К вопросу о новом правительстве Греции

Аналитика
Вечером 6 сентября с.г. следящих за ситуацией в Греции экспертов и журналистов потрясла объявленная премьер-министром Г. Папандреу новость о роспуске действующего кабинета министров. Распущенное премьерским указом правительство проработало ровно 11 месяцев, результаты его деятельности и греческими СМИ, и западной прессой оцениваются довольно скромно.

Н.В. Бондарев,

к.и.н., старший научный сотрудник отдела Евро-атлантических исследований

Вечером 6 сентября с.г. следящих за ситуацией в Греции экспертов и журналистов потрясла объявленная премьер-министром Г. Папандреу новость о роспуске действующего кабинета министров. Распущенное премьерским указом правительство проработало ровно 11 месяцев, результаты его деятельности и греческими СМИ, и западной прессой оцениваются довольно скромно. Интрига состоит в том, что роспуска правительства ничто не предвещало.


У Георгиоса Папандреу традиционно сложные отношения со вторым лицом в правящей партии ПАСОК,  Евангелосом Венизелосом, после победы на выборах получившим портфель министра национальной обороны. Тем не менее, если товарищи по партии и имели за истекший год какие-либо серьезные разногласия, от СМИ их удавалось скрывать… Кабинет Папандреу на протяжении  2009-2010 гг. действовал не всегда успешно, зато единодушно.


Однако удивление заинтересованных наблюдателей оказалось преждевременным. 7 сентября архиепископ афинский Иероним привел к присяге новый состав кабинета министров, удивительно мало отличающийся от старого. Свои посты сохранили как сам премьер-министр, так и вице-премьер Т. Пангалос, министр обороны Э. Венизелос, министр внутренних дел И. Рагузис, министр финасов Г. Папаконстантину, а также министр юстиции, министр культуры, министр образования и религии, министр энергетики и окружающей среды. Сохранил свой портфель и «государственный министр в правительстве» (в просторечии называемый «министром-координатором») Х. Памбукис. То есть, по большому счету, все ключевые посты продолжают занимать те же люди. Уместен вопрос – в чем же вообще был смысл роспуска правительства?   


Правительство стало больше – теперь в него входят 48 человек, в то время как предыдущий кабинет состоял из 36. Увеличение произошло за счет появления новых зам. министров в существующих министерствах и создания нового министерства по морским делам, островам и рыболовству. Увеличение кабинета министров выглядит не вполне своевременно на фоне курса на общее уменьшение бюрократического аппарата, провозглашенного Папандреу. Число технических работников, секретарей и референтов в министерствах сокращается, а число собственно министров (и их замов) увеличивается. Видимо, чтобы бороться с бюрократией, нужны новые бюрократы.


Отдельного разбора заслуживает якобы новое министерство по морским делам. На самом деле оно практически дублирует ранее упраздненное министерство торгового флота. В октябре 2009 г. Г. Папандреу ликвидировал это министерство и передал его функции (и аппарат) министерству финансов. Спустя год министерство не просто возродилось, но получило функции, входившие ранее в компетенцию другого распущенного Папандреу министерства - по делам островов. Греческий торговый флот является головной болью для греческого правительства, поскольку существует практически в автономном режиме. Не секрет, что самые богатые люди в Греции – судовладельцы, в частности, представители кланов Онассис и Ниархос. Причем внушительные состояния судовых магнатов в значительной степени обусловлены многолетним занижением официальной прибыли и уклонением от налогов. Греческая газета «Катимерини» констатирует, что недовыплаты судовых олигархов в бюджет могут исчисляться миллионами евро. Министерство торгового флота было расформировано Г. Папандреу в силу своей абсолютной не эффективности. По данным той же газеты, значительная часть высокопоставленных сотрудников министерства находилась на довольствии олигархов, помогая им решать «сложные» вопросы, в том числе эффективно уклоняться от налогов. К сожалению, ликвидация этого министерства и передача его функций министерству финансов ничего в этой ситуации не изменили. Очередная перегруппировка чиновников, ответственных за торговый флот, свидетельствует о неослабевающей заинтересованности Папандреу в пополнении бюджета за счет денег судовладельцев.         


Однако, приходится усомниться в способности старого министерства под слегка обновленным названием повлиять на ситуацию с налогами судовых магнатов. Коллектив сотрудников в министерстве остался прежний, располагается министерство по морским делам все в том же шикарном офисном здании в Пирее, буквально через дорогу от штаб-квартиры Ниархосов. Оснований полагать, что, сменив вывеску, чиновники начнут работать по-другому, пока нет… 


Роспуск правительства принес Греции еще и нового министра иностранных дел, но и этот «новый» министр оказывается хорошо знакомым. До сентября с.г. функции министра иностранных дел были закреплены за самим Г. Папандреу, что является вполне распространенной практикой в новейшей греческой истории. Седьмого сентября к присяге в качестве нового главы МИД был приведен бывший первый заместитель Папандреу в этом министерстве – Димитрис Друцас. В течение прошедшего года именно Друцас занимался всей министерской рутиной, а Папандреу формулировал «генеральную линию» греческого иностранного ведомства. Так что, по большому счету, и в МИД Греции при новом кабинете мало что изменится. Кстати говоря, российские СМИ, в массе своей, не разобрались в мидовской части греческой правительственной «рокировки», написав, что Друцас сменил на посту главы министерства Хариса Памбукиса. Как уже указывалось, Памбукис являлся «государственным министром», но эта должность совершенно не равноценна американскому «государственному секретарю». Пост, который занимал и продолжает занимать Памбукис, восходит к должности «министра-координатора», в свое время учрежденной Г. Папандреу-старшим для его сына А. Папандреу (речь идет, соответственно, о деде и отце нынешнего премьера). Общий же контроль над иностранным ведомством по-прежнему будет осуществлять действующий премьер-министр.


Так зачем же был нужен Папандреу роспуск правительства? Неужели для воссоздания самого коррумпированного греческого министерства,  увеличения числа заместителей действующих министров и сложения с себя официальной ответственности за МИД? В попытках разобраться в причине роспуска правительства западные СМИ, например агентство Ассошейтед Пресс, главное назначение проглядели. А вот российская пресса в этом случае оказалась на высоте (хотя и напутала с Памбукисом), поставив во главу угла перемещение из одного министерства в другое Михалиса Крисоходиса. Заметка РБК о новом греческом кабинете так и называется - «Экономикой Греции займется главный полицейский».


Крисоходис действительно занимал должность министра общественной безопасности в предыдущем кабинете Папандреу. Но образ «главного полицейского» ему подходит не вполне. Для Крисоходиса это уже четвертый правящий кабинет, причем изначально он входил в греческое руководство как заместитель министра торговли, а затем как министр экономического развития. То есть профаном в вопросах экономики его назвать трудно. Но и как силовик он себя зарекомендовал с самой лучшей стороны: будучи министром общественной безопасности в правительстве К. Симитиса Крисоходис успешно боролся с терроризмом и положил конец деятельности нескольких экстремистских организаций, в том числе известной еще с семидесятых годов терактами и покушениями «Организации 17 ноября». Переброска Крисоходиса с хорошо ему знакомого фронта борьбы с преступностью на другое направление, не менее хорошо ему знакомое, наглядно свидетельствует о решимости Г. Папандреу навести порядок в греческой экономике. Вопрос о том, можно ли ожидать от нового министра экономики и конкурентоспособности «полицейских» методов пока остается открытым. В целом же мы должны констатировать – серьезных изменений в греческом правящем кабинете не произошло. Так что и политика кабинета, вероятнее всего, не претерпит в ближайшее время существенных изменений.


Ситуация всеохватного экономического кризиса, как и кризиса власти, для Греции не нова. Еще в 1909 г. российский военный агент в Афинах, полковник В.А. Артамонов писал в донесении Генеральному штабу о ситуации в стране: «партии в Греции – чисто личные, группирующиеся около политических вождей без какой-либо определенной окраски; программы партий не отличаются существенно; депутатское кресло обходится кандидату на выборах очень дорого – голоса покупаются; вступая во власть, каждая партия спешит сменить всех служащих чиновников до сторожей включительно, заменяя их своими приверженцами; значительная часть бюджета идет на удовлетворение избирателей партии  у власти, создание синекур; самый механизм конституционного порядка в Греции, по признанию самих греков, оказывается несостоятельным…». «Недовольство экономическим положением страны, - продолжает Артамонов, - сознание внешнего бессилия и глубокое разочарование решением Критского вопроса – все это весьма волнует общество. Недовольство направляется против правящих и руководящих сфер вообще – против парламента и политических партий, против премьер-министра. Чувствуется общее желание перемен и улучшения положения». Свою докладную записку полковник Артамонов заканчивает словами «Греция находится накануне больших внутренних колебаний».


К сожалению, за прошедшие сто лет в политической жизни и социальном устройстве Греции мало что изменилось, разве что на месте «критской проблемы» возникла проблема Кипра. Эту, без преувеличения, гору проблем вряд ли можно решить правительственными рокировками, подобными произошедшей 7 сентября. Так что наш прогноз на ближайшее будущее вполне соответствует видению полковника Артамонова – Греция находится на пороге больших внутренних колебаний, много больших, чем кризис 2009 г., в результате которого пришел к власти нынешний кабинет.