
Б. М. Волхонский, кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник Центра стран Азии и Ближнего Востока
80-летний юбилей премьер-министра Индии Манмохана Сингха дал повод многим аналитикам поговорить не только о перипетиях судьбы этого выдающегося политика, но и о перспективах развития Индии после его ухода. В настоящее время страна находится в тупике - как экономическом, так и политическом.
Парадокс правления Манмохана Сингха (которого журнал "Форбс" назвал лучшим премьером Индии со времён Неру) состоит в том, что именно он в начале 90-х годов, занимая должность министра финансов, был автором радикальной экономической реформы. Реформа оказалась очень успешной: Индия превратилась в одну из наиболее быстро развивающихся экономик мира.
Сегодня, когда страна вновь оказалась в сложной экономической ситуации, необходимость новых реформ очевидна. Правительство предприняло ряд шагов – в частности, пошло на либерализацию сектора розничной торговли. Но теперь эта реформа грозит обернуться провалом – практически все оппозиционные партии, как правые, так и левые, выступили против. Перспектива досрочных выборов и, вероятно, поражения правящей коалиции, обозначилась вполне реально.
Манмохан Сингх имеет репутацию кристально честного человека. Но этого нельзя сказать о возглавляемом им правительстве. В последние годы правительство сотрясают громкие коррупционные скандалы, связанные с распределением лицензий для телекоммуникационных компаний, с хищением и нецелевым расходованием средств во время проведения Игр Содружества, и самый последний, получивший название Coalgate - связанный с выделением квот на добычу каменного угля. Как сказал один из приближённых Манмохана Сингха, "он – самый честный премьер во главе самого нечестного правительства".
Практически все - и в правительстве, и в оппозиции - говорят о том, что смена руководства назрела, но никто не горит желанием взять на себя ответственность за страну.
В Индийском Национальном Конгрессе долгие годы в качестве очевидного преемника Манмохана Сингха рассматривался правнук Джавахарлала Неру Рахул Ганди. Но после провального выступления на региональных выборах в штате Уттар-Прадеш, Рахул фактически ушёл в тень. Он неоднократно отказывался занять место министра в кабинете Манмохана Сингха, а теперь, поговаривают, вообще преисполнен пессимизма относительно перспектив ИНК на ближайших всеобщих выборах.
Оппозиционная Бхаратия Джаната Парти на словах заявляет, что готова взять власть в свои руки в любой момент, но когда дело доходит до вопроса о вотуме недоверия правительству, решимость исчезает. "Мы не будем ставить вопрос о вотуме недоверия, - заявил недавно лидер БДжП Нитин Гадкари. – Свержение правительства – это не наша работа".
А казалось бы, момент для отстранения правительства сейчас самый подходящий. Из коалиции вышла правящая в штате Западная Бенгалия региональная партия Тринамул конгресс, а её лидер, главный министр штата Мамата Банерджи, заявила о необходимости формирования третьей силы – федерального фронта. Но тут у правительства сразу же нашлись сторонники из числа оппозиции - региональные партии, имеющие влияние прежде всего в штате Уттар-Прадеш - Социалистической (Самаджвади) и Партии большинства народа (Бахуджан Самадж Парти).
Главный вопрос сегодня заключается не в судьбе лично Манмохана Сингха (он уже обеспечил себе достойное место в истории Индии), не в личности его преемника и даже не в исходе голосования на всеобщих выборах, когда бы они ни состоялись – в срок или досрочно. Речь идёт о том, куда пойдёт Индия после выборов.
Федеральный фронт региональных партий может сегодня, на фоне падения популярности обеих общенациональных партий, показаться привлекательной идеей. Но история показывает, что союзы региональных партий длятся недолго. И главное - приход к власти столь разношёрстных сил таит серьёзную угрозу нарастания центробежных тенденций в Индии.
Источник: РГРК «Голос России».