Арабо-израильский этап поездки Д.Трампа

Аналитика
Единый фронт борьбы с террором по-американски

География первых зарубежных визитов президента США оказалась необычной. Так, впервые после Р. Рейгана глава американской администрации начал не с Канады или Мексики, а отправился на постоянно бурлящий Ближний Восток, где последовательно встретился с королем Саудовской Аравии Салманом и членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а затем выступил перед участниками арабо-мусульманского саммита.

Важнейшими стали переговоры с саудовским королем, в результате которых были подписаны крупнейшие контракты на поставку американского вооружения и военной техники на сумму около 110 млрд. долл., включая самолеты (кроме истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, что могло бы вызвать опасения Израиля), корабли, танки, усовершенствованные радары и противоракетные системы, а также на сборку в королевстве вертолетов Black Hawk. Одновременно на десятилетний период были заключены соглашения в области энергетики, добычи полезных ископаемых, нефтяной промышленности, авиаперевозок (закупка пассажирских лайнеров) и др., оцениваемые в 260-280 млрд. долл.

Такие результаты, безусловно, будут высоко оценены американским ВПК и поддержаны электоратом Д.Трампа, который убедится в выполнении одного из главных предвыборных обещаний президента о создании новых рабочих мест.  Это должно также снизить накал антитрамповской риторики внутри США, т.к. у ВПК достаточно сил и возможностей, чтобы обуздать находящуюся в состоянии открытой войны с президентом либерально-демократическую прессу.

На встречах с арабскими лидерами Д.Трамп призвал объединить силы всех участников в борьбе против главной угрозы человечеству – терроризма, хотя, как известно, многие из присутствовавших относят к террористическим разные группировки. Прежде всего, поддержкой террористических организаций, якобы осуществляемой Ираном, объясняется и еще раз подчеркнутая Д.Трампом позиция США по формированию единого фронта,  противостоящего этой стране, что вызвало особое одобрение Королевства Саудовская Аравия (КСА), главного регионального противника Ирана. Обнаружению и ликвидации источников, путей и способов финансирования радикальных группировок должен способствовать соответствующий центр, создаваемый США и КСА.

В целом, высказывания Д.Трампа в Саудовской Аравии существенно отличались от предыдущих президентов США тем, что он совершенно обошел вниманием вопросы прав человека и распространения демократии, понимая, что чтение лекций на эти темы не пришлись бы по вкусу многим авторитарным лидерам и затруднили бы решение конкретных проблем.

С неменьшим радушием, чем в КСА  Д.Трамп был встречен в Израиле, куда он прилетел прямым рейсом из Эр-Рияда, что произошло впервые. Причем премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в связи с этим фактом выразил надежду, что в будущем и ему удастся пролететь по такому же маршруту.

На переговорах с израильским лидером Д.Трамп подтвердил нерушимые связи двух стран и отметил, что общение с арабскими руководителями дало ему новую надежду на мир в регионе. Б.Нетаньяху, назвав Д. Трампа настоящим другом Израиля, подтвердил намерение своей страны оставаться ключевым партнером и союзником США в регионе.

С визитом Д.Трампа израильтяне связывали большие надежды в связи с его произраильскими высказываниями в период предвыборной кампании, резко контрастировавшими с позицией Б.Обамы, что позволяло им надеяться на урегулирование палестинской проблемы в интересах Израиля. Тем более, что американский президент в ходе майской встречи с лидером Палестины М.Аббасом в Вашингтоне отошел от долговременной позиции США – два государства для двух народов, а заявил, что принял бы любое решение, приемлемое для обеих сторон.

Однако, исходя из необходимости укрепить отношения с арабским миром и даже способствовать налаживанию израильского взаимодействия с ним перед лицом общего врага – Ирана, Д.Трамп воздержался от решительных действий и высказываний. Так, Западную Стену он посетил без участия Б.Нетаньяху, не подтвердив тем самым ее принадлежность Израилю, а также не объявил столь ожидаемого в Тель-Авиве решения о переводе посольства США в Иерусалим. Неясной осталась и позиция президента в отношении строительства новых израильских поселений на территории Иудеи и Самарии или на оккупированном Западном берегу (в палестинской терминологии).

После встречи Д.Трампа и М.Аббаса в Вифлееме оба лидера заявили о своей приверженности мирному решению накопившихся проблем, хотя М.Аббас вновь подчеркнул, что это будет возможно при соблюдении принципа двух государств для двух народов, отходе Израиля к границам 1967 года и освобождении Восточного Иерусалима, а в иерусалимской мечети Аль-Акса в это же время прошла проповедь, в которой президент США был назван сатаной и врагом мусульманского мира.

В целом, хотя Д.Трамп и заявлял о наличии у него плана по урегулированию палестино-израильского конфликта, но ни сам план, ни его детали не стали достоянием гласности. Лишь госсекретарь Р.Тиллерсон  сообщил, что американцы рассчитывают позднее организовать встречу лидеров США, Израиля и Палестины.