«Россия и Украина в американских программах оказания стратегического влияния»

Аналитика
Доклад старшего научного сотрудника РИСИ, кандидата полититических наук А.В. Бедрицкого на прошедшем в рамках IV Международной научно-практической конференции «Русский язык в поликультурном мире» круглого стола «Социально-политические детерминанты культурно-языкового пространства».

А.В. Бедрицкий,

к.п.н., старший научный сотрудник отдела евроатлантических исследований

В феврале 2009 года американский вице-президент Джозеф Байден заявил, что в отношениях с Россией необходимо нажать «кнопку перезагрузки». Это было воспринято, как призыв улучшить взаимоотношения между двумя странами. Как же обстоят дела на самом деле?


Приход к власти кабинета Обамы привел к тому, что внешнеполитические подходы предыдущей администрации подверглись значительной ревизии. В частности, превентивная силовая политика, построенная преимущественно на односторонних действиях, показавшая свою неэффективность при решении целого ряда конфликтов от Ирака и Афганистана, до организации «цветных революций» и их логического финала в Ю. Осетии, была трансформирована в т.н. политику «умной силы». Принципы этой политики были озвучены госсекретарем Х. Клинтон в июле 2009 года:


- создавать мощные механизмы взаимодействия с историческими союзниками;


- стараться разрешать конфликтные ситуации дипломатическими средствами;


- оказывать поддержку в развитии дружественным силам за рубежом. Это должно стать краеугольным камнем американской мощи;


- координировать военные и гражданские усилия в регионах, где США участвуют в конфликтах;


- усилить свои традиционные инструменты влияния.


Таким образом, слова о перезагрузке отношений относились главным образом к американскому истэблишменту и означали призыв к пересмотру тактики отношений с Россией для достижения стратегических целей в ее отношении, которые на ближайшую перспективу сводятся к трем основным направлениям:


- привлечению России к программам нераспространения ОМУ и продолжению сокращений стратегических ядерных вооружений в рамках договора СНВ;


- обеспечению транзита военных грузов в Афганистан и, возможно, более плотного привлечения России к этой операции;


- недопущению восстановления влияния России в какой бы то ни было форме в республиках СНГ.


На последнем направлении хотелось бы остановиться несколько подробнее.


В июле прошлого года в Киеве Байден заявил, что улучшение отношений между США и Россией не будет происходить за счет отношений Вашингтона с Украиной. И это действительно так. Соединенные Штаты не отказываются от своих планов по включению Украины, в той или иной мере, в евроатлантические институты безопасности и, тем самым, стремятся вывести ее из орбиты влияния России. Однако линия администрации Буша, направленная на поддержку т.н. «оранжевых режимов» с явным антироссийским уклоном в их политике в настоящее время претерпевает изменения. Соединенные Штаты нуждаются в поддержке России как в вопросах ОМУ, так и Афганистана, и не хотят идти на прямую конфронтацию с российским руководством. Поэтому основной их задачей на ближайшую перспективу станет подготовка почвы, как в самой России, так и в ее ближайшем окружении для продвижения американских интересов.


Для этого администрации Обамы требуется решить ряд задач, сформулированным экспертом «Фонда Наследия» Ариэлем Коэном:


- использовать средства публичной дипломатии для достижения стратегической цели – ликвидации антиамериканских проявлений в действиях российских государственных и общественных организаций. При этом основные действия должны сосредотачиваться на том, чтобы добиться поддержки со стороны российских широких общественных кругов, что позволит влиять и на действия официальной власти.


- провести всесторонний аудит российского влияния в американских и международных СМИ для того, чтобы избежать в дальнейшем негативных последствий. Для этих целей привлечь государственные исследовательские центры, такие как Корпорацию анализа зарубежного общественного мнения, а также использовать возможности ЦРУ и ФБР;


- продолжить проведение и финансирование программ содействия «в интересах свободы и демократии» в странах центральной и восточной Европы. Уделять особое внимание Украине и Грузии. Закрепить там влияние запада и «недопустить сползание этих республик вновь в сферу влияния России. Эта угроза существует и она реальна».


Одной из наиболее серьезных угроз, требующих нейтрализации, в связи с этим американским экспертам видится расширение присутствия российских СМИ в постсоветских республиках.


Неудивительно поэтому, что публичная дипломатия, как наиболее действенный инструмент оказания политического влияния становится в центре внимания американской администрации. Об этом ярко свидетельствуют рост расходов, связанных с осуществлением программ влияния. Если в 2009 г. На эти цели выделялось 930 млн. долл, в 2010 – 1,13 млрд, в 2011 будет запрошено 1, 29 млрд. Т.е ежегодный прирост расходов составляет соответственно 8,5%, 21,5%, 13,6%.


Приведенные цифры, а также смещение приоритетов в отношении России и Украины наглядно свидетельствуют, что США в ближайшей перспективе будут стремиться создать почву в среде государственного управления, бизнес-структур и среди деятелей культуры для дальнейшего продвижения собственных интересов, направленных на достижение глобального доминирования.