя информационно-аналитического портала «Империя» Ю.В. Баранчика

Евразийская интеграция имеет много аспектов – это и макроэкономический, и финансовый, а налоговой, и таможенный и т.д. Не менее важным является и приграничный аспект сотрудничества тех территорий (областей, районов), которые прилегают друг к другу по обе стороны границы.

Напомню, что под приграничным сотрудничеством понимаются согласованные действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства между сопредельными государствами (1).

Для обозначения такого сотрудничества в Европе традиционно используется понятие «еврорегион». Еврорегионы представляют собой европейскую форму международной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы, характерной чертой которых является наличие постоянно действующих общих рабочих органов.

Основной целью создания еврорегионов являлось объединение усилий приграничных территорий (местных органов власти) для преодоления их относительной отсталости в социально-экономической сфере из-за отдаленности (изолированности) от центра для решения вопросов, направленных на улучшение жизни населения этих территорий. Ещё одной отличительной чертой еврорегионов является то, что в их пределах фактически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.

Подобная форма взаимодействия приграничных территорий стала популярной и в рамках СНГ. Так, еврорегион «Буг» был создан в сентябре 1995 года. В него вошли приграничные области Украины и Польши (Волынская область и Люблинское воеводство).  

Соглашение о создании еврорегиона «Неман» было подписано 6 июня 1997 года в Сувалках (Республика Польша). В его состав входят: с белорусской стороны - Гродненская область, с литовской -- Марьямпольский и Алитусский районы, с польской - Подляское воеводство (с 1998 г.), с российской -- Черняховский, Кроснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области. Основные направления деятельности: реализация совместных экологических проектов; сотрудничество в сферах образования, культуры, туризма; развитие приграничной инфраструктуры (2).

Еврорегион «Озерный край» создан 29 января 1999 года в результате преобразования Совета по трансграничному сотрудничеству приграничных районов. В его состав вошли: с белорусской стороны - Браславский, Миорский, Верхнедвинский, Глубокский и Поставский районы Витебской области, с латвийской - города Даугавпилс и Резекне, с литовской - Игналинский, Висагинасский и Зарасайский районы.

29 – 30 апреля 2003 года в Гомеле состоялась конференция по созданию еврорегиона «Днепр». Еврорегион объединил три области, расположенные на стыке белорусской, украинской и российской границ: Гомельскую, Черниговскую и Брянскую.

В ноябре 2003 года в Харькове было подписано соглашение Соглашение о создании еврорегиона «Слобожанщина», в который вошли две приграничные области -  Харьковская от Украины и Белгородская от Российской Федерации.

Кроме того, за последние годы были созданы еще несколько еврорегионов. Хотя, на мой взгляд, отсутствие до сих пор сколь-нибудь значимых итогов их работы за многие годы говорит о том, что данный формат сотрудничества приграничных территорий для стран СНГ не актуален. Особенно это очевидно с учетом предстоящего подписания Украиной соглашения об Ассоциации с Евросоюзом – все те проекты «еврорегионов», которые на сегодняшний день функционируют с участием Украины, России и Беларуси оказываются автоматически замороженными.

Но дело даже не в этом, а в размытой законодательной (налоговой, таможенной и т.д.) базе функционирования «еврорегионов» в СНГ, а также отсутствия необходимых полномочий и средств у местных органов власти, которые не могут наполнить это сотрудничество реальным содержанием, т.к. если говорить с практической точки зрения, то в настоящее время основная часть приграничных субъектов России, Беларуси и Казахстана относится либо к отсталым, либо к депрессивным регионам.

Базовые показатели социально-экономического развития подавляющего большинства приграничных субъектов наших стран (от 70 до 90% и выше) уступают аналогичным среднестрановым показателям, а по некоторым из них имеют наихудшие значения. В число таких показателей входят инвестиции в основной капитал (в расчете на душу населения), приведенные душевые бюджетные доходы, удельный вес убыточных предприятий и др. Стабильные регионы-реципиенты в стране более чем на 70% представлены приграничными территориями. Подчеркну, такая ситуация характерна для всех трех стран. Соответственно, проблема развития приграничных территорий имеет большую актуальность с точки зрения вопросов государственного строительства.

Соответственно, необходим поиск новых, более эффективных как с организационной, так и с экономической точек зрения форм взаимодействия приграничных территорий стран Таможенного союза. И одной из таких форм сотрудничества может стать создание такого формата, как Корпорация приграничного сотрудничества между странами Таможенного союза. На каких принципах она может быть построена?

Во-первых, необходимо говорить о правовых основаниях деятельности такой корпорации, т.к. она будет располагаться на территории двух стран. Очевидно, что правовыми, налоговыми и другими основаниями должны быть законодательства тех стран, на территории которых будет располагаться головной офис создаваемых компаний. В этом плане, конечно, сразу будет видна привлекательность созданных на настоящий момент финансово-экономических и налоговых систем для предприятий с той и другой стороны границы. Особенно, если они будут заниматься одними видами деятельности.

Во-вторых, существует проблема размещения. Эти предприятия должны находиться в одном месте или все же быть разбросанными по всему периметру приграничного пространства? Мне ближе вариант компактного размещения, т.к. в этом случае, затраты на возведение всей сопутствующей инфраструктуры – от дорог, до энергетических и коммунальных коммуникаций – будут минимальными. Т.е. в принципе, речь идет о создании поселка городского типа или небольшого города до 100-150 тысяч населения, который в условиях Таможенного союза, естественно, не будет сталкиваться с таможенными проблемами.

Об этом же говорит и опыт Китайско-казахстанского международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Его общая площадь составляет 5,28 кв. км. Из них китайская часть занимает 3,43 кв. км, казахстанская – 1,85 кв. км. Центр предназначен для проведения региональных и международных торговых переговоров, демонстрации и сбыта товаров, предоставления логистических, финансовых услуг и т.д.

Он является крупнейшим транспортным узлом в северо-западном регионе Китая. Он находится в 670 км от Урумчи, административного центра СУАР, и в 378 км от Алма-Ата, экономического центра Средней Азии. Через Хоргос товары отправляются в Россию, Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и др. Еще во времена династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.) Хоргос был крупной почтовой станцией на Великом шелковом пути.

В-третьих, и это следует из предыдущего пункта, такую зону целесообразно размещать вблизи или на уже существующих торговых путях. Т.е. если говорить о Беларуси и России, то недалеко от трассы Москва-Минск. Ни для кого не секрет, что на приграничных территориях как России, так и Беларуси недостаточно развиты транспортно-логистическая и финансовые инфраструктуры. Т.е. сразу очевиден большой плюс такого решения проблемы – это создание логистических центров и инфраструктуры обслуживания товарных потоков, перенос экспортоориентированных производств поближе к границе.

Опыт того же Китайско-казахстанского международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» показывает, что с 2003 года его грузооборот увеличился стабильно на 20% в год. В настоящее время его пропускная способность достигла 2 млн. тонн товаров.

В-четвертых, с учетом наличия общего таможенного пространства, отсутствует проблема визового режима для сотрудников предприятий, что с белорусской, что с российской стороны.

В-пятых, необходимо вести речь о льготах, которые будут иметь предприятия, создающие, по сути, в чистом поле, без всякой уже имеющейся инфраструктуры производства или сервисные услуги – ведь в эти глухие места еще надо заманить компании и людей. Это вытекает из того тезиса, что предприятия в приграничной зоне будут, по сути, решать общегосударственные задачи по развитию слаборазвитых территорий.

И здесь мы сталкиваемся с вопросом – эти льготы каждая страна будет устанавливать в индивидуальном порядке или совместно? Т.к. последствия принятия решений и в первом, и во втором варианте очевидны, и означают, по первому варианту, переток как фирм, так и людей  в одну сторону и, соответственно, неравномерное развитие приграничной территории.

Если мы обратимся к тому же казахско-китайскому опыту, то увидим, что центр «Хоргос» пользуется особыми льготами китайского правительства, утвержденными Госсоветом КНР в 2006 году. Так, материалы для строительства объектов инфраструктуры и оборудование центра, доставленные из Китая, считаются экспортной продукцией с возвратным налогообложением. Аналогично и перевезенные из Казахстана в китайскую часть центра материалы и оборудование освобождаются от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. На товары же, направляемые из центра на территорию Китая, уже распространяются общие правила налогообложения. Физические лица имеют право за день беспошлинно провезти с собой вещей на сумму 8000 юаней. Граждане, товары и машины из КНР, РК и третьей страны могут свободно двигаться на территории центра «Хоргос» и оставаться там без визы в течение 30 дней.

Конечно, данная идея (создания Корпорации (корпораций) развития приграничных территорий) требует своего серьезного осмысления на государственном уровне и претворения в конкретные решения. Однако на экспертном уровне выгоды от подобного рода решений очевидны – это и экономическое развитии дотируемых территорий, и создание логистической и транспортно-производственной инфраструктуры на приграничных территориях, и выравнивание в экономическом развитии приграничных территорий стран Таможенного союза, что, по сути, и будет формировать единое экономическое пространство будущего Евразийского экономического союза. Поэтому представлялось бы желательным, чтобы эта идея вышла из экспертных кругов и стала предметом обсуждения в государственных инстанциях.


  1. Л.Снежанова Л.Н. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации

http://www.nirsi.ru/80

  1. Т.Титова Еврорегионы с участием государств-членов СНГ: состояние и перспективы развития   http://www.materick.ru/index.php?section=analitics&bulid=94&bulsectionid=8463