Форум «Пояс и путь» в Пекине – важная веха концепции «сообщества единой судьбы»

Аналитика
Закладывается прочная основа для сотрудничества евразийских государств

Форум международного сотрудничества «Пояс и путь», проходивший 14–15 мая в Пекине, – одно из двух главных событий внешнеэкономической жизни КНР в 2017 году. Другое, не менее масштабное мероприятие – саммит БРИКС – пройдёт на юго-востоке Китая в городе Сямэнь в сентябре текущего года.

На протяжении последних лет мы стали свидетелями впечатляющих успехов и достижений экономического развития КНР, а также значительного усиления роли Китая в международных делах и активизации его деятельности не только в привычном для Пекина двустороннем, но и многостороннем формате. Провозглашенный Дэн Сяопином стратегический принцип «сокрытия способностей», которому следовало не одно поколение китайских руководителей, постепенно отходит в тень. На смену ему приходит обновленная, активная, динамично развивающаяся внешняя политика Китая.

Менее четырех лет назад КНР выступила инициатором широкоформатной концепции – «Один пояс, один путь» (Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века). Китай уже провел у себя масштабное мероприятие с беспрецедентным числом участников (около 1500 представителей из 130 стран и 70 международных организаций), которое имеет большое значение не только в региональном, но и в глобальном измерении.

Эти события вызывают два основных вопроса: Каким КНР видит свое место в современном мире? Какую роль он отводит России и в чем видит ее значение для инициативы «Один пояс, один путь»?

В поиске ответов можно обратиться к заявлениям китайского лидера Си Цзиньпина, в том числе, к его выступлению на открытии форума «Пояс и путь».

Реализация инициативы «Пояс и путь» – важный этап в процессе формирования «сообщества единой судьбы»

В своем выступлении глава КНР рассказал о достигнутых результатах в сотрудничестве со странами вдоль «Пояса и пути» за время, прошедшее со дня выдвижения инициативы. Си Цзиньпин отметил, что сегодня более 100 государств и международных организаций выразили инициативе свою поддержку, более 40 из них подписали соглашения о сотрудничестве с КНР, китайские компании инвестировали более 50 млрд дол. в проекты в странах вдоль маршрутов «Пояса и пути», создали 56 зон экономического сотрудничества в более чем 20 странах, обеспечив налоговые поступления в размере около 1,1 млрд дол. и 180 тыс. рабочих мест. Общий объем торговли между Китаем и этими государствами в 2014–2016 годах превысил 3 трлн дол. За первый квартал 2017 года общая сумма контрактов, заключенных КНР со странами «Пояса и пути» составила 34 млрд дол.[1]

Если обратиться к более ранним заявлениям председателя КНР, то следует упомянуть выступление Си Цзиньпина на экономическом форуме в Давосе в январе 2017 года. Китай тогда выступил как главный защитник глобализации и сторонник свободной торговли. Он описал вклад Китая в развитие мировой экономики, подчеркнув, что за период 1950–2016 годов страна предоставила иностранную помощь на сумму более 400 млрд юаней, а с начала политики реформ и открытости привлекла иностранных инвестиций на сумму более 1,7 трлн дол., направила за рубеж более 1,2 трлн дол. прямых инвестиций, после начала международного финансового кризиса вклад КНР в рост мировой экономики составлял в среднем более 30%.[2] В ближайшие пять лет Пекин намерен импортировать товаров на 8 трлн дол., привлечь 600 млрд дол. иностранных инвестиций и направить за рубеж 750 млрд дол. своих инвестиций.[3] Кроме того, стремясь укрепить свое влияние в международных организациях, Си Цзиньпин объявил о решении КНР учредить «фонд мира и развития Китай–ООН» сроком на 10 лет, выделив на нужды организации один миллиард долларов.[4]

В ходе международного форума «Пояс и путь» Си Цзиньпин обозначил также новые планы КНР на ближайшие годы: Китай намерен увеличить финансовую поддержку, дополнительно направив 100 млрд юаней в Фонд Шелкового пути; Государственный банк развития Китая и Китайский экспортно-импортный банк предоставят целевые кредиты на сумму 250 млрд юаней и 130 млрд юаней соответственно для поддержки инфраструктурного, производственного и финансового сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь».[5] В ближайшие три года КНР предоставит развивающимся странам и международным организациям, участвующим в инициативе «Пояс и путь», грант в размере 60 млрд юаней для запуска новых проектов по улучшению жизни населения, окажет продовольственную помощь на сумму 2 млрд юаней, направит 1 млрд дол. США в фонд помощи сотрудничества по линии «Юг-Юг», а также запустит 100 проектов «очаг счастья», 100 проектов помощи малообеспеченным и 100 проектов в области здравоохранения и реабилитации в странах вдоль «Пояса и пути». Соответствующим международным организациям будет выделен 1 млрд дол. для реализации проектов сотрудничества в рамках инициативы.

Столь весомый вклад в мировую экономику, сделанный КНР за последние десятилетия, а также обозначенные обширные планы на ближайшее время, лишний раз подчеркивают, что сегодня активизация политики Пекина является скорее закономерностью, нежели чем-то внезапным или удивительным. Вслед за внешнеэкономической открытостью Китая миру с трудом можно было бы представить его пассивность на внешнеполитическом направлении.

Китай не собирается быть сверхдержавой, но стремится стать одной из тех великих держав, которые участвуют в формировании правил современного мирового развития. КНР сегодня видит себя глобальной ответственной державой, способной принимать самое активное участие во всех международных делах и вносить существенный вклад в развитие мировой экономики. Проведение международного форума «Пояс и путь» можно считать одним из важных этапов глобальной стратегической концепции Китая – «строительстве сообщества единой судьбы для всего человечества».

Контуры концепции «сообщества единой судьбы» (人类命运共同体 renlei mingyun gongtongti) были обозначены председателем КНР Си Цзиньпином в его речи в МГИМО в ходе визита в РФ весной 2013 года. Глава КНР отметил тогда, что в современном мире, когда взаимозависимость государств усиливается как никогда прежде, человечество представляет собой сообщество с единой судьбой, в котором все страны должны внести свой вклад в сохранение мира и всеобщее развитие.[6]

В более расширенном виде концепция была представлена на региональном уровне – в 2013 году на Азиатском экономическом форуме в Боао и в парламенте Индонезии, а позднее была выведена и на глобальный – создание «сообщества единой судьбы» было главной темой выступления Си Цзиньпина в Женеве в штаб-квартире ООН в январе 2017 года. Среди условий, необходимых для формирования такого сообщества, председатель КНР выделил развитие партнерских отношений, обеспечение безопасности, взаимовыгодное сотрудничество и содействие межцивилизационным обменам, а также создание здоровой экосистемы.[7]

Конечно же нельзя не отметить некоторого романтического подхода, с которым Пекин говорит о всеобщем стремлении к миру и гармоничному развитию, взаимовыгодном сотрудничестве и всеобщей выгоде. Особенно с учетом международного фона, на котором всё происходит – это и высокая степень неопределенности в сложившейся сегодня системе международных отношений, проблемы мирового финансово-экономического развития, усиление протекционистских тенденций в экономике, обострение т.н. «трех сил зла» – экстремизма, терроризма и сепаратизма. Но и существующие проблемы лишний раз актуализируют необходимость укрепления сотрудничества, как на международном, так и на региональном уровне, и указывают возможные новые направления и области взаимодействия.

О роли России в реализации концепции «Пояс и путь»

Россия, благодаря ее геополитическим преимуществам, играет важную роль в реализации сухопутной части китайской инициативы (ЭПШП). Наличие базовой железнодорожной инфраструктуры на российской территории и действующая таможенная политика на пространстве ЕАЭС позволяют считать маршрут, проходящий через Россию–Казахстан–Белоруссию, наилучшим вариантом доставки грузов из КНР в страны Европы по соотношению цена/скорость. Нельзя отрицать тот факт, что существующая инфраструктура (Транссиб и БАМ) не соответствуют современным потребностям международной торговли и грузовых перевозок. Это еще раз выносит на повестку дня вопрос о необходимости своевременной модернизации основных транспортных артерий России. Кроме того, расширение мощностей восточного участка Транссиба будет иметь стимулирующее значение для развития дальневосточных районов России.

Сегодня на Дальнем Востоке России идет строительство российско-китайских мостов через реку Амур: пограничного железнодорожного мостового перехода Тунцзян–Нижнеленинское и автодорожного моста Благовещенск–Хэйхэ. По итогам работы форума «Пояс и путь» в Пекине было принято решение о создании российско-китайского инвестиционного фонда по развитию регионального взаимодействия в размере 100 млрд юаней (15 млрд дол.) для развития сотрудничества между северо-восточными районами Китая и российским Дальним Востоком.

Совершенствование и реализация новых авто- и железнодорожных проектов в восточной части России предусматривается программой строительства экономического коридора Китай–Монголия–Россия, которая была подписана главами трёх государств в июне 2016 года в Ташкенте на саммите Шанхайской организации сотрудничества. Задействование потенциала сотрудничества приграничных районов России, КНР и Монголии может способствовать выявлению новых точек экономического роста и наращиванию товарооборота между тремя государствами. Интерес к такому взаимодействию сегодня проявляют как российские регионы, так и провинции Северо-Востока Китая.

Так, в Республике Тыва сегодня реализуется ряд инфраструктурных проектов, один из них – реконструкция аэропортового комплекса Кызыла с приданием ему в перспективе международного статуса. Ведутся работы по переориентации федеральной трассы М-54 через западные районы Тывы до пункта пропуска Хандагайты – Боршоо с выходом через Монголию на северные провинции Китая. Реализуется несколько крупных инвестиционных проектов суммарным объемом около 350 млрд руб., в том числе с участием китайских инвесторов.

Губернатор провинции Хэйлунцзян отметил уникальные преимущества этой северной провинции в строительстве экономического коридора Китай–Монголия–Россия, так как Хэйлунцзян занимает первое место по масштабам сотрудничества с Россией, на нее приходится свыше 20% торгового оборота между нашими странами и свыше 20% совокупного объема китайских инвестиций в Россию. Ведутся работы по расширению Харбинского международного аэропорта «Тайпин» как авиационного узла международного сообщения в Северо-Восточной Азии.

Есть прогресс в автодорожном сообщении трёх государств – в декабре 2016 года Россия, Китай и Монголия подписали соглашение о международных автомобильных перевозках по Азиатским автомобильным дорогам (ЭСКАТО). Преимущества для российских перевозчиков заключаются в более свободном доступе к грузовой базе КНР, в возможности отказаться от перегрузки и смены перевозчика на границе, снижении временных и финансовых издержек перевозчиков, а также в адекватном уменьшении транспортной составляющей в цене товаров.[8]

Говоря о развитии контрольно-пропускных пунктов на границе РФ–КНР и КНР–Монголия, можно отметить заметный рост грузооборота на КПП Эрэн-Хото за последние два года. По данным китайской статистики, в 2016 году объем экспорта и импорта через этот КПП достиг рекордного уровня за его историю, а в первом квартале 2017 года увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.[9] Через КПП Маньчжоули в 2016 году прошло свыше 1000 международных грузовых составов Китай–Европа. Сегодня через этот КПП из Китая в Европу проходит 27 международных железнодорожных маршрутов, а также 5 маршрутов в обратном направлении.

Справедливо полагать, что основной целью Пекина в подобных совместных проектах является в первую очередь увеличение экспорта китайской продукции в направлении Европы и обеспечение поступлений финансовых средств в реальный сектор экономики КНР. Но нельзя отрицать и мультипликативный эффект от строительства транспортной инфраструктуры для развития российских регионов.

В настоящее время рассматриваются и варианты проектов новых маршрутов высокоскоростных грузовых перевозок между КНР и Россией. В целом сотрудничество в сфере высокоскоростных транспортных систем обладает хорошими перспективами развития. Примером, хотя пока и не совсем успешным, может послужить проект высокоскоростной трассы Москва–Казань (российская и китайская стороны вменяют сегодня друг другу в вину «пробуксовку» проекта). Но и такой опыт можно считать полезным на будущее, для учета в процессе согласования конкретных проектов практического взаимодействия.

Важность сотрудничества в рамках сопряжения ЕАЭС и ЭПШП продиктована обоюдной заинтересованностью России и Китая, поскольку затрагивает Центральную Азию – регион, стабильное развитие и безопасность которого всегда находится в центре внимания Москвы и Пекина. Не следует исключать возможность обострения со временем конкуренции между двумя странами в Центрально-Азиатском регионе, но существующий высокий уровень взаимного доверия России и КНР, их умение находить общие интересы дают основание предполагать, что странам в нужный момент удастся повернуть в конструктивное русло.

Необходимо также принимать во внимание вопросы обеспечения безопасности реализуемых трансконтинентальных проектов. В этом отношении представляется полезным учитывать опыт России и КНР, включая их взаимодействие в рамках ШОС.[10]

Таким образом, транзитный потенциал России и ЕАЭС вкупе с производственными мощностями КНР, созвучие национальных стратегий развития стран-соседей (китайский ЭПШП, казахстанский «Нурлы Жол», монгольский «Степной путь»), дружественные отношения между государствами, основывающиеся на принципах равноправия, добрососедства и взаимного уважения, а также созданный новый формат международного взаимодействия – форум «Пояс и путь» – всё это создает хорошие предпосылки и закладывает прочную основу для сотрудничества евразийских государств на многие десятилетия вперед.

[1] Full text of Xi Jinping’s speech at opening of Belt and Road forum – https://america.cgtn.com/2017/05/14/full-text-of-president-xis-speech-at-opening-of-belt-and-road-forum

[2] President Xi's speech to Davos // World Economic Forum. – 17 January, 2017. – https://www.weforum.org/agenda/2017/01/full-text-of-xi-jinping-keynote-at-the-world-economic-forum

[3] Там же. President Xi's speech to Davos …

[4] «Совместное формирование новых партнерских отношений сотрудничества и взаимного выигрыша, создание сообщества единой судьбы» – Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН // Агентство Синьхуа. – 28 ноября, 2015. – http://russian.news.cn/2015-11/28/c_134864606.htm

[5] См. Full text of Xi Jinping’s speech…

[6] Выступление Си Цзиньпина в МГИМО (рус. яз.) // Видео-канал МГИМО МИД России. –

[7] Work Together to Build a Community of Shared Future for Mankind, Xi Jinping keynote speech at the United Nations Office in Geneva // China Global Television Network. – January 18, 2017. – http://america.cgtn.com/2017/01/18/full-text-of-xi-jinping-keynote-speech-at-the-united-nations-office-in-geneva

[8] По ранее действующему соглашению с КНР российские и монгольские поставщики были вынуждены передавать свои заказы перевозчикам на границе с Китаем, т.е. въезд грузового транспорта из РФ и Монголии на территорию КНР не предполагался

[9] Инициатива "Пояс и путь" содействует процветанию города Эрэн-Хото на китайско-монгольской границе // Жэньминь жибао. – 5 мая, 2017.

[10] Кокарев К.А. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: перспективы и проблемы развития // Жэньминь Жибао. – 3 мая, 2017. – http://russian.people.com.cn/n3/2017/0503/c95181-9210571.html