К чему ведут ядерные амбиции Северной Кореи

Аналитика
КНДР  в дальнейшем может  решиться на такие шаги, как  новые испытания ядерных взрывных устройств

Проведенное 12 февраля 2013 г.  в Северной Корее испытание ядерного заряда наглядно продемонстрировало, что военно-политическое руководство этой страны всерьёз рассматривает обладание ядерным оружием в качестве главной гарантии обеспечения национальной безопасности. Нельзя исключать, что КНДР  в дальнейшем может  решиться на такие шаги, как  новые испытания ядерных взрывных устройств или запуски баллистических ракет, приурочив их, скажем, к 65-й годовщине образования страны (июль 2013 г.) или 60-летия заключения перемирия с Южной Кореей (сентябрь 2013 г.). Тем более, что ранее Ким Чен Ын заявлял о намерении продолжить ракетно-ядерную программу, опираясь на «конституционное право» и выходе страны из Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Иными словами, сделав ставку на возможность использования ядерного оружия в качестве инструмента «сдерживания», Пхеньян по сути встал на путь возрождения обстановки «холодной войны» на нестабильном Корейском полуострове.
Как и следовало ожидать, проведенное испытание способствовало росту конфликтного потенциала в Северо-Восточной Азии. В частности, президент США Б. Обама  подчеркнул намерение активизировать усилия по созданию системы  противоракетной обороны  и решимость «принять все необходимые мер по защите США и их союзников». Готовность наращивать свой военный потенциал демонстрирует и Республика Корея, заявившая о намерении усовершенствовать свои баллистические ракеты,  крылатые ракеты морского базирования и создать собственную систему ПРО. Острую реакцию прошедшие испытания вызвали  и в Японии, премьер-министр которой С.Абэ вновь подчеркнул необходимость пересмотра 9-ой статьи японской Конституции в интересах повышения обороноспособности страны. Складывающаяся ситуация чревата полномасштабным включением в региональную «гонку вооружений» и Пекина.
Положение осложняется еще и тем, что в Северо-Восточной Азии отсутствует эффективный механизм регионального сотрудничества и  межгосударственного диалога. В условиях затяжного кризиса  режима нераспространения ядерного оружия это настоятельно требует поиска альтернативных путей выхода из сложившейся ситуации.
В настоящий момент  Совет Безопасности ООН разрабатывает проект очередной резолюции по поводу сложившейся ситуации и  можно ожидать включения в неё  «жестких» санкций в адрес КНДР. Однако следует помнить, что принимавшиеся до сих пор решения, предусматривавшие  «затягивание гаек» в отношении КНДР, так и не привели к позитивным результатам.
Таким образом, действия Пхеньяна поставили мировое сообщество  перед трудным выбором. С одной стороны, необходимо возвести надежный  заслон на пути любых действий, чреватых дальнейшим распространением ядерного оружия. С другой, задача  поддержания международного мира и стабильности в таком сложном и взрывоопасном районе, как Корейский полуостров, требует сохранения  хрупкого  равновесия, достигнутого здесь ценой огромных усилий.
Один из возможных вариантов выхода из создавшегося тупика видится в предоставлении КНДР юридически закрепленных гарантий безопасности в обмен на отказ от ракетно-ядерной программы или, как минимум, на введение Пхеньяном моратория на проведение испытаний ядерного оружия и запуски ракет в военных целях. Как представляется, с подобной инициативой вполне могла бы выступить Россия, тем более, что российский министр иностранных дел С.В.Лавров уже предложил вариант по возвращению КНДР в ДНЯО с последующим международным содействием стране в развитии атомной энергетики и программы по освоению космического пространства.