США и Евросоюз вводят новые санкции против России

Аналитика
Момент для санкций был выбран неудачно

16 июля 2014 г. США объявили о новом пакете финансово-экономических санкций в отношении России. В черный список попали 2 крупных банка (ВЭБ, «Газпромбанк»), 2 нефтегазовые компании («Роснефть» и «НоваТЭК»), 8 предприятий военно-промышленного комплекса (включая «Уралвагонзавод», концерны «Алмаз-Антей» и «Калашников»), одно предприятие инфраструктуры (Феодосийская нефтяная компания) и 4 российских чиновника.  

В отношении предприятий ВПК и Феодосийской нефтяной компании действуют традиционные, «жесткие» санкции – то есть их активы на территории США замораживаются, они не смогут осуществлять платежи через американские финансовые структуры. Это фактически делает невозможным какое-либо финансово-экономическое взаимодействие американских компаний и граждан с данными российскими контрагентами.

Для включенных в черный список банков и нефтегазовых компаний были введены «мягкие» санкции. Это означает, что американские компании и граждане не должны предоставлять им кредиты на срок более 90 дней, а также покупать акции и собственность (включая дочерние предприятия). Вместе с тем, иные формы бизнеса не запрещены – то есть, «Роснефть» и «НоваТЭК», попавшие под данный вид санкций, смогут продавать нефть и газ западным, в том числе американским потребителям. Однако инвестиции со стороны западных компаний и банков, судя по всему, станут для них недоступными. Это, безусловно, ударит по кооперации с американскими нефтегазовыми концернами (Exxon Mobil, BP) и поставит под удар ряд совместных проектов, таких как освоение шельфа Северного ледовитого океана, строительство завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине («Роснефть»), аналогичного завода на Ямале («НоваТЭК») и др.

Помимо того, что попавшие в черный список российские банки и компании не смогут получить финансирование (кредиты или инвестиции) от американских коммерческих структур, для них, вероятно, будет закрыт и европейский кредитный рынок – поскольку за нарушение режима санкций США могут наложить крупный штраф и на иностранные банки (это наглядно продемонстрировал пример BNP Paribas, наказанного за сделки с Суданом, Кубой и Ираном). На азиатский кредитный рынок для россиян надежда довольно слаба, но не исключено, что китайские банки смогут выделить финансирование на отдельные крупные проекты. Поэтому кредитование попавших под санкции системно значимых компаний и банков становится теперь заботой России.

В то же время, обращает на себя внимание ограниченность и избирательность введенных американцами санкций. Согласно сообщению Госдепартамента, они призваны наказать Россию за «дестабилизацию Украины и оказание поддержки сепаратистам»[1]. Однако помимо стремления наказать Москву Вашингтон руководствуется желанием минимизировать потенциальный ущерб для американской экономики, а также для интересов европейских союзников США.

Ранее Вашингтон неоднократно угрожал Москве введением т.н. секторальных санкций – это такие санкции, которые затрагивают целые отрасли национальной экономики (энергетика, финансы, ВПК и др.) Но принятые 16 июля меры не могут считаться в полной мере «секторальными». Они затрагивают интересы крупных компаний, играющих важную роль в своих отраслях («Роснефть», «Газпромбанк»), однако не распространяются на других, в том числе весьма крупных («Газпром») участников отрасли.

Причину этого следует усматривать в том, что крупнейшими потребителями российской нефти и газа являются европейские страны. Введение «жестких» санкций в отношении таких крупных компаний как «Роснефть» и «Газпром» грозило бы прервать поставки углеводородов, что обернулось бы энергетическим кризисом в Европе. Это было бы расценено европейцами как удар в спину со стороны Вашингтона и попытка решать вопросы внешней политики США за счет европейских интересов. Поэтому жесткие секторальные санкции в энергетике, по всей видимости, будут задействованы американцами лишь в самом крайнем случае – если Россия поставит под сомнение само существование украинского государства (например, путем масштабной военной интервенции).

Необходимо отметить, что момент для санкций был выбран неудачно – на это наглядно указывает негативная реакция европейского фондового рынка. В последнее время Москва демонстрировала примирительный тон в отношении украинских властей и отказалась от использования военной силы, что позволяло европейскому бизнесу надеяться на некоторое смягчение официальной антироссийской позиции Запада. В данной ситуации решение Белого дома означает «игру на обострение»: Барак Обама стремится показать силу и жесткость американской внешней политики и готов рисковать, уступая давлению «ястребов» из американского политического истеблишмента. Подобная линия чревата риском дальнейшей дестабилизации отношений между Россией и западными странами и непредсказуемыми осложнениями украинской ситуации. Она также неизбежно ударит не только по российским банкам и компаниям, но и по интересам американского, а также и европейского бизнеса в России.

Решение о санкциях США диссонирует с теми мерами, которые были согласованы странами Евросоюза в ходе саммита 16 июля 2014 г. Европейцы приняли решение о прекращении финансирования новых проектов в России по линии Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка (что не означает закрытия уже действующих программ). Также было заявлено, что до конца июля ЕС может расширить свой черный список российских юридических и физических лиц. Это означает, что политика Евросоюза в отношении России вновь оказалась более мягкой, чем линия США, в то время как Вашингтон пытался навязать Брюсселю синхронные и жесткие меры в отношении Москвы.


[1] U.S. Department of the Treasury. Announcement of Treasury Sanctions on Entities Within the Financial Services and Energy Sectors of Russia, Against Arms or Related Materiel Entities, and those Undermining Ukraine's Sovereignty. 16.07.2014. URL: http://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/jl2572.aspx