Приднестровье в условиях внешнего давления: вызовы региональной безопасности

Аналитика
Cовременная Украина демонстративно игнорирует свой статус «страны-гаранта» в молдо-приднестровском урегулировании
Сегодня российские миротворцы стали последним рубежом обороны стабильности региона Сегодня российские миротворцы стали последним рубежом обороны стабильности региона

В.В. Игнатьев

За почти четверть века своей новейшей истории Приднестровье фактически постоянно находилось в условиях внешнего прессинга, испытывая разной интенсивности периоды санкций, блокад и прочих ограничительных действий со стороны своих ближайших соседей – Молдовы и Украины.

Особо показательным является тот факт, что с марта 2006 года по настоящее время Приднестровье на протяжении 9-ти лет (!) пребывает в условиях дискриминационного режима осуществления внешнеэкономической деятельности, установленного совместными действиями Кишинева и Киева. Вследствие блокады и вызванной этим остановки предприятий только в 2006 году потери ПМР составили более 450 миллионов долларов США. Лишь благодаря своевременной помощи Российской Федерации удалось предотвратить полномасштабную гуманитарную катастрофу республики. Не сложно представить масштабы экономических потерь и сопутствующих убытков, которые ежегодно несет экономика Приднестровья, а также уровень социально-экономических и гуманитарных издержек, испытываемых полумиллионным населением республики.

Между тем с весны 2014 года в связи с кризисом на Украине ситуация вокруг Приднестровья стала стремительно ухудшаться. Фактически с середины прошлого года официальный Киев применяет в отношении Тирасполя комбинированный механизм постоянно наращиваемых ограничений по всем актуальным сферам – от блокирования транспортно-инфраструктурного потенциала и внешнеэкономической деятельности до агрессивной политической риторики и обвинений в якобы военной угрозе из Приднестровья, которые сопровождаются рытьем противотанкового рва и прочими военными манипуляциями вблизи украинско-приднестровской границы. Крайне тревожным сигналом стал произошедший 31 марта 2015 года инцидент, связанный с применением украинскими пограничниками автоматического оружия против безоружных граждан Приднестровья, в результате которого тяжелое огнестрельного ранение получил житель г. Слободзея Приднестровской Молдавской Республики Руслан Чутилеу.

Реальность свидетельствует о том, что современная Украина так же, как и в период организации блокады Приднестровья в 2006 году, демонстративно игнорирует свой статус «страны-гаранта» в молдо-приднестровском урегулировании. Причем Киев не только открыто поддерживает одну из сторон конфликта, но и применяет в отношении другого участника дискриминационные меры давления, не имеющие ничего общего ни с переговорным процессом, ни с международными демократическими и гуманитарно-правовыми стандартами. Основным заложником данных действий является полумиллионное население Приднестровья, из которых почти 200 тысяч российских граждан и порядка 100 тысяч граждан Украины.

Обращает на себя внимание то, что действия Республики Молдова и Украины по оказанию комплексного давления и блокированию потенциала Приднестровья носят синхронный характер. В частности, за последние 1,5 года Кишинев не только усилил ограничительные меры в отношении приднестровских предприятий, постоянно ужесточая условия и выдвигая новые дискриминационные требования[1], но и активизировал механизм политически мотивированного уголовного преследования представителей органов власти Приднестровья, лавинообразно возбуждая уголовные дела в отношении приднестровских предпринимателей.

В складывающейся ситуации особое беспокойство вызывает тот факт, что скоординированные деструктивные действия Молдовы и Украины самым непосредственным образом подрывают основы региональной стабильности, обеспечивающие мир и безопасность на протяжении почти четвертьвекового периода урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Стержневым элементом системы безопасности является действующая с июля 1992 года трехсторонняя миротворческая операция на Днестре, которая способствовала полному прекращению огня и не допустила разрастания конфликта.

Факты свидетельствуют о том, что на протяжении многих лет против действующей под эгидой России миротворческой операции ведется планомерная «необъявленная» война Молдовы и ее западных союзников (США и ЕС), целью которой является дискредитация миротворческого механизма, последующий слом действующего формата операции и навязывание псевдо-альтернативных форм в виде мониторинговых полицейских миссий с участием стран запада.

Между тем на текущем этапе к процессам политической «эрозии» миротворческой миссии на Днестре весьма активно подключился официальный Киев. Широкий резонанс вызвало озвученное в марте текущего года заявление президента Петра Порошенко о том, что Украина выступает за «размораживание» приднестровского конфликта и «реинтеграцию» Приднестровья в состав Молдовы[2].

Широкий резонанс вызвало решение Верховной Рады Украины, которая 21 мая 2015 г. расторгла сразу пять соглашений с правительством РФ в военной сфере. Одним из них является соглашение с РФ от 25 ноября 1995 г. о транзите через украинскую территорию российских военных, которые обеспечивают деятельность Оперативной группы российских войск в Приднестровье, включая функционирование миротворческого контингента РФ и охрану складов боеприпасов в приднестровском селе Колбасна. Примечательно, что данное Соглашение не функционирует еще с марта 2014 года, когда Украина ввела ограничения в отношении следующего через приднестровско-украинскую границу транзита грузов, в том числе вещевого довольствия, предназначенного для российских миротворцев. С того же времени Киев ограничил свободу передвижения всех граждан РФ мужского пола в возрасте от 16-ти до 60-ти лет, следующих в Приднестровье или из него. Таким образом, денонсация упомянутого Соглашения направлена на блокирование и поэтапное разрушение формата миротворческой операции. В связи с этим уместно напомнить об аналогичных действиях Молдовы по ограничению передвижения российских военнослужащих-миротворцев, следующих в Приднестровье через аэропорт г. Кишинева, выразившихся в многочисленных фактах их депортации из РМ.

Таким образом, при вступлении в силу решения, принятого Верховной Радой, Оперативная группа российских войск и миротворческий контингента РФ окажется в тотальной блокаде. Координатор управления генеральных инспекторов Минобороны РФ Юрий Якубов расценивает запрет транзита российских грузов в Приднестровье как фактор, который может привести к эскалации обстановки. Российский генерал отметил, что «сейчас, когда Украина прервала все соглашения с Россией в сфере военно-технического сотрудничества, включая транзит грузов через украинскую территорию, министерству обороны ничего не остается, как обеспечивать всем необходимым российские формирования по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации. Оставить миротворцев на голодном пайке мы не позволим»[3].

Таким образом, очевидно, что ежедневно усиливающееся внешнее блокадное окружение Приднестровской Молдавской Республики носит системный целенаправленный характер и охватывает все жизненно значимые сферы, включая область безопасности, создавая тем самым актуальные вызовы и угрозы интересам не только Приднестровья, но и Российской Федерации. Подтверждением серьезности данной проблемы служит недавнее заявление Командующего войсками Западного военного округа РФ генерал-полковника Анатолия Сидорова, который охарактеризовал ситуацию как фактический политический и экономический шантаж руководства Молдовы в отношении Приднестровья[4].

Как известно, официальный Кишинев на различных международных площадках регулярно заявляет о необходимости скорейшей замены проводимой под эгидой России миротворческой операции на Днестре на некую «гражданскую миссию наблюдателей». При этом Молдова систематически организует провокации с участием представителей полиции и других своих силовых структур в Зоне безопасности, находящейся под контролем Совместных миротворческих сил, с очевидной целью дискредитации их деятельности. К примеру, за прошлый год зафиксировано порядка 30-ти конфликтных ситуаций в Зоне безопасности, восемь из которых потенциально могли привести к резкому обострению обстановки и выходу ситуации из-под контроля[5].

Дополнительную остроту ситуации придает факт нелегитимного присутствия правоохранительных структур Республики Молдова, дислоцированных в Районе с повышенным режимом безопасности (городе Бендеры) в нарушение договоренностей, регламентирующих взаимодействие сторон в Зоне безопасности. В частности, на текущий момент в Бендерах действуют: т.н. «инспекторат полиции муниципия Бендер», Управление транспортной полиции РМ, два пенитенциарных учреждения РМ (включая туберкулезную тюрьму), отдел документирования граждан, батальон патрульно-постовой службы, суд, а также судебные приставы и прокурорские работники, формируются и иные силовые подразделения с неясными задачами. Таким образом, общая численность сотрудников силовых ведомств Молдовы в Бендерах может достигать 500-600 человек, из которых лишь нахождение 100 сотрудников полиции РМ (членов Объединенной оперативно-следственной группы) базируется на взаимном соглашении[6].

Обращает на себя внимание и тот факт, что на протяжении двух последних лет Молдова отказывается от проведения плановых совместных учений по проверке состояния боевой готовности сил и средств миротворческих сил.

Более того, уже почти целый год (с 26 июня 2014 г. и до настоящего времени) молдавские представители в руководящем органе операции – Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК) – блокируют ее полноценную работу, отказываясь в нарушение Регламента ОКК от принятия решений в рамках рабочей повестки. Именно по этой причине не осуществляется системное рассмотрение и принятие решений ОКК по еженедельным докладам военных наблюдателей об обстановке в Зоне безопасности. В силу этого отсутствует возможность оперативно решать вопросы, связанные с проведением операции по поддержанию мира.

В связи с этим необходимо отметить, что дестабилизация обстановки на Днестре происходит на фоне беспрецедентной активизации в Молдове США и блока НАТО, поступательного наращивания военного потенциала и перевооружения национальной армии РМ, активизации программ подготовки военных кадров, регулярного проведения совместных со странами-членами НАТО учений в непосредственной близости от Зоны безопасности.

Военнослужащие армии Молдовы также регулярно участвуют в миротворческой операции в Косово (KFOR), которая проходит под эгидой НАТО. Примечательно, что в сентябре 2014 г. комиссия по внешним связям Сената США единогласно одобрила «Акт поддержки свободы в Украине», согласно которому Молдове, Украине и Грузии предоставлен статус основного союзника США вне НАТО. 22 августа 2014 г. вступил в силу новый Индивидуальный план партнерства РМ-НАТО, рассчитанный на 2014-2016 годы. Молдова также присоединилась к инициативам НАТО «Платформа взаимодействия» и «Инициатива по укреплению обороноспособности», которые были запущены на саммите НАТО в сентябре прошлого года в Уэльсе. В текущем году в Кишиневе будет открыт Офис связи НАТО, причем в Молдове с 2007 года действует Центр информирования и документирования Североатлантического альянса.

Характерно, что в марте текущего года в ходе встречи премьер-министра РМ Кирилла Габурича с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом была достигнута договоренность об углублении сотрудничества Молдовы с НАТО в сфере обеспечения национальной безопасности[7]. В частности, ведется разработка новой Стратегии национальной безопасности Молдовы. Весьма показательным является и тот факт, что 1-4 июня 2015 г. в Кишиневе впервые пройдет заседание Комитета НАТО, в котором примут участие 28 политических советников государств-членов Альянса[8].

В марте текущего года в интервью радио «Свобода» министр обороны Молдовы Виорел Чиботару заявил, что в стране приняты меры по повышению боевой готовности вооруженных сил по программе, поддержанной НАТО. По его словам, республика должна готовиться к угрозе «гибридной» войны, которая была применена Россией для захвата частей территории Украины[9]. Весьма откровенно высказался и президент Молдовы Николае Тимофти, считающий ошибкой нейтральный статус своей страны, которую необходимо исправить, внеся изменение в Конституцию, а затем – вступить в НАТО[10].

В данном контексте стоит особо подчеркнуть, что молдавская сторона и ее партнеры из блока НАТО отнюдь не ограничиваются декларативными заявлениями, целенаправленно нагнетая напряжение в военно-политической области. В этом смысле крайне тревожной и весьма показательной является ситуация, когда на одном из этапов учений армии РМ и национальной гвардии США 26 марта 2015 г. военные, включая бронетехнику, вторглись в пределы Центрального участка Зоны безопасности, в районе пересечения трассы «М-14» и дороги Балабанешты-Чимишены (квадрат – 1262). Стоит отметить, что Зона безопасности определена в соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования от 21 июля 1992 года и прямую ответственность за отсутствие в ней неконтролируемых вооруженных формирований несут трехсторонние миротворческие силы[11]. Очевидно, что молдавские военные имеют необходимую картографическую информацию и хорошо осведомлены о границах зоны контроля миротворческой операции. В таких условиях сложно расценить данный инцидент иначе, как вызов миротворческому процессу на Днестре и демонстративное игнорирование молдавской стороной статуса Зоны безопасности.

Таким образом, расширение практического сотрудничества РМ с НАТО и связанные с этим процессом скоординированные действия Молдовы и Украины по блокированию потенциала миротворческой операции на Днестре и слому ее формата являются крайне актуальным фактором эскалации напряженности, который уже в ближайшей перспективе способен привести к существенному силовому дисбалансу в Причерноморье в пользу Североатлантического альянса.

В данной критической с точки зрения интересов безопасности ситуации чрезвычайно остро востребованы практические меры общественного, научного-экспертного и информационного характера, направленные на эффективное противодействие агрессивному деструктивному влиянию и обеспечение дополнительной формы защиты миротворческой операции. Представляется, что использование инструментов публичной дипломатии и медиа-коммуникационных ресурсов для системной поддержки миротворческой миссии на Днестре является востребованным и эффективным практическим инструментом, который в сочетании с усилиями России и Приднестровья на международно-политическом уровне способен сохранить региональную стабильность и безопасность.

К числу таких действий можно отнести следующие мероприятия:

  • Создание положительного общественно-информационного фона и активное взаимодействие с международным научно-экспертным сообществом из стран ближнего и дальнего зарубежья в части популяризации и продвижения накопленного положительного опыта миротворчества под эгидой России.
  • Организация системной деятельности по экспертно-информационному обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов жителей Приднестровья (с акцентом на российских гражданах и соотечественниках), подвергающихся опасности вследствие нелегитимных односторонних действий силовых структур Республики Молдова в Зоне безопасности.
  • Проведение международных, региональных и двухсторонних мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, совещаний, «круглых столов», брифингов и презентаций) с участием российских и зарубежных официальных лиц, военных специалистов, ученых, общественных деятелей, представителей СМИ, экспертов по проблематике мира и безопасности как в самом Приднестровье, так в России и на зарубежных площадках.

В данном контексте позиции Приднестровья и Российской Федерации совпадают и заключаются в принципиальной необходимости сохранения доказавшего за 23 года свою эффективность миротворческого механизма на Днестре до момента окончательного и всеобъемлющего урегулирования конфликта исключительно мирными политическими средствами.


[1] Нина Штански: «Молдова вводит новые правила для приднестровских предприятий» // Официальный сайт МИД ПМР. 2015. 8 мая. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Lyk (дата обращения 14.05.2014).

[2] Порошенко выступил за возврат Приднестровья в состав Молдовы // Журнал «Фокус»: интернет-сайт. 2015. 17 марта. URL: http://focus.ua/country/326634/ (дата обращения 14.05.2014).

[3] Минобороны пообещало снабжать миротворцев в Приднестровье по воздуху // «LENTA.RU». 2015. 22 мая.

URL: http://lenta.ru/news/2015/05/22/airlift/ (дата обращения 22.05.2014).

[4] ЗВО: действия Молдавии затруднили снабжение ВС России в Приднестровье // РИА Новости: интернет-сайт. 2015. 24 апреля. URL: http://ria.ru/defense_safety/20150424/1060651042.html (дата обращения 14.05.2014).

[5] Угроза миру на Днестре / Александр Александров // «Красная звезда»: интернет-сайт. 2015. 26 января. URL: http://www.redstar.ru/index.php/daty/item/21289-ugroza-miru-na-dnestre (дата обращения 14.05.2014).

[6] Разъяснения Комитета государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики // Официальный сайт КГБ ПМР. 2014. 28 января. URL: http://www.kgb-pmr.com/news/271 (дата обращения 14.05.2015).

[7] Молдова и НАТО договорились об углублении партнерства // «Цензор.НЕТ»: интернет-сайт. 2015. 20 марта. URL: http://censor.net.ua/n329381 (дата обращения 14.05.2014).

[8] В Кишиневе проведут заседание комитета НАТО // Информационный портал «NOI.MD»: интернет-сайт. 2015. 30 апреля. URL: http://www.noi.md/ru/news_id/60354#close (дата обращения 14.05.2014).

[9] Виорел Чиботару: войска Молдовы готовятся к гибридной войне // Информационный портал «MOLDOVAinform»: интернет-сайт. 2015. 20 марта. URL: http://moldovainform.md/ru/news/20150320/24199.html (дата обращения 14.05.2014).

[10] Молдавия может остаться без нейтралитета и суверенитета / Светлана Гамова // «Независимая газета»: интернет-сайт. 2015. 6 апреля. URL: http://www.ng.ru/cis/2015-04-06/7_moldavia.html (дата обращения 14.05.2014).

[11] Справочно: Зона Безопасности обладает протяженностью 225 км. и шириной 12-20 км. разделена на 3 участка: Северный, Центральный и Южный (самые крупные – Северный и Южный участки, протяженностью 85 и 80 км.). Зона Безопасности преимущественно охватывает территорию Приднестровской Молдавской Республики (~60% площади), незначительную часть территории Республики Молдова (~ 5% площади), оставшаяся часть охватывает реку Днестр.

ПМР Украина война