Грузинские экономические реформы: уроки для России

Новости

6 июля 2011 года в Российском институте стратегических исследований начал свою работу постоянно действующий семинар по актуальным проблемам стран постсоветского пространства. Первое заседание было посвящено теме «Грузинские экономические реформы: уроки для России». Мероприятие проводилось сектором кавказских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья РИСИ.

В работе семинара помимо научных сотрудников РИСИ приняли участие специалисты по Кавказу из Института стран СНГ и Института востоковедения РАН, а также эксперты и экономисты из других исследовательских центров. Мероприятие освещалось представителями российских, грузинских и армянских СМИ.

Открыла заседание начальник Центра д.и.н. Т.С. Гузенкова. Она отметила, что в современной России не так много внимания уделяется положению в Грузии в экономической сфере, что отчасти является следствием намеренного разрыва отношений со стороны Тбилиси. Многим российским ученым и экспертам препятствуют во въезде на территорию Грузии. В результате время от времени на российском книжном рынке появляются работы сомнительного и откровенно пропагандистского содержания, преследующие цель изобразить проведенные в Грузии реформы под руководством М. Саакашвили как огромные достижения. Сторонниками такой позиции часто выступают российские либералы, предлагающие властям России чуть ли не копировать опыт грузинских реформ.

Эта точка зрения была подвергнута объективному и непредвзятому анализу в докладах и выступлениях участниках семинара. В частности, выступавшие эксперты А. Епифанцев, Ф. Станевский, Я. Амелина, А. Арешев, А. Якуба, В. Горюнов обратили внимание собравшихся на явные искажения в подходах к экономическому анализу ситуации в Грузии, присутствующему в подобных публикациях.

В них в качестве абсолютной истины приводятся данные из международных рейтингов, в которых Грузия обычно представлена как страна, добившаяся существенных успехов в либерализации ведения бизнеса в республике. Однако эти рейтинги зачастую носят односторонний характер. Например, в них акцентируется внимание на отсутствии административных барьеров для ведения бизнеса и благоприятных условий для внешних инвесторов. Однако реально в Грузии это достигается за счет откровенного пренебрежения со стороны властей социальной сферой. Так в республике действует один из самых либеральных трудовых кодексов, игнорирующий защиту прав работников и предоставляющий работодателям (бизнесменам) широкие возможности для произвола.

В Грузии самый высокий в странах постсоветского пространства уровень безработицы – по официальным данным он достигает 17%. Тем не менее, и этот показатель не может быть признан окончательным. Значительная часть трудоспособного населения республики статистическими органами намеренно отнесена к категории «самозанятых». Большая их часть представлена сельским населением. На практике эти люди едва сводят концы с концами, и их никак нельзя рассматривать как некий аналог американского понятия freelance. Это явление возможно только в постиндустриальной экономике, когда фрилансерами являются люди преимущественно творческих профессий: программисты, дизайнеры и пр.

Безусловным показателем неблагополучия в экономике Грузии является эмиграция, сохраняющая значительные масштабы. Люди «голосуют ногами», не доверяя официальной пропаганде об экономическом процветании грузинского государства.

Экономисты, участвовавшие в обсуждении, обратили внимание на то, что в Грузии есть объективные пределы возможностей к развитию. Грузинская экономика относится к малым экономикам. У таких экономик нет широкого поля для маневра и поэтому, как показывает мировой опыт, подобные страны (Тайвань, Южная Корея, Сингапур) для экономического рывка выбирали определенную область, на которой сосредотачивали все усилия, добиваясь здесь мирового лидерства. Причем во всех случаях делалось это не с опорой на инструменты свободного рынка, а при помощи жесткого государственного патернализма. В Грузии не просматривается подобного национального проекта. Нынешние относительные успехи экономических реформ базируются на масштабном внешнем заимствовании, которое уже привело к стремительному росту внешнего долга, что при сохраняющемся в течение нескольких лет дефиците внешнеторгового баланса (до трети от ВВП) способно привести грузинскую экономику к дефолту.

Внешние партнеры Грузии в условиях продолжающегося экономического кризиса вряд ли будут бесконечно долго спонсировать Саакашвили.

Участники семинара сошлись во мнении, что проведенные экономические реформы в Грузии отнюдь не гарантируют стабильного развития для государства и благополучия для грузинского общества. Копирование навязанной Грузии либеральной модели экономического развития неприемлемо для России.