О Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации

Аналитика
Принятие Доктрины продовольственной безопасности является важным для России событием. В рамках Доктрины оформлены официальные взгляды на проблемы продовольственной безопасности страны. Она формулирует основные понятия, термины и критерии, а также направления действия в области обеспечения страны продовольствием.

Д.Н. Лыжин,

научный сотрудник отдела отраслевой и региональной экономики

В Доктрине продовольственной безопасности России указаны основные параметры самообеспеченности продуктами, которых необходимо достичь в среднесрочной перспективе. Так, к 2020 году доля произведенных в России основных продуктов питания на внутреннем рынке должна составлять не менее 85%, при этом общепринятым в мировой практике считается достаточным собственное производство на уровне 70-75%. Россия в состоянии достичь полного самообеспечения продовольствием, и превысить установленные в Доктрине значения. Так уже сейчас количество российского зерна на отечественном рынке превышает закрепленный уровень. Производство мяса и молока может достигнуть показателей в 70 и 81% от самообеспеченности к 2012 г. если в полном объеме будет реализована Государственная программа развития сельского хозяйства.


Очевидно, что Доктрина является рамочным документом и на ее основе должны быть разработаны конкретные схемы развития агропромышленной и смежных отраслей. На наш взгляд, в документе не отмечены некоторые важные моменты, которые необходимо будет включить в создаваемые на ее основе программы.


Так, в рамках межрегиональной интеграции следует также формировать межотраслевое взаимодействие в рамках АПК, формирование технологических цепочек. При планировании ускоренного развития животноводства следует обозначать необходимость развития смежных отраслей (кормопроизводства, ветеринарного обслуживания и санэпидем контроля).


Доктрина вольно отражает необходимость технической модернизации аграрного производства. На наш взгляд, прежде всего, в документе следовало четко обозначить в качестве приоритета развитие всего комплекса доработки и переработки аграрного сырья и прежде всего, обратить внимание на усовершенствование зернового комплекса. Скорректировать модель развития с экстенсивных технологий на увеличение добавленной стоимости производимой им продукции. Количество зерна производимого в стране в 2009 г. достигло 97 млн. тонн в чистом весе, в том числе пшеницы - около 62 млн. тонн. В 2010 году посевные площади будут расширены на 400 тыс. га, произведенные излишки зерна планируется продавать за границу. Экспорт зерна в чистом виде без переработки, схож с вывозом минерального сырья или необработанной древесины. Производство зерновой продукции глубоких переделов в России развито слабо, большая ее часть в стране импортная. Модернизация зернового комплекса и увеличение степени переработки зерна имеет стратегическое значение для России.


Доктрина не отражает положения и условия по вступлению страны во Всемирную торговую организацию. Документ ограничивается формулировкой, что для вхождения в ВТО Россия должна получить условия, отвечающие национальным интересам. В настоящий момент по ряду элементов  поддержки сектора (уровень агрегированных мер поддержки, субсидирование экспорта, применение таможенного регулирования) параметры вступления таковыми не являются. Навязываемые условия в разы хуже, чем у стран с развитым аграрным производством. У России нет необходимости становится членом ВТО, если вступление будет угрожать продовольственной безопасности страны. В связи с этим переговорный процесс может длиться еще достаточно долго, что дает шанс увеличивать необходимые меры поддержки АПК, и позволит России закрепить их на максимальном уровне.