Резолюция Европарламента по стратегии ЕС для региона Балтийского моря

Аналитика
6 июля 2010 года на пленарной сессии Европейского Парламента (далее ЕП) в Страсбурге была принята резолюция, нацеленная на активизацию реализации «Стратегии Европейского Союза для региона Балтийского моря».

Беспалов В.А.,

кандидат исторических наук;

Баторшина И.А,

научные сотрудники отдела евроатлантических исследований

 

6 июля 2010 года на пленарной сессии Европейского Парламента (далее ЕП) в Страсбурге была принята резолюция, нацеленная на активизацию реализации «Стратегии Европейского Союза для региона Балтийского моря».


Необходимость разработки Стратегии была высказана ещё в 2006 г. Предполагалось, что она станет существенным вкладом в обновление концепции «Северное измерение» ЕС с учётом его расширения. Стратегия развития Балтийского региона была утверждена ЕС осенью 2009 г. Основу её составляет План действий, содержащий 15 приоритетных направлений. Координация деятельности государств-членов ЕС по реализации мероприятий этих направлений и будет осуществляться в рамках Стратегии.


На сессии ЕП с докладом «Стратегия Европейского Союза в регионе Балтийского моря и роль макрорегионов в будущей политике сплочения», который лег в основу резолюции, выступил член комитета регионального развития ЕП Войцех Михаль Олейничак [1]. В докладе были отмечены основные достижения и проблемы в реализации стратегии. С одной стороны, подчёркивается, что мировой финансово-экономический кризис существенно снизил темпы реализации стратегии и планы по объединению энергетических рынков государств Балтийского региона. В то же время, прозвучал призыв для инвесторов не снижать финансирования инфраструктурных проектов по причине кризиса, а для государств Балтийского региона полнее использовать преимущества структурных фондов ЕС, которые должны обеспечить максимальную поддержку стратегии.


Особое внимание  в докладе было уделено взаимодействию ЕС с Россией и  Белоруссией. Отмечается, в частности, что «необходимо установить более тесное взаимодействие между Россией, Белоруссией и странами ЕС, которые граничат с Балтийским морем, в отношении энергетических проектов. ЕС следует эффективнее использовать энергетический диалог с Россией для достижения этой цели» [2].  Положительно оценены усилия, предпринятые Еврокомиссией и отдельными странами ЕС,  по расширению сотрудничества с Россией в сфере транспорта, туризма, защиты окружающей среды и энергетики. По мнению В.М. Олейничака, интенсификация энергодиалога между ЕС и Россией позволит расширить возможности для вовлечения последней в Стратегию региона Балтийского моря, и заинтересованность в этом прямо выражена в тексте резолюции.  В документе выражена уверенность в том, что новое соглашение о сотрудничестве и партнерстве между Россией и ЕС должно принимать в расчет и сотрудничество в регионе Балтийского моря.


В качестве примера для такого сотрудничества названа Калининградская область: «…необходимо способствовать социально - экономическому развитию Калининграда в качестве «пилотного региона» для усиления взаимодействия и сотрудничества с Россией, вовлекая неправительственные организации, учреждения просвещения и культуры, а также местные и региональные ведомства».


Принятую Европейским Парламентом  резолюцию следует расценивать в качестве очередной попытки актуализации проблем энергетической уязвимости государств региона Балтийского моря. Основные тезисы резолюции в этом отношении дублируют содержание плана по объединению энергетических рынков государств Балтийского региона [3], являющимся в свою очередь составной частью «Стратегии Европейского Союза для региона Балтийского моря» и утвержденным на уровне ЕС в октябре  2009 г.: расширение возможностей для диверсификации поставок энергоресурсов; строительство энергомостов и терминалов сжиженного газа на территории Прибалтики и Польши.


 В течение 1990-х годов в официальных документах на высшем уровне в странах Прибалтики неоднократно отмечалось стремление снизить уровень энергетической зависимости от России. К примеру, в национальной энергетической стратегии Литвы, принятой в январе 2007 г, понятие «энергетическая безопасность» страны включено в содержание понятия «национальная безопасность», и среди прочих задач в энергетическом секторе приоритетным признается освобождение от «диктата монопольного поставщика» [4]. Основной целью декларируется «интеграция энергетической системы Литвы с энергосистемами ЕС и осуществление действенной политики Европейского Союза в энергетическом секторе» [5]. Под этим подразумевались планы по объединению литовской и европейской энергосистем; диверсификация источников и маршрутов поставок энергопродуктов; подготовка предложений по общей стратегии ЕС в области энергетической политики, особенно в рамках энергодиалога России и Европейского Союза. Вышеотмеченные приоритеты во многом нашли свое отражение и в Законе о национальной безопасности Литовской республики, принятом в последней редакции 12 ноября 2009 г., в котором повторяется необходимость освобождения от «монопольного поставщика» энергоресурсов, имея в виду Россию [6].


Однако до сего времени большинство заявлений балтийских политиков оказываются декларативными, при вялой и не всегда последовательной поддержке европейских коллег. В частности, и принятая ЕП резолюция носит рекомендательный характер, т.е. не является законодательным актом, который необходимо выполнять.


Своего рода обмен «любезностями» между европарламентариями и балтийскими политиками состоялся вскоре после сессии ЕП. Страны Балтии в последнее время пытаются противодействовать планам строительства атомных электростанций в Калининградской области РФ и в Беларуси. За всё постсоветское время каких-либо крупных энергетических проектов в интересах Балтии со стороны ЕС (за исключением закрытия в 2009 г. Игналинской АЭС) осуществлено не было. Достаточно проблематичной в силу острой нехватки финансовых ресурсов представляется и реализация «Стратегии ЕС для региона Балтийского моря».


Но апелляции к европейскому сообществу балтийских политиков продолжаются. Как бы в подтверждение заявленного европарламентариями, 12 июля  премьер-министр Эстонии А. Ансип, после встречи с литовским премьером А. Кубилюсом, посвященной строительству Висагинской АЭС, сообщил, что, по его мнению, Евросоюз не будет импортировать электроэнергию с Балтийской АЭС в Калининградской области и АЭС в Беларуси. «Евросоюз будет контролировать импорт электроэнергии из третьих стран, а это значит, что даже если кто-то из них построит свою АЭС, европейский рынок не будет открыт им» [7].


В свою очередь, Андрюс Кубилюс сообщил журналистам, что уже осенью этого года Литва, Латвия, Эстония и Польша совместно со стратегическим инвестором смогут начать переговоры о разделе акций новой Висагинской АЭС в Литве: «Планы по строительству новой АЭС в Висагинасе, после закрытия Игналинской АЭС, получают все более отчетливые контуры. Я верю, что уже осенью у нас будут возможности очень конкретно договариваться об участии сторон в этом проекте, разделении ответственности и дальнейшей реализации» [8]. Следует отметить, что по первоначальным планам, ввод в строй новой АЭС  на территории  Литвы предполагался в 2015-2016 гг. В настоящее время речь идёт о 2020 г. Но и эта дата остаётся под вопросом.

Резолюция Европейского Парламента, особенно в части энергетической самостоятельности Балтийского региона, в очередной раз остаётся по существу декларацией. Однако её политический подтекст отражает политику тех  стран, которые продолжают усилия по созданию т.н. кордона безопасности в Восточной Европе (элемент Балто-Черноморской дуги), т.е. препятствующему истинно партнерскому взаимодействию России и ЕС.


__________________________________

[1] Текст доклада: Report on the European Strategy for the Baltic Sea Region and the role of macro-regions in the future cohesion policy. 2009/2230 (INI)// www.europa.eu [электронный ресурс, дата обращения 13.07.2010]

[2] Ibid.

[3] Baltic Energy Market Interconnection Plan. Final Report//электронный ресурс, режим доступа: europa.eu.

[4] Lietuvos Respublikos Seimas Nutarimas del Nacionalines energetikos strategijos patvirtinimo. 2007 m. sausio 18 d.№X-1046.Vilnius.

[5] Ibid.

[6] Lietuvos Respublikos Nacionalinio Saugumo Pagrindu Istatymo priedelio 14 ir 18 skyriu pakeitimo istatymas. 2009 m. lapkricio 12 d. Nr.XI-480. Vilnius//apxHB документов Сейма Литовской Республики: http://www3.1rs.lt/pls/inter3/dokpaieska.showdoc_l?p_id=357969 [электронный ресурс, дата обращения: 03.03.2010]

[7] Премьер Эстонии: Европейский рынок закрыт для АЭС в Калининграде и Белоруссии // Информацион-ное агентство «Регнум», 12.07.2010 http://www.regnum.ru/news/polit/1303587.html

[8] Там же.