Семинар РИСИ 'Осетия под ударом?'

Новости

7 декабря в РИСИ состоялось очередное заседание постоянно действующего научного семинара «Россия и ближнее зарубежье: актуальные проблемы развития и взаимодействия», в этот раз носившего название «Осетия под ударом?». Основные докладчики - начальник сектора кавказских исследований Яна Амелина, выступившая с сообщением «Уроки президентской кампании в Республике Южная Осетия и перспективы развития осетинской государственности», и сотрудник сектора Артур Атаев, рассказавший  о деструктивных процессах в Республике Северная Осетия-Алания - высказали убеждение, что ситуацию в Осетии нужно рассматривать в комплексе.

 

Осетия занимает особое положение как на Северном Кавказе, так и в Российской Федерации в целом. Северная ее часть традиционно рассматривается (и действительно является) православным форпостом России на Кавказе, своеобразным «гвоздем», удерживающим этот регион в составе РФ. Южная часть  Осетии – уникальный пример построения государственности и признания ее мировым сообществом, достигнутый совсем небольшой – примерно десятой – частью народа. В последнее время заметно резкое и, что немаловажно, синхронное обострение ситуации в Осетии по обе стороны Главного кавказского хребта. На Юге Осетии наблюдается тяжелейший политический кризис, связанный с президентскими выборами, на Севере – заметное осложнение, особенно в последние месяцы, религиозной ситуации, характеризующейся ростом исламистских и неоязыческих проявлений вкупе с попытками ослабления позиций православной церкви, что также имеет очевидную политическую и геополитическую подоплеку.

 

Признание недействительными результатов второго тура президентских выборов в  Южной Осетии, прошедшего 27 ноября, и объявление парламентом РЮО новых выборов, ввергли республику в затяжной политический кризис, который может оказать роковое воздействие на дальнейшее развитие осетинской государственности. Эти решения привели к дальнейшему падению авторитета республиканской власти и резкому усилению появившихся в преддверие первого тура антироссийских настроений, отметила Яна Амелина. Население Южной Осетии полагает, что отмена результатов выборов произошла под давлением или по прямому указанию Москвы, намеренной любой ценой «продавить» своего кандидата вопреки мнению избирателей. 

 

По итогам голосования т.н. «кандидат Москвы», министр ЧС Анатолий Бибилов набрал всего 40% против 57%, полученных оппозиционером, бывшим министром образования Аллой Джиоевой (в абсолютных цифрах разница составила около 5 тысяч голосов избирателей). Эти результаты подтвердили выводы РИСИ о невозможности избрания Бибилова при условии честных выборов даже при максимальном использовании им административного ресурса.

 

Отмена результатов выборов воспринимается как очевидно неправосудная большинством населения РЮО, включая не только сторонников  Джиоевой, но и немалую часть голосовавших за Бибилова, а также тех, кто вообще не участвовал в выборах. Люди называют  происходящее «беспределом». Протестуя против откровенного игнорирования воли избирателей, жители Южной Осетии, включая тех, кто ранее практически не интересовался политикой, активно участвуют в массовых акциях, проходящих в рамках закона. Общество, вне зависимости от того, кто какого кандидата поддерживал, объединилось на волне противостояния нынешней власти.

 

В свою очередь, она (в лице президента Кокойты) фактически объясняет решение ВС РЮО противодействием «преступной группировке, которая, пытаясь закамуфлировать свои действия под политическую партию, хочет вернуться к власти». Речь идет о группе тренера сборной РФ по вольной борьбе Дзамболата Тедеева, не зарегистрированного ЦИК из-за отсутствия десятилетнего ценза оседлости и  поддержавшего затем  Джиоеву. Действительно, лишь малая часть югоосетинских избирателей хотела бы прихода к власти людей Тедеева. Голосование за Джиоеву мотивировалось в первую очередь протестными настроениями, обоснованными катастрофической ситуацией в сфере восстановления разрушенного войной 2008 года народного хозяйства и жилищного фонда. Ответственность за это возлагается избирателями на республиканские власти и лично президента Кокойты, оказавшегося не способным к адекватному управлению государством в условиях мирного времени, хотя немалую ее долю несут кураторы Южной Осетии в Москве. Отмена результатов выборов объясняется желанием главы государства любой ценой продлить свое пребывание у власти (согласно законодательству, Кокойты не имел права баллотироваться на третий срок).

 

Происшедшее, полагает Яна Амелина, серьезно осложнило российско-осетинские настроения. Беспрецедентное давление Москвы, осуществлявшееся на протяжении всей президентской кампании (включая угрозы и прямой запрет баллотироваться некоторым кандидатам, способным составить конкуренцию Бибилову), породило у значительной части жителей республики чувства растерянности, апатии и неприятия подобного поведения стратегического союзника. Можно уверенно прогнозировать общее ухудшение отношения к России и разочарования в пророссийской ориентации, что особенно заметно в молодежной среде. Пример выборов в Абхазии в 2004 году свидетельствует, что подобные настроения способны в короткий срок привести к качественному изменению как градуса российско-осетинских отношений, так и внутри- и внешнеполитической обстановки вокруг РЮО в негативную сторону. К сожалению, «Москва», несмотря на неоднократные предупреждения аналитиков, повторила практически все ошибки того периода. Главная опасность подобного  развития событий заключается в  уже наблюдающемся изменении отношения жителей Южной Осетии к России и высокой вероятности перехода протестных настроений в силовые формы, что нанесет огромный ущерб как югоосетинскому обществу, так и авторитету РЮО и России на международной арене.

 

Отмена результатов выборов также выбивает почву из-под пропагандистских (ранее в целом обоснованых) тезисов о развитой демократии в РЮО, способности республики к осуществлению демократических процедур и перспективах  осетинской государственности в целом. Последний фактор остро осознается населением Южной Осетии. По словам избирателей, придерживающихся различных политических взглядов, им стыдно за происходящее и за «то, что делают с нашей страной».

 

При этом, заметила Амелина, можно уверенно говорить о том, что аналитическое обеспечение российской внешней политики на югоосетинском направлении оказалось на вполне достойном уровне. В Москве обладают полной информацией о развитии ситуации в Южной Осетии, причем приходит она одновременно по различным каналам. С другой стороны, наблюдается явный провал в кадрово-организационной сфере. Ряд лиц, принимающих решения, не сумел адекватно оценить имеющуюся информацию и сделать необходимые выводы. Печально, что они продолжают упорствовать в своем нежелании признать реальность.

 

Исправить положение можно только признанием выбора осетинского народа, а в дальнейшем - прозрачностью и гласностью в распределении в Южной Осетии российских финансовых средств, убеждена Яна Амелина. Что касается перспектив осетинской государственности, то, с одной стороны, президентские выборы продемонстрировали, что внешняя угроза возможна не только со стороны Грузии и Запада, и из этого нужно делать выводы, а с другой – что осетины не превратились в безгласных исполнителей чужой воли, и этот факт, несмотря ни на что, внушает оптимизм.

 

Отвечая на вопрос о том, как вернуть ситуацию в РЮО в правовое русло, русский омбудсмен Эстонии  Середенко, заочно участвовавший в семинаре, констатировал «практическое отсутствие этого самого «правового русла». По его мнению, избирательное законодательство Южной Осетии «творили очевидные троечники» - настолько оно запутано и противоречиво. Проведя подрбный анализ, Середенко отметил, что запрет Верховного суда в отношении Центризбиркома оглашать итоги выборов является «прямым произволом и нарушением компетенции ЦИК». Партия «Единство», от имени которой подавался иск в ВС, не имела права обращаться туда непосредственно, а суд – рассматривать ее жалобу. «ВС РЮО объявил выборы недействительными и снял с дистанции  Джиоеву, - указал русский омбудсмен. - Признание выборов недействительными - компетенция ЦИК, а не ВС, то есть все решение Верховного суда незаконно от начала и до конца. Репутационные потери от данного «казуса» - безмерны». По словам юриста, «правовое решение тут найти сложно, так как ВС РЮО фактически совершил преступление, но парламент точно не даст разрешения на привлечение судей к ответственности. Но главное – для правового решения конфликта нет политической воли». Для того, чтобы решить проблему с минимальными потерями, с заявлением о пересмотре решения Верховного суда, который «грубейшим образом превысил свои полномочия», должен обратиться сам Центризбирком, посоветовал  Середенко.

 

Президент региональной общественной организации содействия развитию межнациональных культурных связей «Джавахкская диаспора» Агаси Арабян в качестве варианта выхода из сложившейся ситуации предложил провести в Южной Осетии референдум о вступлении республики в состав РФ, после чего можно было бы перейти к вопросу о назначении туда устраивающей всех авторитетной фигуры.

  

Спецпредставитель Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа Михаил Чернов подчеркнул, что главная задача состоит в том, чтобы не дать ситуации в Южной Осетии, развивающейся в явно негативную сторону, скатиться к кровопролитию. По его мнению, за время, оставшееся до новых выборов, намеченных на 25 марта, оппозиция, среди которой немало настоящих патриотов Осетии, будет основательно «зачищена», что подорвет потенциал осетинского общества. С другой стороны, считает эксперт, при наблюдаемом ослаблении внимания Москвы к кавказским вопросам признание победы Джиоевой в скором времени может, через поддерживающего ее  Тедеева, имеющего связи с Грузией, привести в РЮО грузинские деньги. Необходимо укрепление позиций России в Закавказье и контроль над Военно-Грузинской дорогой, актуализация вопроса о присоединении к Южной Осетии Трусовского ущелья и Казбеговского района, а также срочное строительство дороги через Мамисонский перевал с дальнейшим выходом на Кутаиси и Батуми, убежден Михаил Чернов.

 

«Никакие дороги не изменят ситуации в республике, которую можно назвать очередным провалом внешней политики России», - возразил ему эксперт-аналитик Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. У Кокойты отсутствовал преемник, отметил он, выразив удивление нежеланием допустить к участию в выборах устраивающего практически всех посла РЮО в РФ Дмитрия Медоева. Вместо этого, подчеркнул эксперт, «по непонятным причинам был выбран принципиально неизбираемый по объективным законам избирательного процесса Анатолий Бибилов». Никакие зачистки оппозиции не помогут изменить ситуацию, а 25 марта, если новые выборы действительно состоятся, за нее проголосуют уже 70% избирателей, считает  Горюнов. «Каждый день попыток продавить неправовое решение наносит большой урон репутации России в глазах всех ее сторонников на постсоветском пространстве», - резюмировал он. «Ситуация в Южной Осетии ставит под серьезное сомнение имидж России, ее способность быть гарантом прав народов Кавказа, а также обоснованность действий РФ в 2008 году», - поддержал коллегу президент организации «Русско-армянское содружество» Юрий Навоян. 

 

«Эдуард Кокойты вообще не собирался уходить»,  - обозначил проблему, предельно обострившую ситуацию в РЮО, политолог Андрей Арешев. Результаты выборов должны быть признаны в любом случае, считает он. Что касается строительства дорог, о которых говорил Михаил Чернов, то реализация этих проектов возможна только через поиск бизнес-интересов, отметил Арешев. «Что по ним будут возить?» - задался он вопросом. «Танки», - ответил Чернов. «Танки и по имеющимся дорогам пройдут», - примирил их Владимир Горюнов.

 

Георгий Энгельгардт из Института славяноведения РАН на примере Боснии рассказал о западном подходе к проблеме политической конкуренции в зоне постконфликтного урегулирования. «Дейтонская Босния дает много примеров внешнего управления политическими процессами в обществе, - пояснил он.  - Степень вмешательства колебалась от агрессивного в конце 1990-х до более умеренной в начале 2000-х». При этом Запад всегда, даже в случае в случае Республики Сербской, подвергающейся самому сильному давлению международного сообщества, соблюдает ряд ключевых принципов, среди которых формальное уважение результатов выборов и возможность участия в них основных политических партий. «Относительная умеренность международных чиновников имеет вполне прагматическую мотивацию - они стремятся к устойчивой трансформации боснийского общества в нужном им направлении, - указал Георгий Энгельгардт. - Гарантией такой устойчивости является постепенный характер изменений, тогда как резкая ломка может вызвать отторжение местного общества и привести к открытому сопротивлению, чреватому конфликтом». По его мнению, опыт западного управления в Боснии показывает предпочтительность соблюдения формальных правил игры при плотном контроле всех ее участников. «Этот метод несет меньше рисков, чем навязывание местной среде какой-либо конкретной политической силы или фигуры», - указал эксперт.

 

Переходя к ситуации в Северной Осетии, Артур Атаев отметил рост в республике деструктивного поля, расширению которого способствует отсутствие механизмов решения ряда проблем. Эксперт перечислил среди них последствия осетино-ингушского конфликта, долгосрочные последствия бесланской трагедии, рост исламизма,  террористическую активность с 1999 по 2009 годы, экологические проблемы, убийство Шамиля Джикаева, деятельность в РСО-А радикальной югоосетинской оппозиции, а также внутрицерковный конфликт, приведший к расколу православного сообщества. «Деструктивное поле, активно нарабатываемое с 1981 года, приобретает характер легитимной оппозиции», - указал он. В то же время, подчеркнул Артур Атаев, плацдарм для дестабилизации в Южной Осетии находится в Северной Осетии: расшатать ситуацию в РЮО со стороны Грузии не получится, тогда как с Севера можно организовать «вход» финансируемых Западом гражданских структур. Для предотвращения такого развития событий, полагает эксперт, необходимо достичь триединства власти, гражданского общества и бизнеса, которое в настоящее время отсутствует.

 

Эксперты констатировали резкое усиление антигосударственной деятельности на «осетинском» направлении, направленной прежде всего на снижение, а как максимум – сведение на нет роли Осетии как православного форпоста России на Кавказе, а также дискредитацию всего «осетинского проекта» и изменение вековой пророссийской ориентации осетинского народа. Фасих Бадерхан из Института востоковедения РАН указал, что удар по Осетии – лишь часть далеко идущего плана масштабной дестабилизации в регионе, в основе которого лежат, безусловно, геополитические, а не узкоэкономические интересы отдельных группировок. Подобная деятельность, полагают участники семинара, должна быть немедленно пресечена. Ее продолжение приведет к катастрофическим последствиям для кавказской политики РФ и национальных интересов в целом.