О возможном реформировании избирательной системы Великобритании

Аналитика
На 5 мая 2011г. в Великобритании намечено проведение всенародного референдума, в ходе которого британские граждане должны высказать свое мнение относительно возможности перехода страны на новую избирательную систему. На смену действующей мажоритарной системе планируется ввести альтернативное голосование.

Л.К. Мамедова

старший научный сотрудник отдела евроатлантических исследований

На 5 мая 2011г. в Великобритании намечено проведение всенародного референдума, в ходе которого британские граждане должны высказать свое мнение относительно возможности перехода страны на новую избирательную систему. На смену действующей мажоритарной системе планируется ввести альтернативное голосование.




Впервые идею реформирования механизма выборов в нижнюю палату британского парламента предложил бывший лейбористский премьер-министр Г.Браун. В перечень его предложений помимо внедрения альтернативной избирательной системы также был включен проект по реформированию Палаты лордов – верхней палаты парламента, путем упразднения института пэров. Либерал–демократы, которые в мае 2010г. вошли в состав нового коалиционного правительства, договорились с представителями консервативной партии о необходимости решительных действий по внедрению альтернативной избирательной системы.


В современной мировой практике альтернативная избирательная система на общенациональном уровне используется только в трех странах – Австралии, Фиджи и Папуа Новая Гвинея, но при этом она довольно широко распространена в различных государствах при проведении выборов ниже уровнем, например, в комиссии, в партии. В целом модель голосования при этой системе выглядит не сложно: избиратель в предложенном ему списке кандидатов создает персональный рейтинг, выставляя «отметки» в соответствии с собственными предпочтениями. По итогам учитываются результаты для всех участников выборов, что и является коренным отличием от мажоритарной системы, которая сконцентрирована, сугубо, на кандидате, который получил большинство голосов. Это обстоятельство делает подсчет голосов после выборов по альтернативной системе сложнее, чем по мажоритарной, и затягивает во времени объявление окончательных результатов.


По сути, отказ от мажоритарной системы в Великобритании даст возможность другим партиям, помимо многолетних фаворитов – консерваторов и лейбористов, управлять страной. Речь, прежде всего, идет о либ-демах, которые на протяжении многих лет составляют политическую конкуренцию консерваторам и лейбористам, но до недавнего времени не имели шансов принять участие в распределении властных полномочий. Логично, что Н.Клегг, лидер либерально-демократической партии, активно агитирует население страны проголосовать за альтернативную систему. Но вряд ли можно говорить, что альтернативное голосование – принципиальный выбор либ-демов, скорее, - это «плохой компромисс», как заявил Н.Клегг в мае 2010г., между существующей мажоритарной системой и предпочтительной – пропорциональной. Кстати, некоторые наблюдатели справедливо отмечают, что этот «компромисс» может дорого стоить либ-демам, поскольку в случае принятия альтернативной системы за основную, дальнейшие внутриполитические дискуссии о реформировании избирательных правил будут сведены к нулю.


По последним данным социологического опроса, проведенного британским агентством YouGov 1 апреля 2011г., 40% респондентов готовы проголосовать за новую избирательную систему, в то время, как 37% опрошенных высказались за сохранение существующих правил подсчета голосов избирателей. Как видно, количественный разрыв между сторонниками обеих систем невелик, не превышает значение статистической погрешности.


До намеченной даты референдума осталось меньше месяца – эта тема, безусловно, занимает центральное место в общественно-политической дискуссии в Великобритании. Британские политики и эксперты активно обсуждают вероятные негативные последствия модернизации национальной избирательной системы путем перехода к альтернативному голосованию.


Комментаторы выделяют несколько серьезных недостатков этой избирательной системы. Прежде всего, серьезные опасения вызывает перспектива выдвижения на партийно-политическую передовую представителей партий экстремистского толка. Последние несколько лет британские наблюдатели фиксируют неблагоприятную тенденцию. На фоне роста политического абсентеизма, падения уровня популярности политических лидеров – консерваторов и лейбористов, увеличивается политический вес третьих партий и, не в последнюю очередь, Британской националистической партии (БНП). До сих пор эффект протестного голосования британских избирателей был минимален, поскольку механизмы мажоритарной избирательной системы купируют его. Существует риск того, что в новых условиях БНП будет конкурировать с крупными партиями за голоса избирателей, и что для создания коалиционных правительств традиционные политические лидеры будут вынуждены бороться за союз с ней. Эксперты предсказывают, что альтернативная система, которая существенно минимизирует шансы на победу одной партии, провоцирует формирование коалиционных правительств, что, в свою очередь, неминуемо влечет за собой активизацию во внутриполитической жизни членов БНП.


Много вопросов вызывает у британских комментаторов и тема своевременности выбранной даты проведения референдума. Во-первых, у некоторой части британских избирателей голосование за альтернативную избирательную систему воспринимается как прямая поддержка либ-демов. При том, что на ту же дату намечены выборы в парламенты Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, а также в органы местного самоуправления в Англии. Однако некоторые члены консервативной партии рассматривают это совпадение по времени как удачное стечение обстоятельств. Кстати, внутри консервативной партии по вопросу введения альтернативной системы голосования наметились серьезные разногласия. Д.Кэмерон, заключив эту договоренность с партнерами по коалиции, навлек на себя критику своих соратников, которые видят в его стремлении к модернизации страны и реформировании избирательной системы не только противоречие интересам партии, но и возможный вред демократическим традициям Великобритании.


Лейбористы, хотя и стали первыми, кто предложил эту идею, не отличаются единодушием в оценках последствий введения новой избирательной системы. Например, в отличие от лидера партии, Э.Милибанда, лорд Рид, в прошлом министр внутренних дел в лейбористском правительстве страны, назвал выборы с использованием альтернативной системы подсчета голосов «непрозрачными, нечестными и дорогостоящими».


Похоже, что определение, данное высокопоставленным членом лейбористской партии этой системе, применимо и непосредственно к референдуму. Так, по информации, опубликованной британской газетой The Telegraph 9 апреля 2011г., проведение референдума обойдется британским налогоплательщикам около 80 млн.ф.ст., причем на долю только лондонцев придется сумма в размере 11 млн.ф.ст. Как представляется, всенародное голосование будет дорогостоящим мероприятием, которое станет дополнительной финансовой нагрузкой на государственный бюджет страны, испытывающий существенный дефицит средств. Правда, некоторые британские комментаторы говорят о том, что правительство страны в определенном смысле использует это мероприятие как отвлекающий маневр от текущих внутренних проблем. В стране сформированы два общественно-политических движения, приверженцы которых агитируют за внедрение новой избирательной системы или против нее. По замечанию обозревателя газеты The Daily Mail, члены британского кабинета министров не активно участвуют в публичных дебатах по вопросу референдума, ограничиваясь редкими комментариями. Эту роль взяли на себя представители британского шоу-бизнеса и медийного пространства, которые в национальных СМИ спорят между собой по многим вопросам внутриполитической повестки дня, в том числе и по альтернативной системе голосования. Автор статьи с сожалением признает, что высокая политическая активность людей, далеких от политики, способна навредить британскому государству, поскольку сигнализирует о том, что руководство страны косвенно поддерживает такие формы политической активности.


Возможный общественно-политический эффект от референдума, независимо от его результатов, будет ощутим, прежде всего, для правящих партий. В случае победы сторонников альтернативной системы голосования консерваторы подвергнут критике своего лидера Д.Кэмерона, за излишнюю уступчивость либ-демам. В противоположном случае – это обострит межпартийные разногласия и заставит членов либерально-демократической партии усомнится в целесообразности и дальше соглашаться с жесткой социальной политикой своих партнеров по коалиции - консерваторов. Но, пожалуй, как написал журналист газеты The Guardian 11 апреля 2011г., «не менее важно и то, что британское руководство, не желая брать на себя ответственность за еще один серьезный внутриполитический шаг, перекладывает ее на граждан страны, оборачивая оружием против них инструмент их демократического волеизъявления». А, как уже упоминалось ранее, проведение реформы избирательной системы – это результат компромисса, достигнутого между партнерами по коалиции.