Южный поток: строительство начато!

Аналитика
Несмотря на то, что экономическая эффективность «Южного потока» в условиях возможного сокращения спроса на российский газ в Европе остается пока под вопросом, его политические преимущества не вызывают сомнений.

 

В.М. Блинков, кандидат физико-математических наук,

начальник сектора экономики зарубежных стран Центра экономических исследований РИСИ

7 декабря 2012 г. в Краснодарском крае сварен первый стык газопровода «Южный поток». На процедуре присутствовали: Президент России В.В.Путин, генеральный управляющий концерна Eni (Италия) П.Скарони, главный исполнительный директор компании EDF (Франция) А.Проглио, председатель правления Wintershall Holding GmbH (Германия) Р.Зеле, главный исполнительный директор South Stream Transport (Германия) М.Крамер, гендиректор "Сербиягаз" (Сербия) Д.Баятович, гендиректор Plinovodi d.o.o. (Словения) М.Эберлинц, главный исполнительный директор компании MVM (Венгрия) Ч.Байи и исполнительный директор Болгарского энергетического холдинга ЕАД М. Андонов.

Трубопровод призван стать важной составляющей в диверсификации маршрутов поставок российского газа в Европу. Коммерческие поставки по нему  в Европу планируется начать в первом квартале 2016 года, а в 2018 году вывести проект на полную мощность – 63 млрд. куб. м в год.

Морской участок газопровода «Южный поток» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии, его общая протяженность - более 900 км, максимальная глубина – более 2 км.

На первом этапе газ по трубопроводу будет поставляться Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Италию и Хорватию т.е. фактически в те же страны, в которые он поставляется через газотранспортную систему Украины в настоящее время. В реализации проекта принимают участие крупнейшие западноевропейские энергетические концерны.

Предполагается, что в перспективе «Южный поток» снизит для нашей страны транспортные риски. Но, можно с определенностью утверждать, что сейчас начало реализации «Южного потока» принципиально меняет позиции как России, так и ЕС по отношению к газотранспортной системе Украины. Отмечу, что с периодом, предшествующим старту «Южного  потока», была связана повышенная пиар-активность руководства Украины, проявившаяся в многочисленных новых инициативах, включающих реверс трубопроводов, планы по стремительному развитию добычи сланцевого газа до 20 млрд куб м в год  и более к 2020-2025 гг., организации поставок СПГ, участию в реализации проекта Трансанатолийского газопровода по поставкам азербайджанского газа и т.д.

Первые поставки газа по «Южному потоку» начнутся раньше, чем по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому практически в те же  страны Южной и Восточной Европы планируется поставлять 10 млрд куб м азербайджанского газа. Его строительство начнется в 2014 г., а завершится в 2017 г. Следует отметить, что запуск проекта уже повлек за собой изменение риторики участников TANAP. Если год назад руководство азербайджанской SOCAR декларировало, что при рассмотрении вариантов поставок азербайджанского газа в Европу оно будет стремиться к максимизации экономической эффективности проекта, то сейчас его целью является обеспечение гарантированного вывода топлива на рынок по максимально минимизированным тарифам.

“Начало строительства газопровода “Южный поток” - это успех России и поражение ЕС, - так прокомментировал данное событие бывший министр экономики Польши Януш Стейнхофф в интервью польскому агентству Newseria. Как известно, сказал он, аналогичным европейским проектом должен был стать Nabucco. Однако мы его столь “успешно” реализовывали, что русские нас опередили… теперь монополию “Газпрома” в Европе может ограничить лишь “третий энергетический пакет”, положения которого имеют антимонопольную направленность.

В Европе пока наблюдается весьма сдержанное отношение к новому российскому проекту. Россия и ЕС в ходе ряда межправительственных встреч так и не смогли прийти к договоренностям о ряде исключений из новых европейских правил регулирования энергорынка ЕС, вступивших в силу в марте 2011 г.,  в отношении поставок газа в Европу по «Южному потоку». Такие исключения из правил, установленных Третьей энергетической директивой ЕС, предусмотрены на переходный период формирования единого энергорынка ЕС для ряда транзитных сетей. В их число входит в частности «Северный поток».

Характеризуя позицию Еврокомиссии по отношению к «Южному потоку» еврокомиссар по вопросам энергетики Г. Оттингер на пресс-конференции в Брюсселе 16 ноября 2012 г. отметил: «Южный поток» очень интересный инфраструктурный проект. Еврокомиссия стремится выработать конструктивный подход относительно него. Мы тщательно отслеживаем ситуацию вокруг «Южного потока», взаимодействуя с «Газпромом» и европейскими компаниями, принимающими участие в этом консорциуме. Но при этом он отметил, что делать заключения о проекте пока еще рано т.к. Еврокомиссии до сих пор неизвестны его основные параметры, в частности маршрут (в Сербию или Италию) и развитие пропускной способности. Сейчас Еврокомиссия изучает соответствие «Южного потока» интересам Европы и уровень его экологической безопасности.

Газпром при существующей системе газового рынка не сможет покупать газопроводы в тех странах Европы, через которые пройдет «Южный поток». По действующим европейским правилам компании из неевропейских стран могут приобретать передающие мощности или трубопроводы в европейских странах только в случае, если структура их бизнеса соответствует правилам Третьего энергопакета. В случае с Газпромом главное из них, отделение бизнеса по добыче газа от бизнеса  по транспортировке и реализации газа, пока не соблюдается.

В этой связи отметим, что ЕС, сделав исключение для «Северного потока», пока не распространил это исключение на его ответвления на территории Германии, рассматривая их как внутриевропейские, а не как транзитные.

В целом, несмотря на то, что экономическая эффективность «Южного потока» в условиях возможного сокращения спроса на российский газ в Европе остается пока под вопросом, его политические преимущества не вызывают сомнений.