За последние годы произошло усиление угроз безопасности России

Аналитика
Анализ результатов экспертного опроса по проблеме «Военно–политическая ситуация в мире и безопасность России»

В ноябре 2013 года в РИСИ состоялась конференция «Военно–политическая ситуация в мире и безопасность России», в которой приняли участие ведущие исследователи РИСИ, других российских научно-исследовательских центров, представители Министерства обороны РФ, ГШ ВС РФ, Министерства иностранных дел России, ОДКБ, а также специалисты из международных аналитических центров. В ходе конференции был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 30 ведущих российских и зарубежных специалистов.

Цель опроса состояла в выявлении позиций экспертного сообщества по актуальным проблемам национальной безопасности Российской Федерации, включая оценку состояния и особенностей динамики военно-политической ситуации в мире, определение новых вызовов и угроз безопасности РФ и путей их парирования, анализ направлений развития российских вооруженных сил.

Что касается оценки динамики угроз национальной безопасности России за последние пять лет, то мнение экспертов по данному вопросу можно охарактеризовать как довольно тревожное (рис. 1).

Более 80 % опрошенных отметили, что за последние пять лет произошло нарастание угроз безопасности России. При этом более трети экспертов (36 %) оценили это нарастание угроз, как «существенное». Ряд опрошенных связывают подобную ситуацию с общим возрастанием нестабильности в мире. Вот один из экспертных комментариев:

«Основные причины возрастания глобальной нестабильности:

  1. 1.     Усиление системного кризиса мировой хозяйственной системы.
  2. 2.     Наращивание материальной базы вооруженной борьбы – продолжающаяся гонка вооружений.
  3. 3.     Усиление силового фактора в международных отношениях – доллар пока держится “на штыках”».

Рис. 1

В то же время почти половина опрошенных (46 %) настроена чуть более оптимистически и полагает, что усиление угроз безопасности России носит несущественный характер, Один из экспертов отметил следующее:

«Угрозы в основном остались прежними. США и страны НАТО свои интересы продолжают “навязывать”, в том числе с применением силы, финансируют “оранжевые” революции. Возросла угроза от исламистов».

Наконец, важно отметить, что ни один из экспертов не выбрал предлагавшийся вариант ответа «Произошло существенное ослабление угроз» и лишь 4 % полагают, что «произошло несущественное ослабление угроз».

В связи с нарастанием угроз безопасности Российской Федерации встает вопрос о возможности адекватного ответа России на эти вызовы, повышения ее оборонного потенциала и определения приоритетных направлений развития вооруженных сил РФ. Поэтому интерес представляет экспертный взгляд на динамику изменения военного потенциала России.

Позитивные изменения военного потенциала страны за последние пять лет отметили чуть более 60 % опрошенных, а негативную оценку дали 32 % экспертов (рис. 2).

Рис. 2

Однако следует отметить, что существенно позитивную оценку дали лишь 7 % специалистов, а 54 % считают произошедшие позитивные изменения несущественными. Приведем примеры экспертных комментариев по данному вопросу:

«Разработаны или близятся к завершению работы по созданию комплексов оружия нового поколения. Однако существенного обновления вооружения за последние пять лет не произошло».

«Наращивание боевого потенциала РФ происходит несбалансированно, с нарушением системности. Болевые точки – разведка, управление, связь, оптимизация боевых и обеспечивающих систем».

Важно также отметить, что почти каждый пятый из опрошенных экспертов (18 %) полагают, что за рассматриваемый период произошли существенные негативные изменения военного потенциала России.

Что касается приоритетных направлений развития вооруженных сил РФ в настоящее время, то обобщенные экспертные оценки по этому вопросу представлены на рис. 3.

Рис. 3

Отметим, что при приемлемой степени согласованности мнений экспертов по рассматриваемому вопросу в целом, более согласованными оказались их оценки приоритетности ядерной триады ВС РФ и сухопутных войск и менее согласованными – оценки военно-воздушных сил общего назначения.

Исходя из полученных экспертных оценок, представляется, что направления развития ВС РФ в настоящее время могут быть разделены на три группы.

В первую, наиболее приоритетную группу включены ядерная триада ВС РФ и системы боевого управления и связи. Вот как прокомментировали эксперты важность этих направлений:

«Ядерное оружие – основа военно-политического статуса РФ. Наращивание боевых возможностей сухопутных войск, военно-морского флота и военно-воздушных сил требует приоритетного развития систем управления и связи».

«В настоящее время слабое звено – системы боевого управления и связи, без обновления которых не имеет смысла развивать другие компоненты ВС РФ».

Наименее приоритетным направлением развития вооруженных сил России экспертам представляются сухопутные войска, а ВВС и ВМС общего назначения заняли «промежуточное» положение по приоритетности. По-видимому, это определяется, с одной стороны, позицией экспертов об исключительной важности для безопасности России в настоящее время ее ядерных сил, а с другой стороны – отдельным рассмотрением систем боевого управления и связи, развитие которых, как подчеркивалось выше специалистами, и направлено на совершенствование сил общего назначения.

Отметим также, что ряд экспертов указали на важность развития такого направления ВС РФ, как воздушно-космическая оборона.

Хотя усиление и совершенствование военного потенциала России и является одним из основных средств обеспечения ее национальной безопасности, важную роль в решении данной задачи играют и другие инструменты, в частности – заключение международных соглашений, направленных на обеспечение стабильности и безопасности в мире. Естественно, что подобные соглашения должны соответствовать интересам России. Поэтому важным представляется мнение экспертного сообщества о необходимости заключения тех или иных договоров в оборонной сфере. Обобщенные экспертные оценки по данному вопросу представлены на рис. 4.

Рис. 4

Интересно отметить, что один из предлагавшихся к рассмотрению договоров нашел безусловную поддержку у экспертов, а именно – договор о неразмещении оружия в космосе. Абсолютно все опрошенные высказались за разработку и принятие такого соглашения. По-видимому, это объясняется тем, что развертывание систем оружия (в т.ч. ударного) в космосе существенно дестабилизирует ситуацию в мире. Как отметил один из экспертов, «размещение ударного оружия в космосе может привести к такому уровню неопределенности и риска, что говорить о каком-то сдерживании кем бы то ни было не представляется возможным».

Еще одним соглашением, за принятие которого «проголосовало» большинство экспертов (70 %), стал Договор об обычных вооруженных силах в Европе. При этом многие специалисты отметили, что «необходим абсолютно новый договор, а не модернизация старого ДОВСЕ, поскольку с момента его подписания ситуация кардинально изменилась».

Что касается соглашений, связанных с ядерным оружием (Договор по СНВ и Договор по ТЯО), то большинство экспертов (70 % и 78 %) считают, что новые договоры в настоящий момент России не нужны, поскольку «в условиях существенного отставания РФ от США и НАТО в обычных вооружениях, в т.ч. высокоточных, ядерное оружие является гарантом российской безопасности». Во всяком случае, как отметил один из экспертов, «любые новые переговоры по ядерному оружию должны предваряться новыми договоренностями в области обеспечения военно-стратегической стабильности на глобальном и региональном уровнях».

При рассмотрении договора о ракетах средней и меньшей дальности мнения экспертов разделились практически поровну. По-видимому, на сегодняшний день это связано с неопределенностью целей такого соглашения (как написал один из экспертов, «все зависит от характера договоров»).

Еще одним важным инструментом обеспечения безопасности России представляется военное сотрудничество между Российской Федерацией и странами постсоветского пространства.

При рассмотрении вопросов двустороннего военного сотрудничества России и стран постсоветского пространства эксперты анализировали два аспекта этой проблемы. Во-первых, они оценивали степень необходимости развития такого сотрудничества между Россией и постсоветскими государствами с точки зрения интересов безопасности РФ. Во-вторых, эксперты давали оценки вероятности налаживания такого сотрудничества, поскольку без этих оценок необходимость (эффективность) двусторонних отношений остается всего лишь абстрактной категорией.

Обобщенные экспертные оценки степени необходимости военного сотрудничества между Россией и постсоветскими государствами представлены на рис. 5.

Учитывая погрешность экспертных измерений, можно разделить постсоветские государства (исключая страны Балтии) на три группы.

Рис. 5

Рис. 6

В первую группу вошли страны, степень необходимости военного сотрудничества РФ с которыми эксперты оценили между «высокой» (0,7) и «очень высокой (0,9). К ним относятся Белоруссия (несомненный лидер), далее Украина и Казахстан и, с некоторым отставанием, Армения.

Вторую группу составили государства, степень необходимости сотрудничества с которыми эксперты определили оценкой «выше средней» (> 0,5). Такими странами, по их мнению, являются Азербайджан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан.

Наконец, в третью группу вошли Туркмения, Молдова и Грузия, обобщенные экспертные оценки необходимости сотрудничества с которыми оказались меньше 0,5..

Важно отметить, что экспертные оценки степени необходимости военного сотрудничества России с любой из постсоветских стран практически не опускались ниже «средней» (даже для Грузии, чья оценка – 0,44 – оказалась лишь немного «ниже средней»). Таким образом, эксперты полагают, что военное сотрудничество России с постсоветскими государствами является исключительно важным. Вот некоторые экспертные комментарии:

«Необходимость углубления сотрудничества РФ с отдельными странами – бывшими республиками СССР обусловлена актуальностью формирования российского геополитического пространства».

«Государства постсоветского пространства – сфера естественных интересов РФ, следовательно, военно-политическое сотрудничество с ними имеет большое значение для сохранения роли России в этой части мира».

Однако мнения экспертов относительно возможности формирования двусторонних союзов между Россией и рассматриваемыми государствами оказались существенно более пессимистическими (рис. 6).

Оценки вероятности для всех стран постсоветского пространства оказались ниже аналогичных оценок степени необходимости военного сотрудничества. Лишь для таких государств, как Белоруссия, Армения и, может быть, Таджикистан и Киргизия, экспертные оценки реализуемости военного сотрудничества этих стран с Россией оказались сравнимыми с оценками значимости этих союзов.

Более половины рассматриваемых стран (Украина, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Молдова, Грузия) оказались в группе государств, вероятность сотрудничества с которыми в оборонной области оказались «ниже средней» (а у Молдовы и Грузии – «низкой»).

Особую озабоченность у экспертов вызывает Украина, у которой «разрыв» между необходимостью налаживания с ней военного сотрудничества (0,77) и вероятностью реализации такого сценария (0,45) представляется очень высоким.

Отметим, что мнение экспертной группы по данному вопросу (и в части оценки степени необходимости, и в части оценки вероятности) отличалось очень высокой согласованностью, что свидетельствует о надежности полученных результатов.

В заключение остановимся на следующих основных выводах, которые можно сделать по результатам проведенного экспертного опроса.

Хотя проблемы национальной безопасности Российской Федерации в настоящий момент и не являются критическими, за последние годы произошло усиление угроз безопасности России.

Несмотря на умеренно позитивную оценку большинством экспертов изменения военного потенциала России за последние годы, экспертное сообщество оказалось далеко не единодушным в этой оценке. Поэтому следует активизировать работы по совершенствованию военного потенциала РФ.

Приоритетными направлениями совершенствования военного потенциала являются российская ядерная триада, как основа ее безопасности, и системы управления и связи, способствующие укреплению как сил ядерного сдерживания, так и сил общего назначения.

В дипломатической сфере России следует активизировать заключение соглашений по неразмещению оружия в космосе (в первую очередь) и принципиально нового договора по обычным вооружениям в Европе. В то же время, новые соглашения о стратегических наступательных вооружениях и тактическом ядерном оружии в настоящий момент не будут способствовать укреплению безопасности Российской Федерации.

На постсоветском пространстве у России имеется возможность эффективного  сотрудничества в военной области с Белоруссией, Арменией и Казахстаном. В то же время весьма важным представляется, по крайней мере, сохранение военного и военно-технического сотрудничества России с Украиной, реализуемость которого в настоящее время существенно снизилась.

Полную версию материала можно скачать по ссылке