Учёные из 16 стран обсуждали проблемы современности на афонской конференции в Белграде

Новости
В столице Сербии прошла третья международная конференция, посвящённая Святой горе Афон. Первые две проходили в Зальцбурге и Веймаре в 2011 и 2012 годах. Нынешняя конференция «Афон – уникальное духовное и культурное достояние человечества» была инициирована мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций». Конференция в Белграде проходила при поддержке сербской организации «Друзья Афона». Задачи конференции были не только академическими, но и общественно-политическими.

Конференция начала свою работу в православный праздник Святой Троицы, 23 июня, в Белграде. Для участия в ней приехали 136 представителей церкви, учёных, религиозных и общественных деятелей, журналистов из 16 стран. РИСИ на конференции представляла сотрудник Центра гуманитарных исследований Владислава Филянова.

Сербия была избрана местом проведения конференции в связи с празднованием христианами 1700-летия подписания Миланского эдикта римским императором Константином Великим, который происходил из города Ниш на территории нынешней Сербии.

Участников приветствовал Сербский патриарх Ириней. Он отметил особую роль Афона в судьбе сербского народа (династия Неманичей была не только создателем первой сербской державы, но и поместной сербской церкви и монастыря Хиландар на Афоне). Патриарх Ириней назвал Афон «даром Господа всему христианскому миру» и призвал восстанавливать и поддерживать эту святыню, ограждая её от нападок. В зачитанном приветствии митрополита Илариона Волоколамского было сказано, что «Святая гора – ключ для будущего Европы».

Представители сербской организации «Друзья Афона» также отметили, что задача их организации и конференции – защитить духовное достояние христианства для будущего, поскольку «в современности традиционные ценности, которые Афон представляет и Афон защищает, подвержены великим  искушениям».

Пожалуй, к этой оправданной тревоге о будущем традиционных ценностей и о будущем Афона, который находится на территории Европейского союза, сводилась злободневная политическая составляющая конференции. Представитель РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк отметил, что «на Афон с завистью смотрят соседи ближние и дальние в условиях жажды бездуховной, поскольку на Афоне пустыня превращается в сад».

photo  

На конференции Святая Гора была выбрана темой и точкой единения нравственно и моральных здоровых сил для борьбы с наступлением секулярных отклонений и агрессивного меньшинства, которое в условиях либерализма активно навязывает свой новый взгляд на человека и общество. С одной стороны Афон – это знамя в борьбе за истинный взгляд на человека и мир, а с другой – бесценное сокровище христианского мира, которое нужно защитить, зерно всей византийской и православной цивилизации, великое наследство Второго Рима.

Но нельзя сказать, что сама по себе проблема Афона не имеет «острых углов», возникших из-за того, что в ХХ веке политика резко вторглась в жизнь христианства. Можно перечислить лишь некоторые: уменьшающееся в современности число славян на Афоне, пересмотр в конфликтных тонах истории  присутствия России на Афоне в ХIХ – начале ХХ века, проблема территориального перехода многонациональной Святой Горы к Греции после Балканских войн, участие Великобритании и США в жизни греческих патриархатов, связанных с Афоном, медленно ползущая на Афон с 1960-х годов тенденция модернизации.

Рабочие сессии конференции были посвящены богословскому опыту Афона, аскетизму и экологии, афонской роли в укреплении единства восточного христианства. В конференции участвовали известные историки и философы. Рассказывалось о тех угрозах, которым Афон уже подвергался во время немецкой оккупации. Монахи тогда столкнулись с намерением нацистов вывезти ценности и рукописи со Святой Горы, разрушить традиционный уклад жизни монастырей, заручиться политической поддержкой в борьбе с Москвой и против избранного в тот период патриарха Сергия и т.д.

photoОбсуждались искусствоведческие проблемы, звучали политические выступления. В частности, на одной из секций подчеркивалось, что Россия в очередной раз осталась единственной православной державой, которая имеет оружие и возможность оборонять свою территорию, тогда как все остальные православные государства вошли или стремятся войти в состав разнообразных военных и государственных блоков. Вспомним, что такое исключительное положение Россия имеет не в первый раз – во времена существования Османской империи Россия была единственной независимой державой и православной монархией.

Внимание западных исследователей и представителей Католической церкви на конференции было сосредоточено на истории латинского монастыря (Амальфион), который существовал 300 лет на Афоне – с ХI по ХIII век, опыте Лавры Афанасия Афонского, проблеме каталогизации афонских письменных источников и истории перевода греческих отцов на латинский язык афонскими монахами.

Исследователи экологической проблематики пришли к выводу, что выход из экологического кризиса не может быть лишь «технологическим». Образец такого выхода демонстрирует Афон, насельники которого тысячу лет живут в гармонии с природой – «любые инициативы по спасению планеты должны сочетаться со смирением, аскезой, восхождением к Высшему».

В целом участники третьей афонской конференции вновь подтвердили свое убеждение, что сегодня Афон - не только сокровищница христианского мира, но и образец духовного, социального, политического, экономического и экологического устройства.

Признавая великую роль Афона для всех православных народов, отдельно хотелось сказать о роли Святой Горы для жизни России. Она географически дальше от Афона, чем другие страны. Но именно с Россией  его связывают имена и духовные школы Антония Киево-Печерского (жил по преданию близ монастыря Эсфигмен и создал в Киеве первый пещерный монастырь – Киево-Печерскую лавру), Нила Сорского (перенял и принёс в Россию опыт афонских скитов), преподобного Максима Грека, Паисия Величковского (жил в монастыре Симонопетра) и т.д. Всегда Афон был бесспорной святыней, манящим и вдохновляющим идеалом как для русских иноков, так и для мирян.

Очевидно, что и для современной России – одного из признанных центров православного мира – Святая Гора имеет особенно большое значение. Об этом свидетельствуют частые визиты на Гору главы российского государства, наличия афонских духовников у некоторых представителей российского бизнеса, массового и сердечного отклика миллионов людей из России, Украины и Белоруссии на акцию принесения Пояса Пресвятой Богородицы из Монастыря Ватопед в 2011 году.

В России существует множество НПО, провозглашаюших своей миссией укрепление связей с Афоном. Очевидно, что российские учёные как минимум должны возродить традиции изучения афонского наследия, прерванные в ХХ веке. Потому можно только приветствовать инициативу проведения ежегодной международной афонской конференции под эгидой России и надеяться на создание в Москве  специального научного центра по изучению Афона.