Государственно-частное партнерство как инструмент развития приграничного сотрудничества

Аналитика
Доклад директора Центра социально-трудовых и экономических исследований А.Л. Евдокимовича

В настоящее время инфраструктура стран постсоветского пространства испытывает потребность в модернизации, что требует привлечения инвестиций, внедрения инноваций и современных технологий государственного управления, основанных на принципах устойчивого развития административно-территориальных единиц. Использование публичной властью механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) позволит государствам минимизировать риски и предоставит новые инструменты для развития приграничного сотрудничества и решения актуальных региональных задач. Для государства партнерство с бизнес структурами является способом привлечения частного капитала к финансированию и управлению собственностью, владельцем которой оно продолжает оставаться. Для предпринимателей партнерство выражено в возможности получения надежной прибыли на объектах государственной собственности или на оказании общественных услуг, которые закреплены за государством.

Страны СНГ находятся на разных стадиях внедрения института ГЧП. Так, в Российской Федерации разработан Модельный Закон «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства», на основе которого субъектами Российской Федерации в настоящее время принято порядка 47 собственных законов[1]. В первом чтении Государственной Думой рассмотрен федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»[2]. В Беларуси общественное обсуждение прошла Концепция проекта закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь»[3]. В Украине принят и действует Закон «О государственно-частном партнерстве»[4]. В Республике Казахстан развитие ГЧП осуществляется на основе Закона Республики Казахстан «О концессиях»[5]. Специальный закон о ГЧП в Казахстане отсутствует. В России, Казахстане, Украине созданы специализированные структуры, занимающиеся вопросами, связанными с установлением ГЧП. В России – это «Центр развития ГЧП», Казахстане – «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», Украине – «Украинский центр содействия развитию публично-частного партнерства»[6].

Вместе с тем между этими странами постепенно увеличивается разрыв в темпах развития ГЧП. В Российской Федерации и Казахстане усложняются механизмы ГЧП, растет число инвестиционных проектов, реализуемых на основе партнерских соглашений государства и бизнеса. Республика Беларусь находится на начальной стадии институциализации ГЧП. Неравномерное развитие ГЧП обусловлено практическим отсутствием международного сотрудничества и координации между странами на межгосударственном уровне по данной тематике.

Между тем, схожесть инфраструктуры, управленческих подходов правительств, культуры предпринимательского сообщества, языковой среды позволяют вывести ГЧП на более высокий уровень международного взаимодействия в контексте развития процессов евразийской интеграции и приграничного сотрудничества. В настоящий момент уже существует законодательная база для развития ГПЧ на межрегиональном уровне. Так, Брянской областной Думой 28 июля 2011 г. был принят закон «Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве»[7]. Кроме того, Администрацией Брянской области введены в действие ряд постановлений регулирующих инвестиционную деятельность. Создано «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов». Активно вопросами ГЧП занимается Департамент экономического развития Брянской области.

В Смоленской области действуют Законы «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области» от 23 декабря 2002 г. и «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области» от 08 апреля 2003 г[8]. Работает Инвестиционный портал Смоленской области. Вопросы реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП находятся в ведении Департамента экономического развития и торговли Смоленской области.

Среди наиболее часто используемых механизмов для осуществления проектов ГЧП в России можно выделить соглашения, арендные отношения, договор управления, особые экономические зоны, концессии, совместные предприятия. В число наиболее используемых источников финансирования проектов ГЧП входят: средства федерального и регионального бюджетов, средства Инвестиционного фонда и госкорпораций, банковские структуры (Внешэкономбанк, Сбербанк, Россельхозбанк, Русский хозбанк).

Основой для законодательного оформления ГЧП в Беларуси стала Директива президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и Постановление Совета Министров РБ о «Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013–2015 гг.», где закреплено положение о модернизации «инфраструктурных и социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства»[9]. Однако принятие закона о ГЧП потребует внесения изменений и дополнений в положения, регламентирующие полномочия республиканских органов государственного управления в части наделения их дополнительными функциями. Прежде всего, это касается Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», в котором необходимо установить полномочия местных органов власти по реализации проектов ГЧП. Следует также учитывать межправительственные соглашения о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций и соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства от 9 декабря 2010 г.

В состав приграничных территорий Беларуси по отношению к границам с Россией входит 17 районных административных единиц (Верхнедвинский, Россонский, Полоцкий, Городокский, Витебский, Лиозненский, Дубровенский, Горецкий, Мстиславский, Кричевский, Климовичский, Хотимский, Костюковичский, Краснопольский, Чечерский, Ветковский, Добрушский), на официальных сайтах которых размещены инвестиционные паспорта. В случае придания гибкости приграничному вектору политики, Беларусь в состоянии привлечь в рамках ГЧП инвесторов для развития местных экономик. Это обусловлено сравнительно низким уровнем арендных платежей, заявленной готовностью региональных властей адресно работать с указанной категорией юридических лиц для внедрения в производство инновационных технологий, увеличения налоговой базы и пополнения локальных бюджетов, снижения социальной напряженности ввиду появления новых рабочих мест; последовательной и жесткой борьбой с коррупцией.

В настоящее время Россия и Беларусь переживают этап становления института ГЧП, что позволяет правительствам своевременно учесть приграничную специфику реализации инвестиционных проектов на принципах ГПЧ и вывести его на наднациональный уровень. В этой связи ГЧП можно рассматривать как юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество органов (организаций) публичной власти и субъектов предпринимательской деятельности в отношении объектов, находящихся в сфере непосредственного государственного интереса и контроля, а также публичных услуг, осуществляемых государством. Данное сотрудничество предполагает объединение ресурсов и распределение рисков между партнерами, осуществляемое в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное государственное и общественное значение.

Для активизации сближения позиций в сфере реализации проектов ГЧП необходимо создать рабочую группу при Совете по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств-участников СНГ. С целью использования ГЧП как инструмента развития приграничного сотрудничества в дальнейшем следует:

 –                  предпринять шаги по унификации законодательной базы стран-участников приграничного сотрудничества. При этом привлечь к обсуждению профильные бизнес ассоциации и заинтересованные некоммерческие организации;

 –                  создать «Межрегиональное агентство по вопросам сопровождения проектов ГПЧ». Целью агентства станет создание основы для обмена опытом по реализации проектов ГЧП, содействие в выработке региональной инвестиционной политики, а также обмен опытом и знаниями в области партнерских взаимоотношений государства и бизнеса. В этой связи можно использовать опыт Европейского экспертного центра оценки проектов ГЧП (European PPP Expertise Centre – EPEC), учрежденного Европейской комиссией совместно с Европейским инвестиционным банком 16 сентября 2008 г., в который входит 35 государств-членов;

 –                  организовать международное практико-ориентированное обучение, повышение квалификации и переквалификации с области ГЧП. В Беларуси в Академии управления при Президенте Республики Беларусь уже осуществляется подготовка специалистов в рамках магистерской образовательной программы «Управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве». В Казахстане и Российской Федерации ряд учреждений образования также имеют опыт в подготовке специалистов по специальностям связанным с ГЧП, который можно использовать при разработке совместных образовательных программ для высших учебных заведений, расположенных в приграничных областях;

 –                  сформировать Международный экспертный совет по проблемам ГЧП, в состав которого войдут представители администраций приграничных областей, предпринимательского и научного сообщества, некоммерческих объединений;

 –                  создать единую электронную базу данных инвестиционных предложений и проектов ГЧП;

 –                  организовать выпуск международного печатного и электронного издания, посвященного проблематике ГЧП.

С целью первичной апробации приграничного взаимодействия в сфере ГЧП предлагается использовать еврорегион «Днепр», созданный в 2003 г. на основе Черниговской области Украины, Брянской области России и Гомельской области Беларуси для решения задач по строительству современной транспортной инфраструктуры, реализации инновационных проектов, углублению производственной кооперации, подготовке кадров. Перспективными областями реализации ГЧП в приграничье могут стать инфраструктурные, производственные (на основе создания СП с привлечением европейских инноваций и технологий), образовательные, культурно-реставрационные проекты, проекты в сфере агроэкотуризма.

Следует отметить, что предлагаемые меры соответствуют требованиям нормативно-правовой базы, касающейся межрегионального и приграничного сотрудничества. Внедрение инструмента ГЧП будет способствовать повышению эффективности использования производственной и социальной базы приграничных территорий, что соответствует сути проекта федерального закона о приграничном сотрудничестве Российской Федерации[10]. Развитие ГЧП отвечает основным направлениям приграничного сотрудничества, закрепленным в Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества России и Беларуси. Прежде всего, это осуществление инвестиционных проектов, включающее создание совместных предприятий и заключение договоров в целях привлечение инвестиций, обмена технологиями, обеспечение государственной поддержки инвесторов, создание современных организационно-правовых форм хозяйственной деятельности и предпринимательства, создание совместных предприятий по строительству, реконструкции и условий совместной эксплуатации туристско-рекреационных объектов.

Таким образом, внедрение ГЧП будет способствовать:

 –      созданию и эффективному развитию экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях и в регионах;

 –      регулированию миграционных потоков;

 –      повышению эффективности использования производственной и социальной базы приграничных территорий;

 –      привлечению инвестиций в экономику стран-участниц приграничного сотрудничества;

 –      обеспечению эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности;

 –      эффективному использованию ресурсов государственного и частного партнеров для удовлетворения социальных потребностей общества;

 –      повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых населению приграничных областей.



[1] Модельный Закон субъекта Российской Федерации «Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства» // Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentpolicy/privgovpartnerdev/doc20110222_08. – Дата доступа: 16.09.2013.

[2] Проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» // Государственная Дума Российской Федерации. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/news/273/292914/?sphrase_id=966980. – Дата доступа: 16.09.2013.

[3] Концепция проекта закона Республики Беларусь «О проектах государственно-частного партнерства в Республике Беларусь» //Министерство экономики Республики Беларусь. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/gov-priv-partnership/gov-priv-partnership-concept. – Дата доступа: 16.09.2013.

[4] Закон «О государственно-частном партнерстве» // Верховная Рада Украины. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2404-17 – Дата доступа: 25.08.2013.

[5] Закон Республики Казахстан № 167-III «О концессиях» // Информационная система «Параграф» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30062571. – Дата доступа: 25.08.2013.

[6] Государственно-частное партнерство: приоритеты и перспективы для Беларуси. / под ред. В. Н. Карянина. – Минск: Тесей, 2012. – 354 с. – С. 201–209; 219–220.

[7] Закон «Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве» // Департамент экономического развития Брянской области. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.econom.brk.ru/?p=115. – Дата доступа: 15.09.2013.

[8] Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области» от 23.12.2002 г.; Закон «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам, реализующим одобренные инвестиционные проекты Смоленской области» от 08.04.2003 г. // Администрация Смоленской области. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://admin-smolensk.ru/zakonodatelstvo/ – Дата доступа: 21.08.2013.

[9] Директива № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press107179.html. – Дата доступа: 15.09.2013; Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29 декабря 2012 г. № 1242 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=5/36745. – Дата доступа: 15.09.2013.

[10] Проект Федерального закона о приграничном сотрудничестве N 75537-4 // Департамент экономического развития Воронежской области. Официальный веб-портал [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:IbCQksTkGggJ:www.minregion.ru/upload/documents/2010/03/proekt-fz-o-prigranichnom-sotr-.doc+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=by. – Дата доступа: 15.09.2013.