
Значительного прорыва удалось добиться в сфере создания спутников телекоммуникации и мониторинга Земли – Китай перешёл от закупки аппаратов у зарубежных производителей к созданию собственных серийных образцов космической техники современного уровня и выходу продукции китайской космической промышленности на мировой рынок.
При этом процесс освоения и развития передовых космических технологий в Китае идёт всё нарастающими темпами. За последние три года интенсивность миссий по национальной космической программе возросла более чем в два раза. Это позволило Китаю выйти в 2010 г. на второе место в мире после России по количеству запусков ракет-носителей, опередив США, а в 2012 г. – впервые опередить Россию по количеству выведенных на орбиту космических аппаратов.
Особого упоминания заслуживают успехи в области пилотируемой космонавтики. Так, за девять лет, прошедших после первого полёта китайского космонавта на корабле «Шэньчжоу» в 2003 г., китайские специалисты не только разработали и успешно опробовали двух- и трёхместные модификации этого корабля, но и экспериментальную космическую лабораторию «Тяньгун-1», вплотную подойдя к созданию собственной орбитальной станции после 2020 года.
Таким образом, в период 2006-2010 гг. заложен фундамент для полномасштабного освоения и использования космоса на автономной, самодостаточной основе и выхода Китая в число ведущих мировых космических держав.
Опубликованная в конце декабря 2011 г. Белая книга «Космическая деятельность Китая в 2011 г.», определившая приоритетные цели на ближайшие годы в рамках 12-го пятилетнего плана (2011-2015 гг.), подтверждает амбициозный характер развития национальной космической программы. До 2015 гг. запланированы несколько пилотируемых миссий с посещением орбитальных лабораторий, в 2014 г. должен состояться первый запуск новой тяжёлой РН «Великий поход-5», на 2013 г. намечена мягкая посадка китайского научного зонда «Чанъэ-3» на Луну. Кроме того в Белой книге впервые получило официальное подтверждение наличие у КНР планов по пилотируемому исследованию Луны.
В целом, по сообщениям официальных представителей Китайского объединения космической техники (КОКТ, CASC) в период 2011-2015 гг. поставлена цель «осуществить запуски 100 РН и вывести на орбиту 100 КА», или в среднем 20 запусков РН ежегодно. В последующие пять лет темп запусков должен возрасти до 30 РН в год (треть от мирового уровня), что позволит к 2020 г. увеличить количество китайских спутников на орбите до 200 аппаратов, или около 1/5 от общей численности мировой спутниковой группировки.
По мнению руководства КНР ближайшие пять лет станут «критическим периодом для Китая в процессе построения общества среднего достатка, углубления реформ и открытости, ускорения трансформации модели экономического развития страны», а также «раскроют новые возможности перед китайской космической промышленностью». Перед государственными космическими корпорациями ставится задача оказаться в авангарде китайской экономики. Интенсивное развитие ракетно-космической промышленности (РКП) провозглашается одним из центральных элементов процесса создания новых стратегических отраслей, ускорения социально-экономического и научно-технического развития и обеспечения национальной безопасности.
При этом движущей силой на данном этапе должны стать самостоятельные инновации и опережающее научно-технологическое развитие, обеспечить которые призвана глубинная модернизация китайской космической промышленности и национального оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в целом, которая осуществляется с конца 90-х гг. прошлого века. В период до 2015-2020 гг. планируется ускорить и завершить эти реформы с целью создания современной мощной экономической и научно-производственной базы для достижения уровня передовых военных и технологических мировых держав.
В декабре 2010 г. на совещании Рабочего комитета по науке, технике и промышленности национальной обороны были озвучены семь главных задач, которые нужно решить в 12-ю пятилетку, основными из которых являются: завершение военных программ НИОКР; акцент на создание основных высокотехнологичных промышленных мощностей (в т.ч. РКП); ускоренное развитие инноваций и военно-гражданской интеграции. При этом, планируется обеспечить как минимум 15% роста ОПК в год, т.е. военная отрасль будет развиваться темпами, опережающими остальную экономику.
Осуществляя перестройку ОПК, Китай во многом следует опыту США и других развитых западных экономик.
Прежде всего, это – долгосрочный стратегический подход к военным инновациям. В Китае создана система государственных долгосрочных и среднесрочных планов (в основном, до 2020 г., некоторые до 2050 г), определяющих национальные стратегические цели развития, в том числе и сфере космических технологий. Важнейшими из них являются «Программа развития науки и техники для целей национальной оборонной промышленности на период с 2006 по 2020 гг.» и аналогичная программа по гражданским предприятиям «Руководство к выполнению средне- и долго-срочных программ научно-технического развития на период 2006 – 2020 гг.». Опубликованные в 2006 году, эти документы вместе представляют собой амбициозный план, составленный китайскими военными специалистами и нацеленный на создание условий для совершения технологического прыжка и выхода на лидерские позиции к 2020 году.
Во-вторых, это «взаимопроникновение гражданской и военной сферы», построение интегрированной промышленной системы двойного назначения. При этом двойной характер ракетно-космических технологий – основа взаимодействия военной и гражданской составляющей и важный ресурс развития китайской РКП на данном этапе
В-третьих, это создание специальных зон инноваций: «кластерный» подход. С 2005 года, в соответствии со вторым этапом проекта Правительства КНР, направленного на ускорение потенциала технических инноваций и авиационно-космических разработок, в трёх из имеющихся в стране четырёх баз ракетно-космической промышленности было развёрнуто строительство новых комплексов.
В-четвёртых, это формирование взаимосвязи между инновационными кластерами – «сетевой» подход. Данная мера направлена на преодоление географической разобщённости и неравномерности развития регионов – давней фундаментальной проблемы китайского ОПК, наследства, оставшегося со времён создания «третьей линии обороны».
Кроме того, китайским руководством был предпринят целый ряд мер, направленных на повышение эффективности функционирования отрасли и создания конкурентной среды. В ходе нескольких масштабных административных реформ к концу 90-х гг. в китайская оборонная промышленность перешла от отраслевой к корпоративной, более гибкой, рыночно-ориентированной структуре. С целью создания конкурентной среды в РКП были образованы две государственные корпорации: Китайское объединение космической техники (КОКТ, CASC) и Китайское объединение космической науки и промышленности (КОКНП, CASIC). С середины 2000-х гг. начался процесс постепенного открытия ОПК рынку капитала и негосударственному сектору экономики с целью привлечения дополнительных источников финансирования государственными корпорациями.
Долгосрочная цель преобразований – создание интегрированной производственной базы с тесной синергией гражданского и военного сектора наподобие того, как в Японии, но с ОПК, сопоставимым по масштабу с военной промышленностью США.
В итоге, государственные ракетно-космические корпорации Китая должны превратиться в поставщиков военной продукции сравнимых по размерам с американскими «Локхид Мартин» и «Нортроп Грумман». Они поступательно наращивают свою экономическую мощь. По итогам 2011 г. операционная выручка КОКТ и КОКНП впервые превысила 100 млрд юаней – составив 101,8 млрд юаней и 111,9 млрд юаней соответственно (или около 16 и 17,7 млрд долл. США).По планам, к 2015 г. операционная выручка КОКНП и КОКТ вырастет более, чем в 2 раза, достигнув 220 млрд юаней и 250 млрд юаней соответственно, это прирост почти на 20% в год.
Подводя итоги, можно утверждать, что реформирование ракетно-космической промышленности Китая носит комплексный характер, развитие данной отрасли рассматривается в свете общего развития промышленности страны, укрепления инновационного и научно-технического потенциала. Рыночные силы становятся всё более важным фактором трансформации ОПК и РКП Китая. Государственная политика нацелена на создание современной мощной конкурентоспособной промышленности, опирающейся на крупные корпорации, всемерную поддержку международного сотрудничества и интеграцию с мировой космической отраслью. При этом РКП и аэрокосмический комплекс сохраняют своё значение как один из локомотивов стратегии инновационного развития Китая, включаясь в формирующиеся высокотехнологичные научно-промышленные кластеры в качестве одного из важнейших составных элементов. Указанные факторы, несомненно, будут способствовать дальнейшему укреплению позиций Китая как одного из ведущих игроков мирового аэрокосмического рынка.