Узбекистан вступил на путь инновационного развития

Аналитика
В Республике внедряются инновационные методы участия граждан в принятии решений

Владимир НОРОВ,

Директор Института стратегических

и межрегиональных исследований

при Президенте Республики Узбекистан

Недавние оптимистические оценки международных экспертов о том, что Узбекистан вступил в новый этап своего развития, уже приобретают реальные очертания. В пользу этих реалистичных оценок также свидетельствует продолжение внедрения в Узбекистане инновационных методов участия граждан в принятии решений и улучшения качества государственных услуг. При этом очень важно, что оно происходит в контексте осуществляемых прорывных реформ, сосредоточенных вокруг благородной идеи «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Уникальность проводимых в стране нынешних реформ заключается в том, что каждое решение, касающееся жизни населения и в целом государства, принимается на основе непосредственного диалога с народом, с учетом мнений общественности. В этом плане хочу привести в качестве примера постановление Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании порядка проведения вступительных тестовых испытаний в бакалавриат высших образовательных учреждений Республики» от 16 ноября 2017 года принятого, в том числе на основе анализа поступивших более 4 тысяч обращений от заинтересованной общественности, и особенно родителей, по вопросу справедливого и прозрачного проведения тестовых испытаний при поступлении абитуриентов в ВУЗы.

Такой совершенно новый подход к процессу принятия государственных решений свидетельствует, что в Узбекистане хорошо осознан и реализуется на практике важный принцип народовластия – «единственным источником и автором законодательных актов должен быть народ».

Исходя из этого, с полной уверенностью можно сказать, что в Узбекистане создана новая система прямого диалога с народом, организационной основой этой системы являются Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Узбекистана. Именно они стали своеобразными демократическими институтами по работе с обращениями граждан.

Тот факт, что за короткое время в эти приемные обратились более 1,5 миллионов (почти 5% граждан Узбекистана), а также положительно решены копившиеся годами проблемы, свидетельствует об утверждении в Узбекистане народовластия не на словах, а на деле.

В этом контексте, заслуживают внимания оценки наших отдельных зарубежных коллег в отношении процессов, происходящих в Узбекистане[1]. Они, в частности, отмечают, что «появившаяся система Народных приемных и Виртуальной приемной Президента Узбекистана и есть настоящее воплощение истинного народовластия, которого люди не только в Узбекистане, но и в других странах порой дожидались подолгу, впадая в уныние и пессимизм. При этом Узбекистан смог выработать свой поучительный алгоритм решения насущных проблем граждан».

Сегодня работники государственных органов Узбекистана, прежде всего руководители, не ограничиваясь кабинетной работой, стали выезжать на места и практически участвовать в решении самых актуальных проблем населения.

Это уже стало приносить свои плоды, о чем свидетельствуют результаты проведенных ИСМИ в регионах страны исследований. К примеру, более 40% респондентов из общего числа опрошенных жителей Кашкадарьинской области утверждали, что они имели возможность непосредственно встретиться с представителями органов государственной власти на местах (хокимиятов).

Вместе с тем результаты открытого диалога с народом и анализа правоприменительной практики показали наличие некоторых проблем, препятствующих переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень. НО возможностями системы оказания госуслуг по принципу «одно окно» в должной мере рядовые граждане не могли воспользоваться, они были вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах и организациях.

Именно в этой связи принятый главой государства указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» определили комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности государственных услуг рядовым гражданам.

В частности, создан отдельный государственный орган – Агентство государственных услуг с территориальными подразделениями. Оно должно обеспечить комплексность и последовательность проводимых реформ, повысить ответственность уполномоченных органов и организаций за качественное и оперативное оказание государственных услуг как юридическим лицам, так и физическим. Тем самым, обеспечивается формирование четкой организационно-институциональной основы управления сферой оказания государственных услуг населению.

Несомненно, диалог с народом будет еще больше укреплен – такова неизменная позиция руководства страны. В этот процесс будут внедрены новые инновационные формы.

Во-первых, важным шагом на этом пути стало инициирование Президентом Шавкатом Мирзиёевым в рамках послания к парламенту страны создания специальной веб-страницы «Мое мнение» для выражения гражданами своей позиции по важным вопросам, касающимся жизни нашего государства и общества. Эта платформа, по оценке наших зарубежных коллег:

с одной стороны будет новым инновационным методом принятия коллективных обращений граждан по аналогии глобальной платформы Change.org или американской системы петиций[2];

с другой стороны позволит населению выражать оперативно свое отношение через интернет по всем вопросам жизнедеятельности страны, что несомненно усилит диалог в формате «правительство-народ»[3].

Во-вторых, заслуживает внимания новая инновационная форма диалога с народом – предложение по запуску обновленной Виртуальной приемной Президента Республики Узбекистан, которая будет иметь дополнительные возможности предоставления населению онлайн-консультаций. Оно заложена в государственной программе по реализации Стратегии действий в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», утвержденной указом Президента от 22 января 2018 года.

В-третьих, прорывной инновацией в процессе укрепления диалога государственных органов с народом также станет разработка концепции присутствия госорганов в виртуальном пространстве. Этот документ будет предусматривать механизмы системного изучения общественного мнения со стороны пресс-служб госорганов, отслеживание реакции населения на принимаемые решения госорганов и их должностных лиц, а также создание системы своевременного реагирования на них.

В-четвертых, новым этапом внедрения инновационных технологий в процесс оказания государственных услуг станет создание возможностей оказания их через мобильные приложения, а также мобильные центры государственных услуг (на базе специальных автотранспортов) для жителей отдаленных населенных пунктов. При этом следует заметить, что перспективы внедрения этих инновационных технологий не за горами, они заложены в государственной программе на 2018 год.

В-пятых, в плане расширения непосредственного участия граждан в принятии законов важным правовым механизмом служит совершенствование порядка организации Законодательной палатой Олий Мажлиса общественного обсуждения проектов законов, в том числе путем внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, предусматривается дальнейшее совершенствование механизмов информирования общественности о деятельности палат Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов. Тем самым будет предоставлена возможность беспрепятственного участия граждан, учащихся и студентов на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса и местных Кенгашев народных депутатов.

И наконец, инициатива об образовании комиссии по содействию обеспечения независимости судебной власти при Олий Мажлисе Республики Узбекистан также служит реализации принципа «обратной связи» между ветвями власти и гражданами. В частности, данная комиссия призвана обобщать и анализировать вопросы по результатам обращений граждан, поднятых на непосредственных встречах и при общении с народом, касательно судебно правовой сферы для использования при принятии решений в рамках своих полномочий.

Таким образом, можно смело утверждать, что Узбекистан вступил на путь инновационного развития. Это путь к будущему. Ведь призвание Узбекистана, на земле которого созидали и творили величайшие умы «Восточного Ренессанса» и древних цивилизаций, достойно продолжать это историческое наследие и выйти в передовые ряды развития в современном мире.

[1] Тофик Аббасов, политолог, директор Медиа департамента Бакинского международного центра мультикультурализма.

[2] Мехмет Сейфитдин Эрол, директор Анкарского центра стратегических исследований AnkaSAM

[3] Андреас Андрианопулос, директор Института дипломатии и международных отношений Греции

Узбекистан Народные приемные Виртуальная приемная Президента инновационное развитие Владимир Норов участие граждан в принятии решений