Большие деньги открыли для НАТО путь через Пакистан

Мы в СМИ
США и Пакистан договорились об открытии южного маршрута снабжения войск коалиции НАТО (ISAF) в Афганистане. Длившуюся более семи месяцев блокаду сил НАТО с юга можно считать законченной. Однако возобновление снабжения отнюдь не снимает всех проблем, накопившихся в отношениях между Пакистаном, США и их союзниками по НАТО.

Б.М. Волхонский, кандидат филологических наук,

Старший научный сотрудник сектора Азии Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ

США и Пакистан договорились об открытии южного маршрута снабжения войск коалиции НАТО (ISAF) в Афганистане. Длившуюся более семи месяцев блокаду сил НАТО с юга можно считать законченной. Однако возобновление снабжения отнюдь не снимает всех проблем, накопившихся в отношениях между Пакистаном, США и их союзниками по НАТО.

Вечером во вторник из Вашингтона пришло давно ожидавшееся и в то же время неожиданное известие: после телефонного разговора со своей пакистанской коллегой Хиной Раббани Кхар госсекретарь США Хиллари Клинтон сообщила, что США и Пакистан договорились об открытии южного маршрута снабжения войск коалиции НАТО (ISAF) в Афганистане.

Пакистанские СМИ особый восторг выражают по поводу того, что госсекретарь Клинтон произнесла три сакраментальных слова, которых Пакистан тщетно добивался от представителей администрации в течение последних семи месяцев: «We are sorry». Таким образом, госпожа Клинтон от имени своего правительства извинилась за ноябрьский авиаудар, в результате которого погибли 24 пакистанских военнослужащих и который стал причиной перекрытия южного маршрута.

Как отметил пакистанский военный аналитик Лаик-ур-Рахман (Laiq ur-Rehman), вопрос извинений был даже более значим, чем все денежные вопросы, возникавшие между США и Пакистаном в связи с проблемой транзита. «Единственное слово, которого они (пакистанские власти и армия) ждали, было слово «sorry». Это был вопрос гордости, вопрос чести, вопрос своего «я» («The only word they were looking for was 'sorry.' It was a matter of pride, a matter of honor, a matter of ego»).

Тем не менее говорить о том, что денежные вопросы вообще не играли никакой роли в разрешении конфликта, было бы совершенно неправильно.

Именно большие деньги, стоящие на кону, заставили обе стороны пойти на уступки друг другу. Как подсчитали американские военные, перекрытие транзита через Пакистан увеличило расходы по транспортировке людей и грузов через северных соседей Афганистана (страны Центральной Азии и Россию) как минимум на 100 млн долларов в месяц (а по некоторым подсчётам - значительно больше). И это ещё до того, как началась активная фаза вывода войск и вооружений из Афганистана - а оттуда планируется вывести не менее 100 тыс. военнослужащих (из почти 130-тысячного контингента, размещённого там сейчас), а также огромное количество военной техники, амуниции и иных грузов.

При этом, как сообщила госпожа Клинтон, Пакистан отказался от ранее выдвигавшихся требований повысить плату за транзит, оставив её на том уровне, на котором она была до ноября прошлого года (250 долларов за каждый грузовик, хотя ещё недавно Пакистан собирался повысить плату до 5 тыс. долларов). Впрочем, это не означает, что Пакистан остался внакладе: сразу после сообщения о снятии блокады администрация объявила о том, что размораживает пакет помощи Пакистану на сумму около 1,1 млрд долларов. Кроме того, открытия транзита очень ждали пакистанские перевозчики - владельцы и водители тяжёлых грузовиков, сидевшие без работы все последние семь месяцев.

Итак, что касается денежных вопросов, то, казалось бы, ситуация разрешилась к обоюдному удовлетворению обеих сторон. Однако это не означает, что в отношениях США и Пакистана наступает эра безоблачного сотрудничества.

Во-первых, пакистанские талибы сразу же заявили, что не допустят возобновления транзита и будут атаковать караваны грузовиков и цистерн с топливом, как они это делали и раньше. Ситуация уже заставила транспортников несколько поубавить свой энтузиазм. Глава одной из крупнейших ассоциаций транспортников Мир Мохаммад Юсуф Шахвани (Mir Mohammad Yousuf Shahwani) заявил агентству «Франс пресс»: «Мы можем начать перевозки уже через несколько дней. Но вопрос в том, кто нас защитит».

Наконец, главная проблема возникает в связи с тем, что нынешнее правительство Пакистана большинством наблюдателей рассматривается как временное. Его популярность настолько низка, что оно вряд ли удержится у власти после всеобщих выборов - пройдут ли они в срок, в 2013 году, или досрочно - до конца нынешнего года.

С учётом нарастающих антиамериканских настроений в Пакистане весьма реальной выглядит перспектива, что новые власти захотят пересмотреть достигнутые на этой неделе договорённости ещё до конца полного вывода войск США и НАТО из Афганистана. 

Источник: «Голос России».